РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Аненербе ч.10

2142 просмотра

Битва за Тибет

 и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет.

Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью: С В.Лениным с Луначарским.

Речь шла все о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.

Но все усилия Джорджаева не привели ку консенсусу с совесткой властью и будистами.

В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом.

В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ.

Как видим, что даже такому выдающемуся буддистскому ученному, посвященному во многие эзотерические тайны, не дано было знать как и где закончит он свою жизнь.

А политическая ситуация вокруг Тибета развивалась следующим образом.

В 1890 г. был установил британский протекторат над Сиккимом. (Соседним с Тибетом княжеством)

Тибетцы не признали этот договор и чувствовали себя неуютно, догадываясь о видах британцев и китайцев на их страну.

И вот в 1899 г. Доржиев отправился в Россию, чтобы проверить, можно ли рассчитывать на помощь в отражении потенциальной агрессии.

От имени живших в Санкт – Петербурге бурят и калмыков Доржиев также испросил позволения построить в столице буддийский храм Калачакры.

Хотя оба эти предложения вначале не заинтересовали российских официальных лиц, Доржиев направил Далай-ламе письмо с отчетом, в котором выражалась надежда на получение помощи от России.

Сам же Джоржиев вернувшись в Лхасу, убедил Далай-ламу снова обратиться к России за покровительством.

Он заявил, что Россия – это и есть северное царство Шамбала, легендарная страна, хранящая учения Калачакры, и что император Николай II – перерождение Цонкапы, основателя традиции гелуг.

Убежденный доводами Доржиева, Далай-лама вновь направил его в Россию в 1900 г. Однако ему так и не удалось заручиться обещанием российской военной помощи для Тибета.


 



Но с 1900 по 1902 г. по Тибету путешествовал японский дзенский монах Экаи Кавагучи, собиравший санскритские и тибетские буддийские тексты. Он, вернувшись в Индию сообщил индийскому шпиону Сарат Чандра Дасу, работавшему на англичан ложные сведения о российском военном присутствии в Тибете.

Сведения, которые сообщил Кавагучи, а позднее и его книга стали широко известны среди британских официальных лиц в Индии.

Англичане на основании информации Кавагучи считали, что Доржиев склонил Далай-ламу на сторону России, что Россия контролирует и покровительствует Бурятии, как все больше русских принимают тибетский буддизм и о том, что, возможно, и сам царь примет эту веру.

По распоряжению наместника Индии лорда Керзона, было совершено британское вторжение в Тибет – так называемую Экспедицию Янгхазбанда (1903-1904).

В итоге Тринадцатый Далай-лама вместе с Доржиевым бежал в столицу Монголии Ургу (сейчас – Улан-Батор).

Потерпев поражение в войне с Англией, регент Далай-ламы подписал в 1904 г. Лхасский договор, в котором признавался британский протекторат над Сиккимом и устанавливались торговые отношения с Британией.

Для защиты своих торговых интересов Британия разместила в Лхасе дипломатический корпус и охраняющий его воинский контингент.

Спустя несколько месяцев в Маньчжурии началась Русско-японская война (1904-1905), в которой царские войска потерпели поражение. Далай-лама по-прежнему находился в Монголии, поскольку в 1906 г.

А Англия после 1906 г. воспользовавшись ослаблением России, подписала с Китаем новый договор, подтверждающий власть Китая над Тибетом.

Вот этот договор и стал тем предлогом для Китая, чтобы аннексировать Тибет.

Далай-лама вновь послал Доржиева к императорскому двору России с просьбой о военной помощи.

В 1907 г. Доржиев представил вице-президенту Российского географического общества П. П. Семенову-Тян-Шанскому доклад, озаглавленный "О сближении России, Монголии и Тибета".

В этом докладе он призывал к объединению трех государств и созданию на их основе великой буддийской конфедерации.

Российские официальные лица категорически отвергли этот проект. А затем пошли еще дальше. Был, подписав англо-русский договор 1907 г., по которому Британия и Россия отказались от вмешательства во внутренние дела Тибета, обязавшись действовать лишь через посредство Китая.

В конце 1909 г. Далай-лама ненадолго вернулся в Лхасу, но вскоре туда вошли китайские войска и он снова бежал в Индию где и жил под британским покровительством.

