РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

СВЯЩЕННЫЕ ТАЙНЫ Гл.2 ч.1

768 просмотров

ЕВХАРИСТИЯ

 СВЯЩЕННЫЕ   ТАЙНЫ Гл.2 ч.1

 

           В ХРИСТИАНСТВЕ, как в одной из мировых религий, имеется свое давно установленное и укреплённое «святостью» прежних церковных авторитетов и Вселенских соборов догматическое учение.

    Но, в нем   есть много такого, что и сами «служители культа» - эти самозваные «посредники» -«монополисты» - между Богом под условным именем  «Иеговы»  и рядовыми членами христианской общины, умышленно скрывают от своих прихожан.

    Меня могут спросить, а почему под «условным» именем? 

     А потому уважаемые читатели, что в христианстве Бог имеет сразу несколько имен.

    Вот судите сами:

Яхве, Иегова                 -  Сущий, Я есьмь. Есть мнение, что это имя объединяет мужское и женское начало "Ия" и "Хава".  Кстати именно "Хава" - так звали "Еву".  

Иегова - Нисси              - Господь наше знамя

Элохим                         -  Творец. Вообще говоря - множественное число

Адонай                          -   Господь

Эль-Шаддай                  - Обеспечитель, буквально - "многогрудый"        

Ха-Шем (Имя)            -  евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". 

 Просто говорили» имя".  На наш манер они писали "Б-г» вместо "Бог" 

Саваоф                          -  Господь Сил, Господь воинств.

Иегова - Шалом             - Господь-мир, покой

Иегова - Ире                   - Господь усмотрит

Бог Израиля

Эммануил                      -  с нами Бог

 

     Кое же из них истинное, то ни в иудаизме ни в христианстве так до сих пор  не определились…

 

    Причем эта «завеса секретности» над определёнными богослужебными действиями, культивируемыми и в наше время в христианстве «замотивирована» тем, что это якобы сам Божий сын - Иисус Христос так заповедовал!

     «Замотивирован» в том смысле, что ими был установлен «запрет» и, что к «знанию» и исполнении этих «СВЯЩЕННЫХ ТАЙН» могут быть допущены только специально подготовленные священнослужители!

     Считается, что само понятие «таинство» в христианстве это— священнодействие в церкви, или вернее «МАГИЧЕСКИЙ ОБРЯД», в котором, через внешние ритуальные (механистические) действия тайно и невидимо передаётся Благодать Святого Духа — спасительная сила Божия!

     В «таинстве» Благодать даётся непременно при условии его правильного совершения.

     Возможно, дар этот будет христианину в суд или в осуждение, но милость Божия преподаётся ему».

        Но все Таинства, соблюдаемые христианстве, так или иначе берут начало от различных событий так называемой «Священной истории» и основаны на «Библии» и «Новом Завете».

       Иногда нынешние христианские «таинства» просто заимствовались из дохристианских культов, но потом, они получают в христианстве некоторые новые специфические черты.

        Причём та же первоначальная «Христианская церковь» заимствовала и ввела в свой культ всего два Таинства — «Крещение» и «Причащение».

        И только впоследствии, среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств.

        Официально же семь таинств были впервые признаны уже только «Римско-католической Церковью» и только на «Втором Лионском соборе в 1274 году».

        А до этого все (в смысле установления тех или иных церковных таинств) было отдано на откуп тем или иным естественным обычая и традиция местных христианских церквей.

        Но с 1274 г. вступил в силу принцып: «Ex opere operato (или opus operato)» - «в силу совершенного действия» — принцип, которым Римская Церковь объясняет действие благодати чрез преподаваемые ею таинства вне зависимости от личных достоинств тайно совершителя.

      Сведя таким образом «моральный образ священника (монаха)» - «отправляющие» эти СВЯЩЕННЫЕ ТАИСТВА опять же до физического понятия «Проводника» из раздела современной физики - «Электричество»!

     А поскольку данная работа в первую очередь адресована русскоязычному читателю, то надо сразу и прямо сказать, что только в конце XVI века «Православная церковь» в первую очередь Константинопольский патриархат (вслед за своей «вечной идеологической соперницей» Римской католической церковью) «искусственно выделила 7 таинств», хотя есть православные обряды (например, постриг в монашество или отпевание) не менее значимые, чем некоторых из означенных семи таинств

     Почему именно семь? А Бог его знает!

     Скорее всего это модная дань мистическому смыслу приписываемого этому числу в иудейской нумерологии. (К примеру- http://islamforum.ru/threads/Нумерология-Тайна-7.1730/)

      А закончив со вступлением давайте и посмотрим, что это за «Святые Тайны»!

      А это: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Исповедь, Священство (Рукоположение) и Елеосвящение.

      И каждая из «ТАЙН» требует отдельного и подробного рассмотрения!

