РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Проза

СВЯЩЕННЫЕ ТАЙНЫ ч.1 "МИРО"

1358 просмотров

МИРО-Предыстория вопроса

                                                                      СВЯЩЕННЫЕ   ТАЙНЫ

                                                                           ч.1 «МИРО»

      В ХРИСТИАНСТВЕ, как в одной из мировых религий, имеется свое давно установленное и укреплённое «святостью» прежних церковных авторитетов и Вселенских соборов догматическое учение. Но, в нем   есть много такого, что и сами «служители культа» - эти «посредники» между Богом и рядовыми членами христианской общины, умышленно скрывают от своих прихожан.

      Причем эта «завеса секретности» над определёнными богослужебными действиями, культивируемыми в христианстве замотивирована тем, что это якобы сам Божий сын Иисус Христос так заповедовал!

     В том смысле, что им был установлен «запрет» и, что к знанию и исполнению этих «СВЯЩЕННЫХ ТАЙН» могут быть допущены только специально подготовленные священнослужители!

     Считается, что само понятие «Таинство» в христианстве это— священнодействие в церкви, обряд, в котором через внешние действия тайно и невидимо передаётся Благодать Святого Духа — спасительная сила Божия.

    В таинстве Благодать даётся непременно при условии его правильного совершения.

   Возможно, дар этот будет христианину в суд или в осуждение, но милость Божия преподаётся ему».

    Но все Таинства, соблюдаемые христианстве, так или иначе берут начало от различных событий так называемой «Священной истории».

     Иногда Таинства заимствовались из дохристианских культов но потом получивших в христианстве некоторые новые специфические черты.

      Причём первоначально та же «Христианская церковь» заимствовала и ввела в свой культ всего два Таинства — крещение и причащение.

       И только впоследствии, среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств.

      Официально же семь таинств были впервые признаны только уже Римско-католической Церковью и только на Втором Лионском соборе в 1274 году.

    Ex opere operato (или opus operato) «в силу совершенного действия» — принцип, которым Римская Церковь объясняет действие благодати чрез преподаваемые ею таинства вне зависимости от личных достоинств тайно совершителя.

    Сведя таким образом «моральный образ священника (монаха)» - «отправляющие» эти СВЯЩЕННЫЕ ТАИСТВА  опять же  до физического понятия «Проводника» из раздела современной физики - «Электричество»!

    А поскольку данная работа в первую очередь адресована русскоязычному читателю, то надо сразу и прямо сказать, что только конца XVI века Православная церковь (вслед за своей  идеологической соперницей Римской католической церковью) «искусственно выделила 7 таинств», хотя есть православные обряды (например, постриг в монашество или отпевание) не менее значимые, чем некоторых из означенных семи таинств

     Почему именно семь? А Бог его знает!

     Скорее всего это модная дань мистическому смыслу приписываемого этому числу в иудейской нумерологии. (К примеру- http://islamforum.ru/threads/Нумерология-Тайна-7.1730/)

      А закончив со вступлением давайте и посмотрим, что это за «Святые Тайны»!

      А это: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Исповедь, Священство (Рукоположение) и Елеосвящение.

 

      И каждая из «ТАЙН» требует отдельного и подробного рассмотрения!

 

      Но, все же среди семи таинств есть одно МИРОПОМАЗАНИЕ!

 

      Которое можно действительно отнести к Первому таинству в Христианстве, если признать тот очевидный и исторически легко доказуемый факт, что «ХРИСТИНСТВО» это есть удачная попытка, самозваного «апостола Павла» создания (а говоря современным языком людей, познавших все блага компьютеризации в своей жизни и возможности сети Интернет) есть «облегченная» версии «ИУДАИЗМА» для не евреев!!!

   Почему я так категоричен в своих выводах, может удивится читатель?

   А потому уважаемый читатель, что мои слова основаны на Библии, вернее на первой ее части Торе (Пятикнижие Моисея), что была дана лично Богом ИЕГОВОЙ, своему единственному ИЗБРАННОМУ НАРОДУ –через пророка МОИСЕЯ вождя семитского племени, бежавшему (опять же не без Божьей помощи), из египетского рабства-  под именем «Иудеев»!