В 1911-1912 гг. правившая Китаем маньчжурская династия Цин пала.

Новый президент Китайской Народной Республики Юань Ши-Кай призвал Далай-ламу воссоединиться с "Родиной".

Далай-лама отверг это предложение, но революционные события в самом Китае набирали свою силу и китайские войска, размещенные в Тибете оставшись без поддержки Пекина, сдались тибетцам.

В начале 1913 г., Далай-лама возвратился в Лхасу.

В этом же году тибетцы продолжили искать политического и военного союза с Россией.

Так в санкт-петербургском храме Калачакры была совершена первая открытая служба – ритуал долгой жизни в ознаменование 300-летия Дома Романовых.

А сам Далай-лама направил в Россию подарки и поздравления. В Санкт-Петербурге разошлась и новость о том, что он объявил цесаревича Алексея бодхисаттвой, который просветит северных иноверцев.


Но, Россия готовилась к мировой войне и по-прежнему реальной помощи Тибет от Романовых не последовало. Тем более, что Англия уже фактически взявшая под контроль Тибет, была союзником России в предстоящей войне с Германией.

Поэтому Далай лама и был вынужден в 1914 г. заключил с Британией, новый дипломатический договор...

По нему британская сторона гарантировала Тибету автономию при исключительно номинальном протекторате Китая. Британцы также обязались не захватывать Тибет и не позволять сделать это китайцам.

Далай-лама в виду начавшейся в Европе Первой мировой войны, оставленный один на один с Китаем вынужден был искать помощи в других местах.

И тут Тибет впервые получает реальную политическую поддержку и военную помощь от Японии.

В выборе нового союзника Далай-ламу заинтересовали реформы периода Мэйдзи и происходившие в Японии процессы модернизации, которые могли бы стать образцом для модернизации Тибета внутри буддийской культурной парадигмы.

Поэтому Тибет обратился к Японии с официальной просьбой о модернизации тибетской армии.

Все отношения с Японией взял на себя тогдашний фаворит Далай-ламы Царонг, возглавлявший монетный двор и государственный арсенал Тибета.

В Лхасу прибыл японский офицер, Ядзима Ясудзиро который с 1913 по 1919 г. обучал тибетские войска и исполнял обязанности военного советника по обороне от Китая.

К стати японцы помогли, и разработать тибетцам свой флаг, добавив к традиционным тибетским символам изображение окруженного лучами восходящего солнца.

Но затем, в 20-е годы, интересы Японии переключились на Маньчжурию и Монголию, а Тибет оставался предметом внимания лишь для ученых-буддологов.

Последний японец покинул Тибет в 1923 году.

Так прошли в относительном спокойствии 10 лет. Но в декабре 1933 г. Далай-лама скончался. И у власти снова появился бывший первый министр Царонг, удалённый от власти в последний год правления Далай-ламы.

Теперь Царонг выбрал Японию как союзника в борьбе против распространения коммунизма впервой очередь со стороны Китая.

А эта угроза уже полностью захватившая с 1917-1920 года территорию Российской империи начала расширятся и на Запад и на Восток захватив и Китай.

Тем не менее, российские коммунисты и буддистские правители с Тибета, первые три года пытались наладить между собой политический контакт.

Причин было несколько, но главной была борьба за установления контроля над Монголией и ее населением, бывшими приверженцами буддисткой религии тибетского толка.

Все началось с того, что в конце 1919 г. князья нескольких монгольских племен объявили об отказе от автономного статуса Внешней Монголии и перешли под юрисдикцию Китая.

Под предлогом защиты от Советского Союза в Монголию были введены китайские войска.

 



В конце 1920 г. барон фон Унгерн-Штернберг – фанатичный противник большевиков – вторгся в Монголию с территории Бурятии, изгнал китайцев и вернул власть в стране ее традиционному буддийскому лидеру – Восьмому Джецун-дамбе.

 



В 1921 г. монгольский революционер Сухэ-Батор провозгласил в Бурятии Временное коммунистическое правительство Монголии.

 



 



В течение долгого времени в Монголии были популярны учения Калачакры.