 

      В гл.1 этой работы мы рассмотрели вопрос с «Миропомазанием».

      Для тех их вас уважаемые читатели, кто пропустил эту главу, я даю ссылку на первую ее часть. Остальные вы там найдете и сами, если этот вопрос вас заинтересует - http://h.ua/story/399257/.

       А в этой второй главе, мы с вами уважаемый читатель изучим то, что же скрывается в христианстве за таинством «Евхаристии» (Причащения).

      Этот вопрос, есть важное МАГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, СОВЕРШАЕМОЕ «христианским священнослужителем»  над человеком (на месте которого может оказаться любой из вас уважаемые читатели (если он  почему-то себя считая «христианином» пришел в храм и принял участие в таинстве ЕВХАРИСТИИ).

    Тут же, хочу пояснить, что под словами «над человеком (на месте которого может оказаться любой из вас уважаемые читатели (если он считая почему-то «христианином», я понимаю тот случай, когда вас неосмысленным ребёнком от несколько месяцев до года или старше от даты вашего рождения, ваши родители вдруг решили «окрестить» - т.е. сделать христианами!

      Причем никто не спрашивал у вас, хотели ли вы стать христианином?

      Да и вы сами в силу своего малолетнего возраста вряд ли понимали (если об этом вас спросили!) и вряд ли все это понимаете до сих пор! В том смысле всю   ту МАГИЧЕСКУЮ ПРОЦЕДУРУ, что над вами когда-то   с далеко идущими для вас лично последствиями! совершили в христианском храме.

     И тут вы уважаемый читатель должны четко понимать, что с помощью этого МАГИЧЕСКОГО ОБРЯДА – «КРЕЩЕНИЯ» ваше «Эго» = «Ваше Я», если говорить в философском контексте, а если в религиозном, то вашу «ДУШУ» привязывают как якорем корабль на стоянке в порту - так и вы без вашего согласия    приобщаетесь к некой «скрытой духовной реальности».

    «Скрытой» в том смысле что в каждом церковном обряде в христианской церкви есть видимая и невидимая для непосвящённых стороны.

    При чем все вышеизложенное   если его рассматривать относительно жителей бывшей Российской империи, что ныне обретающихся на просторах СНГ то по мнению российского писателя Л. Толстого, усугубляется тем, что «православное христианство» уже не есть религией!

     Льва Толстого я в качестве «авторитета» взял потому, что предвижу тут «бурный визг и бросание в автора грязью» со стороны вчерашних коммунистов, но сегодня вдруг раскаявшихся уверовавших в Бога.

   А вот в отношении Л. Толстого у них такой фокус не пройдет. Льва Толстого знают   все, кто учился в средней школе так или   даже читали его романы.

     Но увы не все из вас прочитали работу Толстой Л.Н. «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении»

      И поэтому я процитирую вам отрывок из нее, чтобы вы поняли к вот к какому выводу в отношении «православия» пришёл Л. Толстой:

     «Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требованиями языческой жизни. Но как ни грубо было это соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечало нравственным и умственным требованиям европейских народов.

     Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем все очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие, заключающееся в этой религии, ее неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так это продолжалось веками и в наше время дошло до того, что религия эта держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни.

        Прежде религиозное учение это распадалось на различные секты, и секты горячо отстаивали каждая свое понимание, теперь этого уже нет.

       Если и существуют различные секты между разными охотниками словопрений, никто уже серьезно не интересуется этими сектами.

     Вся масса народа - как самые ученые, так и самые неученые рабочие не верят уже не только в эту когда-то двигавшую людьми христианскую религию, но не верят ни в какую религию, верят, что самое понятие религии есть нечто отсталое и ненужное.

       Люди ученые верят в науку, в социализм, анархизм, прогресс.

       Люди неученые верят в обряды, в церковную службу, в воскресное неделание, но верят, как в предание, приличие; но веры, как веры, соединяющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаются исчезающие остатки.

      Ослабление веры, замена или скорее затемнение ее суеверными обычаями и для масс и рационалистическое толкование основ веры высшими учеными классами происходит везде: и в браманизме, и в конфуцианстве, и в буддизме, и в магометанстве, но нигде нет того полного освобождения народов от религии, какое произошло и с необыкновенной быстротой происходит в христианстве.

        Затемнение основ веры суеверными толкованиями и обычаями есть общее всем религиям явление.

    Общие причины затемнения основ веры заключаются,

   во-первых, и главное, в том, что всегда именно непонимающие люди желают толковать учение и своими толкованиями извращают и ослабляют его;

   во-вторых, в том, что большинство ищет видимых форм проявления учения и переводит на вещественный духовный смысл учения;

   в-третьих, в общих всем религиям жреческих искажениях религиозных основ учений ради выгод жрецов и властвующих классов.