       Это для многих из вас, уважаемый читатель, сложный к пониманию вопрос, но я попытаюсь вам его доходчиво объяснить с точки зрения христианской религии!

 

       Согласно Св. Писанию (в Христианстве), Израиль избран как народ Божий для возвещения и свидетельства миру единого Бога и Его Закона, а также подготовки к заключению Нового и вечного Завета.

       Эта миссия – не только привилегия, но и долг.

      Ее исполнение сопряжено с соблазном само превозношения и риском уклонения от служения Богу, в чем и упрекали израильтян пророки.

       Иисус пришел именно к Израилю для заключения Нового Завета и этим подтвердил избрание, но иудеи отвергли Его как обещанного Спасителя.

      По ап. Павлу, иудеи, став врагами Евангелия Христова, все же “возлюбленные (Божии) ради отцов” (Рим.11.28); их избранность не отменяется тем, что Христос и апостолы создали новый народ Божий – Церковь.

         В русской религиозной философии в этой связи подчеркивалось следующее:

        1) Существует особая тайна избрания Израиля, которое остается в силе несмотря на то, что Иисус был отвергнут Израилем как посланный ему Христос.

        2) Трагизм взаимоотношений христианства и иудейства во многом объясняется борьбой Савла с Павлом в еврейской душе, которая еще далека от завершения.

         3) Мы должны относиться по-христиански ко всем, в том числе и к иудеям, и сами безупречно жить по Евангелию, чтобы оно стало для иудеев убедительным.

         4) Те, кто озабочен растущим еврейским влиянием в мире, ставят на первое место свои обиды и претензии, что открывает дорогу ненависти, поэтому должны обратить внимание на свои грехи, на то, что именно в христианском мире своекорыстие возобладало как основной мотив экономической и социальной практики: “Просвещенная Европа установила в социальной экономике безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет евреев за то, что они следуют этим принципам” (Вл.Соловьев).

         5) Преступления против Церкви в России со стороны безбожных еврейских активистов из большевистской элиты следует рассматривать как их преступления против истинного Израиля (С.Булгаков).

         6) Антисемитизм тесно связан с антихристианством; не следует возлагать вину за распятие Иисуса Христа на еврейство как народ; христиане в истории многократно распинали Христа своими грехами.

        7) Следует помнить слова ап. Павла о том, что в конце концов весь Израиль будет спасен (Рим.11.26). Божий замысел спасения мира, однако, не следует считать целиком опирающимся на избрание еврейского народа.

         Надеюсь, что это краткое изложение сложного вопроса вы поняли правильно, уважаемые читатели?

       Но, к самому вопросу о МИРОПОМАЗАНИИ, что в ИУДАИЗМЕ, что в ХРИСТИАНСТВЕ мы перейдем   далее, в последующих частях этой работы.

       А тут мы попытаемся разобраться с вопросам о том «Чем «МИРОПОМАЗЫВАЮТ»?

 

     То есть разберемся с физическим понятием   жидкости –раствора (ароматического бальзама (мази) если хотите более точного определения) называемого уже в ИУДАИЗМЕ – как «МИРО»!

 

      И чтобы нам разобраться с историей вопроса появления и использования в религиозной практике древних иудеев «МИРО», нам придётся снова заглянуть в   Библию, в ту ее часть, что названа «Ветхим Заветом».

      А там можно прочитать, что состав и употребление Святого Мира были открыты Богом одному иудейскому пророку по имени Моисей.

 

 

    И само «Миро» как физическая жидкость предназначалось только для одного действия!

    Священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и первого иудейского первосвященника Аарона вместе с сыновьями (как помощниками при совершении богослужений в СКИНИИ).

     Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).

     Но, это все описание историков, а сам священный текст немного иначе передает нам суть изучаемого вопроса:

                                                                  Гл.30

          В ней вначале идет «подробная инструкция» Моисею как устроить первый походный храм для ИУДЕЕВ –СКИНИЮ!

1  И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его

2  длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его

3  обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг;

4  под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них;

5  шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом.

6  И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.

7  На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;

8  и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.

9  Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него.

10  И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.

11  И сказал Господь Моисею, говоря:

12  когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;

13  всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;

14  всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;

15  богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;

16  и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.

17  И сказал Господь Моисею, говоря:

18  сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;

19  и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;

20  когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,

21  пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.»