Воспользовавшись верой монголов в эти учения, ставленник СССР Сухэ-Батор стал преподносить их в выгодном для него ключе. Он говорил своим последователям, что если они будут сражаться за освобождение Монголии от угнетателей, то в будущей жизни переродятся воинами Шамбалы.

Позднее, в 1921 г., Сухэ-Батор выбил войска Унгерна из Монголии с помощью Красной армии.

Затем ограничил власть Джецун-дамбы и позволил Красной армии контролировать страну. Части Красной армии оставались на территории Монголии вплоть до смерти Джецун-дамбы в 1924 г. и последовавшего вскоре за этим провозглашения Монгольской Народной Республики.

Как раз в это время в Монголии находился ученый-парапсихолог Барченко, имевший определенные связи в советском политбюро. Там он изучая быт и культуру моголов узнал об буддийском учении Калачакры.

 



 



Справка: Калачакра (санскр., "Колесо Времени") – идам (тантрическое божество), используемое в наиболее сложной системе тантр – Калачакре-тантре.

Калачакра тантра (санскр. "Тантра Колеса Времени") – тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны.

 



Одна из идей "Калачакры" – доктрина единства бытия.

Калачакра разделена на пять глав. Первая глава этой тантры посвящена космологии, астрономии, астрологии и теории календаря.

Эти идеи "Калачакры" произвели такое впечатление на тибетцев, что они провели реформу календаря, введя систему шестидесятилетних циклов, принятую уже более тысячи лет в Китае.

Причиной заимствования китайского календаря послужило то обстоятельство, что календарь "Калачакры" также основывается на шестидесятилетнем цикле, хотя и несколько ином, чем цикл китайского календаря.

За точку календарного отсчета (первый год первого цикла – рабджуна) был взят 1027 г., когда, в соответствии с тибетской традицией, буддийский учитель Атиша принёс текст "Калачакры" из страны Шамбала.

Вторая глава посвящена описанию человеческого организма, третья – подготовке к медитациям – этап инициации, четвертая – самим медитативным практикам, пятая – состоянию просветления.

Калачакра мандала – мандала в виде круговой или пространственной схемы мироздания, используемая в тантрической системе Калачакры

Вникнув в учение, А. Барченко пришел к мысли о том, что учения Калачакра-тантры, подчеркивающие космогоническую роль частиц материи, а также описывающие циклы истории человечества и грядущую войну между воинством Шамбалы и захватчиками-варварами, предвосхищали учение диалектического материализма – официальной философии коммунистов!

Он вернувшись в Москву, организовал группу по изучению Калачакры, в которую вошли некоторые высшие партийные функционеры. Среди них был и Глеб Бокий – глава особого отдела Объединенного государственного политического управления (ОГПУ, предшественник КГБ).

 



И пока в ОГПУ изучали буддизм, в коммунистической России (уже ставшей СССР) появились и другие люди, которые также считали, что коммунизм и буддизм вполне могут мирно сосуществовать.

Первым по значению был русский теософ Николай Рерих (1874-1947).

 



 



Он совершил несколько путешествий по Тибету, Монголии и Алтаю в поисках Шамбалы между 1925 и 1928 гг.

Он полагал, что легендарная родина учений Калачакры – это земля вселенского мира.

Из-за связей с Барченко и их общего интереса к Калачакре Рерих даже прервал свою экспедицию в 1926 г. и приехал в Москву.

Там через советского министра иностранных дел Чичерина он предал огласке некое письмо учителей- махатм к советскому народу. В письме восхвалялась революция, покончившая, в числе прочего, со "злом частной собственности", и обещалась "поддержка в объединении Азии".

В качестве подарка от махатм Рерих предъявил пригоршню тибетской земли, которую надлежало насыпать на могилу "нашего брата – махатмы Ленина".

Кончилось все тем, что ОГПУ заинтересовавшись идеями и личностью Н. Рериха, успевшего получить европейскую известность как теософ, завербовало его как своего агента.

Эта информация, до сих пор строго засекречена. А появляющиеся в открытой печати данные, есть или намеренной утечкой информации, или дезинформацией, различных спецслужб, в их извечной войне друг с другом.