          Все три причины эти извращения религии общи всем религиозным учениям и исказили отчасти учения браманизма, буддизма, таосизма, конфуцианства, еврейства, магометанства; но причины эти не уничтожили веру в эти учения.

        И народы Азии, несмотря на извращения, которым подверглись эти учения, продолжают верить в них и соединены между собою и отстаивают свою независимость.

       Только одна так называемая христианская религия утратила всякую обязательность для народов, исповедующих ее, и перестала быть религией».

       Дальше я прерву цитирование Л. Толстого поскольку его ответы на поставленные вопросы уже выходят за рамки заявленной мной   темы церковного таинства - ЕВХАРИСТИИ.

      А вы уважаемый читатель и сами сможете дочитать вышеназванную работу.

      Но в других частях этой работы мы все же вернемся к мыслям Л. Толстого поскольку он отчасти по мнению автора тут выступил и неким пророком….

      Теперь закончив со вступлением переходим к разъяснению сути вопроса.

 

                                                             Евхаристия

    И вначале чтобы как-то подготовить читателя к восприятию столь сложной, многоплановой и очень-очень запутанной темы как «Евхаристия в христианстве» я   приведу вам отрывок из книги А. Шмемана «Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  И вот, что он писал по этому вопросу еще для так называемых «советских граждан» времен брежневского «застоя»:

     «ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia - благодарение), главное христианское таинство.

      Происхождение.

      Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил, что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть его Тело и Кровь, приносимые в жертву "за многих".

       Церковь продолжала осуществлять "преломление хлебов" (Деян 2:42), видя в нем таинство приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).

        Католическое учение.

      Католическая церковь учит об истинном и субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь.

      В этом таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и предает себя в пищу верующим.

     В качестве богослужения евхаристия называется мессой (в православии - литургией), а в качестве таинства - причащением.

      Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве Восточных церквей и пресный - в Западной) и вино, смешанное с небольшим количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого начала во Христе).

      После освящения — это больше не хлеб и вино, однако они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос.

       Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми верующих причащают в другое время.

      Всякий, кто принял крещение, может приобщаться Св. Даров; однако причастие будет благотворно лишь в том случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. не исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного греха).

       В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг разумного возраста и соблюдал предписанный пост.

      Католики, достигшие возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на Пасху, а также при угрозе смерти (т.н. viaticum - пища для последнего странствия).

        Частое или даже ежедневное причащение, широко практиковавшееся в древней церкви, все больше поощряется на Западе, особенно - после декрета Пия X относительно частого причащения (1905).

        Православное учение.

     Учение Православной церкви о евхаристии в целом совпадает с учением Западной церкви - с тем лишь отличием, что учение о пресуществлении выражено здесь в менее строгой форме и самый момент пресуществления хлеба и вина связывается с призыванием на Святые Дары Святого Духа, а не с произнесением слов, изреченных Христом при установлении таинства.

 

        Протестантские учения.

       Вожди Реформации, выступая против "механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию, интерпретировали ее прежде всего, как обетование прощения и милости к верующим силою жертвы, принесенной Христом.

       Лютер и лютеране настаивают на "реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии.

       Кальвин и реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с верою.

        Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру Своих причастников.

       Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например - Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой духовной реальности.

       В англиканских церквах принято говорить о "реальном присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии; отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому.

       С точки зрения норм, принятых в древней церкви, совершение евхаристии, или "вечери Господней" в протестантских церквях до недавнего времени осуществлялось достаточно редко, что было обусловлено не пренебрежительным отношением к евхаристии, а, напротив, ощущением важности и торжественности причащения.

     Правда, в англиканских церквах она совершается по крайней мере раз в неделю, либо как главная воскресная служба, либо - в более ранний час, а церковь Учеников Христа возродила новозаветную практику ежедневного причащения, однако в других протестантских деноминациях нормой остается ежемесячное причастие.

         Экуменическое движение 20 в. способствовало новому осмыслению евхаристии как таинства единения, и евхаристические службы стали проводиться, например, по случаю очередной ассамблеи Всемирного совета церквей (с учетом и с сохранением всех различий в подходе к евхаристии, характерных для отдельных христианских конфессий и деноминаций). Кроме того, в рамках экуменического движения был установлен "Всемирный день причастия" (в большинстве конгрегаций это первое воскресенье октября).»

      Надеюсь, что из этого беглого обзора читатель получил немного важной информации и теперь уже лучше сможет воспринять следующую порцию информации.

      Но при этом следует отметить и тот факт, что в процитированной выше нами работе нет по сути нет ни полноты, ни объективности изложения.

      Так информация к размышлению для атеистов, которым и была адресована сия книга.

      Поэтому начну процесс изложения в следующей части этой главы по-новому, уже подробно останавливаясь на истории и теории этого крайне запутанного в христианстве вопросе.

                                               (конец ч.1)

 Комментарии

Комментариев нет