 

Теперь о самом МИРО!

 

22  И сказал Господь Моисею, говоря:

23  возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят

24  касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;

25  и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;

 

Теперь для чего нужно МИРО!

 

26  и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения,

27  и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,

28  и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его

29  и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;

30  помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне

31  А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;

32  тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас;

33  кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.

Теперь о ВОСКУРЕНИИ БЛАГОВОНИЙ!

 

34  И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,

35  и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,

36  и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;

37  курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;

38  кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего.!

 

       Но сам Моисей не был уполномочен заниматься изготовлением МИРО и не только его! Бог ИЕГОВА дал Моисею конкретные указания о том,  кто должен это делать и это рассказано                 

                                                                      гл.31

 

1  И сказал Господь Моисею, говоря:

2  смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;

3  и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,

4  работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона]

5  резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;

6  и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе:

7  скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии

8  и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения,

9  и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его

10  и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения,

11  и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают.

12  И сказал Господь Моисею, говоря:

13  скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;

14  и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;

15  шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;

16  и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;

17  это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.

18  И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

 

         Вот такая, точная предыстория появления МИРО если принимать текст БИБЛИИ за истинный источник данных, не изменённых на протяжении последующих тысячелетий…

 

          А нам из библейского текста, во-первых, видно, что МИРО явилось тем ГЛАВНЫМ связующим ЭЛЕМЕНТОМ через который БОГ ИЕГОВА – «ОСВЯЩАЛ» в современном нам понятии «запускал ее руками Арона как первого священника» - ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СКИНИИ (переносного иудейского храма) как комплекса предметов (СИСТЕМЫ для ДАЛЬНЕЙ и ПОСТОЯННОЙ СВЯЗИ) иудейских первосвященников с БОГОМ.

         Во-вторых, МИРОПОМАЗАНИЕМ ИЕГОВА как бы ОТМЕЧАЛ среди всех собравшихся вокруг Моисея ИУДЕЕВ, только избранных для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯШЕНИЧЕСТВА лиц. т.е.  тех иудеев которые   допускаются в СКИНИЮ, для оказания помощи ПЕРВОСВЯЩЕНИКУ в установлении СВЯЗИ С БОГОМ во время приносимых молитв).

 

   И в связи с этим мы можем допустить, что применением «МИРО» как разбрызгиваемая по СКИНИИ и ее предметам физическая жидкость (мазь) и механизм ее проникновения в организм человека через кожное впитывание, по составу возможно сравнимая с ароматическим бальзамом (по-современному парфюмерией или скорее всего сильным психотропным средством.

    Современное определение. -Психотро́пные сре́дства (греч. psychē душа, сознание + tropos поворот, направление; синоним психофармакологические средства) лекарственные средства, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональную сферу и поведение.)

И именно Психотропное средство оказывало на живых людей им «помазанных» или находящихся среди предметов им «обработанных МИРО» какое-то действие, менявшее психическую сущность, вследствие чего они могли использоваться БОГОМ ИЕГОВОЙ уже как бессознательные орудия своего влияния на ИУДЕСКИЙ НАРОД.

 

     В первую очередь путем передачи через их сознание и СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛИ!

 

26  и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения,

27  и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,

28  и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его

29  и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;

30  помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне

31  А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;

32  тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас;

33  кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.

 

         А если нам отрыть современную медицинскую энциклопедию, то там о Психотропных средствах дополнительно сказано, что различают следующие (основные группы П. с.:)

      Нейролептические средства, препараты лития Транквилизаторы, Седативные средства, Ноотропные средства, Антидепрессанты и психостимулирующие средства (Психостимулирующие и аналептические средства).

       Психотропным действием обладают также препараты других групп лекарственных средств, например, наркотические анальгетики (морфин, промедол и др.), симпатомиметические средства (эфедрин), кетамин, этиловый спирт. Однако их психотропное действие является не основным, а сопутствующим, в связи с чем такие препараты к П. с. не относят.

         Каждая из групп П. с. характеризуется определенной направленностью психотропного действия. Так, нейролептические средства обладают антипсихотическим действием, т.е. способностью ослаблять продуктивную симптоматику психозов (бред, галлюцинации, психические автоматизмы).

          Механизм действия нейролептиков связан с угнетающим влиянием на цофаминергическую передачу в нигростриатной, мезолимбической и мезокортикальной областях мозга, чем объясняются как собственно психотропное, так и некоторые проявления побочного действия препаратов данной группы, проявляющиеся в виде экстрапирамидных расстройств (паркинсонизма, поздней дискинезии).

          Антидепрессанты (ниаламид, имизин, амитриптилин и др.) оказывают положительное слияние при аффективных расстройствах, что сопровождается улучшением общего психического состояния и настроения.

       Антидепрессивный эффект у отдельных препаратов этой группы может сочетаться с психостимулирующим (например, у ниаламида) или психоседативным (например, у амитриптилина) действием.

        В основе механизма действия антидепрессантов на ц.н.с. лежит их способность усиливать различными путями эффекты эндогенных нейромедиаторов  из числа моноаминов (норадреналина и др.).

        Применяют антидепрессанты при психогенных и соматических депрессивных состояниях. Нейролептики используют главным образом для купирования психотических расстройств при различных психических заболеваниях, а также в качестве противорвотных средств (Противорвотные средства).

 

     И тут, надо сказать что «МИРО» применятся в религиозной практике тех же иудеев  начиная  с XI века до н. э. А за этот период с Иудейским  царством произошло столько  разных катаклизмов к примеру:  Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.),Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.),Иудея под греческим владычеством (332—167 гг.,до н. э.),1 Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.), Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.),Правление династии Хасмонеев, Иудея под властью Римской империи что среди иудеев изменилось и само отношение к МИРО как исключительно священному предмету! Практичные иудеи быстро нашли применения «МИРО» но уже под вывеской «парфюмерных изделий» для знати и простого народа.

   НО как бы там ни было и до сих (в наше время!)   ни один научный институт в мире не взялся провести отдельный эксперимент, когда согласно «Инструкции МОИСЕЯ» необходимо было приготовить «МИРО» (или изъять готовое!) а затем исследовать его на ПРЕДМЕТ воздействие на человека, как скажем НОВОГО И НЕ ИЗВЕСТНОГО СОВРЕСЕННОЙ НАУКЕ «ПСИХОТРОПНОГО СРЕДСТВА»!

     И тут, скажем если до конца XIX века, этом могла активно препятствовать христианская церковь то и после начала упадка и повсеместного распространения АТЕИЗМА, а в ССССР и создании атеистического общества и науки освобожденной от всякого влияния церкви такие работы по раскрытию ТАЙНЫ «МИРО» в СССР не проводились.

     А если и проводились, то очевидно все было как обычно засекречено и получение данные могли использоваться только спецслужбами.

     Поэтому автор и затрудняется к какому виду «психотропного средства» можно отнести МИРО!

 

          И раз дело обстоит так, то я попробую самостоятельно и чисто любительским путем разобраться с этим вопросом: как с компонентами МИРО, так и   процессом его изготовления.

           Итак, в «Скрижалях» написано о составе МИРО:

 

22  И сказал Господь Моисею, говоря:

23  возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят

24  касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;

25  и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;

 

1.      Смирна самоточная -500 сиклей   

2.      Корица благовонная 250 сиклей   

3.      Тросник благовонный-250 сиклей 

4.      Касия 500 сиклей (по сиклю священному)

5.      Масло оливковое 1 гин

      Из этого состава надлежало сделать не жидкость, а МАЗЬ СОСТАВНУЮ!

      Теперь разберемся с мерами веса.

       И тут у нас сразу трудность.

     Древнееврейские меры веса и объёмов не совпадают мерами с указанными в русском синодальном переводе Библии. И что с таком случае брать для расчета компонентов???

Древнееврейские меры

шекель — 7,17 г; 

шекель га-кодеш (села) — 14,34 г

гин — 6592,8 см3

 

В русском переводе Библии:

сикль (евр. шекель, "вес"); в разное время вес сикля = 11,17 - 12,2 г 

сикль священный -24.4

гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л. (или 4 л)

 

  Но будем следовать заветам священных Скрижалей и получаем вот такой перерасчет в современной мере весов в граммах:

1.      Смирна самоточная -500 сиклей   (3589 гр.)

2.      Корица благовонная 250 сиклей   (1792гр.)

3.      Тросник благовонный-250 сиклей (1792 гр.)

4.      Касия 500 сиклей (по сиклю священному) 7170 гр.

5.      Масло оливковое 1 гин - 4 литра

6.       

        Следующий вопрос:

    «Как изготовить из выше перечисленных компонентов МАЗЬ составную?»

      Тогда в первый раз МИРО для Моисея и первосвященника Арона сделали два человека:

Веселеил, сын Уриева, сына Орова, из колена Иудина и его помощник Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова!

      Но, как они это сделали в Библии нет упоминания! Попробуем поискать подсказку, исследовав их биографии. Но увы, о них нет никаких данных даже в таком исчерпывающем источнике данных как «Еврейской электронная энциклопедия» Походж что они сделав свое дело потом растворились в общей массе иудеев, странствовавших с Моисеем по Синайскому полуострову еще 40 лет….

Но вот в «Библейской энциклопедии Брокгауза» кое что удалось найти.

 

   Лицо, которое готовило миро - называлось мироварником!

 

  «Составляющий масти (мироварник).

  Приготовлением мазей (см. Масть), мира для помазания, благовонных курений и составов из специй занимались особые специалисты (Неем 3:8 - в Синод. пер. - "гараккахим"), владевшие "искусством составляющего масти" (Исх 30:25,35; 37:29; 2Пар 16:14).

    Так, в Библии сказано, что Веселиил изготовлял "елей помазания и курение благовонное" (Исх 31:11).

    В состав мира для помазания входило по 500 сиклей (прим. 5,6-6,1 кг) смирны и кассии (см. Кассия), по 250 сиклей корицы и тростника благовонного (см. Тростник благовонный), 1 гин (3 и 2/3 л) оливкового масла

О том, как приготовлялось миро, достоверных сведений не имеется.

  Косвенные же данные в частности Библия -  Иов 41:23 упоминается, что мазь готовили, кипятя состав в котле.

      В Еккл 10:1 говорится, что в этом деле необходима аккуратность: мертвые мухи портят благовонную масть

       Курит. состав составляли из истолч. в порошок см. Стакти, ониха (раковины Blatta byzantina) см. Халвана душистого и чистого см. Ливана (Исх 30:23-25,34 и след.).

 

      Что до самого исходного  состава  МИРО:

 

СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.

КАССИЯрод многолетних трав, кустарников или небольших деревьев семейства бобовых. 500-600 видов, главным образом в тропиках и субтропиках. 2 вида широко культивируются как лекарственные растения, дающие т. н. александрийский листили лист сенны, оказывающий слабительное действие.

Корица, касия (евр. киннамон; греч. киннамомон).

I. Упоминаемая в Библии К. (Исх 30:23; Притч 7:17; Песн 4:14; Откр 18:13) - это К. китайская, к-рую из Китая ввозили в Египет через Месопотамию, Финикию и Палестину уже с XVII в. до Р.Х. К. - это сушеная кора китайского коричного дерева (Cinnamomum cassia) из семейства лавровых (Lauraceae). Из-за специфич. аромата К. использовали в качестве благовония для постелей (Притч 7:17)и одежды (Песн 4:14); в Исх 30:23 К. упоминается как составная часть для изготовления мира для свящ. помазания.
II. Наряду с коричной корой под евр. названиями кидда и кециа (в Синод. пер. - "касия") упоминаются также высуш. цветки коричного дерева. Они также использовались при составлении свящ. "масти" (Исх 30:24); кр. этого, они были составной частью мазей и ароматов (Пс 44:9 и др.). Касию привозили в Палестину финикийцы (Иез 27:19). Слово "кассия" встречается и как жен. имя (Иов 42:14). см. 
Тростник благовонный (аир).

Тростник благовонный (аир). Одно из значений евр. слова канэ - "стебель, камышовая трость" (см., напр., Исх 25:31 и след.; Ис 36:6). В Исх 30:23; Песн 4:14; Иез 27:19 и Иер 6:20 это слово обозначает разновидность тростника, к-рый, очевидно, не произрастал в Палестине, но весьма ценился за свои ароматич. свойства и поэтому завозился "из дальней страны" (Иер 6:20).     

      Т.Б. применяли при изготовлении свящ. елея (см. Елей) для помазания.

      Вероятно, речь идет не об аире обыкновенном (Acorus Calamus), а о разновидности тростника (Cymbopogon Nardus), распространенной во влажных болотистых местах на зап. побережье Индии.

 

        Но вопрос состоит и  в том, где бежавшие в большой спешке из Египта иудеи, могли найти  столь редкие компоненты для приготовления МИРО?

        Или он еще находясь в египетском рабстве научились искусству приготовления составных мазей?

        Или за деньги! финикийские купцы могли и тогда достать любой товар? Хоть с Аравии, хоть с самой Индии?

 

           А  вот историки, изучавшие жизнь древних иудеев на всем промежутке их истории, отмечали из приверженность к парфюмерии.   

          «Израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частн. (Притч 27:9; Еккл 7:1; Песн 1:2; Ис 39:2).

         Их использовали при повседневном уходе за телом (Руфь 3:3; Ам 6:6; Мф 6:17) и волосами (Еккл 9:8), для очищения кожи, а также как ароматич. притирания (Есф 2:12).

          Отказ от притираний был знаком траура или покаяния (2Цар 14:2; Дан 10:3).

           Помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (Лк 7:46); так, женщины неоднокр. помазывали Иисуса, выражая Ему свою любовь и благодарность (ст. 36-50; ср. Мф 26:6-13).

       Обычно М. служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из к-рых в Библии упоминаются см. Нард (Ин 12:3) и см. Мирра (Песн 5:5). Библ. тексты (Мф 26:7; Мк 14:3,8) позволяют предположить, во многих случаях речь идет о веществах прим. той же консистенции, что и совр. духи.

 

     . II: 

       1) мази применялись и в медицине. Для лечения ран использовали оливковое масло (елей) (Ис 1:6; Лк 10:34) и бальзам (Иер 8:22).

       Из Откр 3:18известно о существовании глазной мази.

      Существовал обычай мазать маслом больных при совершении над ними молитвы, чтобы Господь даровал им исцеление (Мк 6:13; Иак 5:14 и след.; см. Исцеление больных).

     М. использовались также, когда тело покойного готовили к погребению (2Пар 16:14; Мф 26:12; Лк 23:56; Ин 12:3,7; 19:40); 

     2) в Быт 50:2,26 говорится о практиковавшемся в Египте бальзамировании тела умершего; эта процедура занимала особое место в егип. культе мертвых.

       В Библии упоминается о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, к-рое было произведено в Египте.

       Приготовлением тела к погребению занимались особые специалисты. Метод бальзамирования зависел от социального статуса, умершего.

       Один из самых дорогих способов бальзамирования заключался в том, что из трупа извлекали мозг и внутренности, тело промывали вином, обрабатывали солью и специями и помещали на 70 дней в едкий натр; после этого пеленали узкими полотняными лентами (дл. до 500 м) и укладывали в деревянный саркофаг, украш. резьбой и росписью.

      Нек-рых покойников хоронили в нескольких саркофагах, вставл. один в другой; отдельные саркофаги могли быть металлич.

         III: 

          1) в Библии говорится об обряде помазания, посредством к-рого человек освящался для определ. служения.

         Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.

         Бог повелел Илии помазать себе в преемники Елисея (3Цар 19:16).

         Аарон и его наследники на посту первосвященника помазывались свящ. елеем (Исх 28:41; 30:30; Лев 8:12,30). Саул (1Цар 9:16), Давид (1Цар 16:1), Соломон (3Цар 1:34), Азаил Сирийский (3Цар 19:15 и след.), Ииуй (ст. 16), Иоас (4Цар 11:12) были помазаны в цари.

       С помазанием может быть связан дар Св. Духа (ср. 1Цар 10:1,6; 16:13).

      Исаия говорит о даровании ему Св. Духа именно как о Божьем помазании (Ис 61:1).

        Иисус Христос относил это место и к Себе (Лк 4:18).

       Он и есть Христос, см. Мессия, см. Помазанник; Он был помазан Св. Духом (см. Дух, Святой Дух) в пророки, священники и цари (Лк 4:18; Деян 4:27; 10:38; Евр 1:9). Подобно Ему помазаны Духом и Его ученики (2Кор 1:21 и след.; 1Ин 2:20,27); 

      2) в Библии упоминается также о помазании предметов.

       Так, Иаков помазал камень, к-рый он поставил памятником (Быт 28:18; 35:14).

        Миром для свящ. помазания, состоявшим из смирны, корицы, благовонного тростника и касии (Исх 30:23-25), помазывали жертвенник всесожжения, скинию (см.Скиния) и находившуюся в ней утварь (Исх 29:36; 30:26; 40:9-11).

 

       Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, мест и вещей елеем или миром особенного состава, было выражением освящения, предписанного общественным законодателем.

        Подробное описание составных частей мира и употребление его описаны в кн. Исход (Исх.30:23 ,33).

         Домашнее изготовление и употребление такого мира было строго воспрещено Господом (ст. 33).

        При праздниках и других великих и радостных событиях было обычным делом помазывать голову благоухающим елеем; посему-то помазание считалось знаком радости и счастья.

         В пояснение приведем след. места из свящ. Писания: 2Цар.14:2 , Екк.9:8 , Мат.6:17 , Руф.3:3 .

 

           Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в свящ. Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (2Цар.19:10 , 3Цар.1:39 , 3Цар.19:15 ,16).

 

            Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (1Цар.10:1 , 1Цар.16:1 ,13, 3Цар.19:16 , 4Цар.9:1 ,6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем занять царский престол.

 

            По учреждении у Евреев монархического правления помазание миром царей совершалось священником, вероятно, в каком-либо общественном месте при собрании народа, с игрою на трубах и свирелях (3Цар.1:39 ) и, по крайней мере, в одном случае, в храме окруженном царским войском (4Цар.21:12 ,13).

          Призванным к пророческому служению, пророкам сообщались через помазание миром дары ведения, мудрости и благочестия (Пс.104:15 , 1Пар.16:22 , 3Цар.19:16 ).

 

           Первосвященники и священники, посвящаясь через помазание, получали дары св. Духа, необходимые для прохождения их служения (Евр.5:1 ,3,Исх.28:41 , Исх.29:21 , Пс.132:2 , Лев.4:3 ,5).

 

       Тот же Иисус Христос называется Помазанником, Мессиею, по греч. Христом, потому что на Него в полноте излиты все дары св. Духа и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

 

         Верующие называются помазанными, потому что действительно получили помазание от Святого, которое в них пребывает (Иоан.2:20 ).

 

         У Иудеев было в обыкновении помазывать елеем (миром) и некоторые части человеческого тела помимо головы, как например ноги, волосы, ради здоровья и чистоты, а равно как и в знак почтения и благоговения (Мат.6:17 , Лук.7:46 , Иоан.12:3 ).

 

          В тех случаях, где нужно было оказать преимущественно смиренное и глубокое благоговение и любовь, употреблялось для помазания самое ценное и особенно благовонное миро (Иоан.12:3 ).

 

           Помазание больных елеем в древности было также делом обыкновенным и доселе еще практикуется на Востоке.

 

         Целебные свойства елея хорошо известны, и хотя исцеления, совершаемые учениками Господа, очевидно, были чудесны, но, как видно ясно из Евангелия от Марка (Мар.6:13 ), и они не чуждались при этом общепринятых врачебных средств.

 

        Тела умерших часто показывались ароматами для того чтобы предохранить оные от гниения (Мар.14:8 , Мар.16:1 ), что иногда походило несколько на Египетское бальзамирование.

 

       В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое "миром" стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения "от Духа" (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания.

          Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого ново просвещаемого (Деян 8, 1719, 6).

 

        Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.

 

         В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»  которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) , а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам .

        От епископов миро получали священники.

       На этом, я закачиваем первую часть этой работы и в последующих частях  мы с вами уважаемый читатель если вы заинтересовались этой темой  и хотите  знать чем  и для чего же  священник  «мажет»  вас и ваших родных и близких мы и   рассмотрим все остальные вопросы применения «МИРО» в традициях уже только христианской церкви и его особенно сложную для понимания часть христианского догмата о Святом Духе и его дарах.

                                                 (конец ч.1)

 

Теги: МИРО , Тайны

 Комментарии

Комментариев нет