Потому как Н. Рерих был агентом не только ОГПУ, но и немецкой разведки, а так же контролировался дипломатической службой Тибетского правительства, как посвящённый Далай – ламой, в сокровенные тайны тибетской политики.

Миссия Н. Рериха даже после удачно проведенной им "Центрально-азиатская экспедиция 1924-28 гг.", не имела успеха, и он был вынужден, в конце концов, вернутся в Северную Индию.

Там в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает "Институт Гималайских исследований "Урусвати", что в переводе с санскрита означает "Свет Утренней звезды". где он и прожил до самой своей смерти, занимаясь написание теософских трудов и рисованием картин.

Тем не менее, власти СССР разочаровавшись в Н. Рерихе, сами в 1928 гг. организовали еще две экспедиции в Лхасу. Их возглавляли офицеры Красной армии из -калмыков, переодетых буддистскими паломниками.

Основной целью этих экспедиций был сбор информации и исследование возможностей для дальнейшего распространения коммунистической идеологии в Центральной Азии, а также расширения сферы влияния Советского Союза.

Посланники СССР, предложили Тринадцатому Далай-ламе в обмен на сотрудничество с Советским Союзом гарантию независимости Тибета и защиту от Китая.

 



Идею нового союза Тибета и СССР активно поддерживал и живший в СССР Джоржиев.

Он направил Тринадцатому Далай-ламе письмо, восхваляющее советскую политику по отношению к национальным меньшинствам.

В письме говорилось, что Будда фактически был основателем коммунизма, что Ленин был высокого мнения о Будде и был проникнут буддийским духом.

Доржиев вновь пытался использовать свое влияние, чтобы склонить Далай-ламу к повороту в сторону Советского Союза.

Может эти усилия и принесли свои плоды, но в СССР с приходом к власти И. Сталина, отвергли крамольную идею, что Будда был первым в мире коммунистом и там начались новые гонения на буддизм, как и другие религии вообще.

В это время СССР приступил к осуществлению своей программы коллективизации и искоренения религии было одним из условий успешного завершения этих планов...

Его примеру вскоре последовала и Монголия.

В Монголии, как и крестяне в СССР многие воспротивились коллективизации. И там под руководством буддистских монахов началась Шамбалинская война (1930-1932 гг.)

В ответ на это восстание в 1932 г. Сталин ввел в Монголию части Советской армии, чтобы его подавить и заодно исправить "левацкий уклон" в Коммунистической партии Монголии.

Получив от Доржиева информацию о подавлении буддизма в Советском Союзе и утверждении коммунистических идей Монголии, тибетцы насторожились.

Их также беспокоили так же и планы, что строили китайцы относительно их собственной страны.

Правительство Чан Кайши, оно по-прежнему считало Тибет и Монголию неотъемлемой частью Китая.

Одним из первых декретов нового правительства стало учреждение комиссии по делам Монголии и Тибета.

Новая власть в Китае также приняла сторону Девятого Панчен-ламы в его споре с тибетским правительством. Панчен-лама с 1924 г. жил в Китае.

 



Поскольку не все знают, кто такой этот Панчен-лама то подаю необходимую справку.

Панчен-лама (от пан, сокращение санскр. пандита – учёный, тибет. чен – великий и лама), титул второго (после Далай-ламы) иерарха ламаистской церкви в Тибете. Институт П.-л. существует с середины 17 в.

10-й П.-л.- Лобсан Принлэлхунтруп Чхоки-гьэцэи (родился 1938); возведён в сан в 1949, с 1951 занимал ряд крупных постов в органах власти в автономном районе Тибет.

В 1964 был репрессирован. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Но, тогда в 1928-30 годах настаивал на своей относительной автономии от Лхасы, освобождении от налогов, праве иметь собственные вооруженные силы, а также требовал разрешения на возвращение в Тибет в сопровождении солдат китайской правительственной армии. Далай-лама отверг его требования.

В период с 1930 по 1932 г. тибетцы и китайцы вели боевые действия, стараясь взять под свой контроль некоторые районы Кхама.

Далай-лама попросил у Британии потребовать от Китая перемирия; Британия вступила в безрезультатные переговоры с Чан Кайши.

И только когда Япония захватила Маньчжурию, а затем и Внутреннюю Монголию, образовав государство Маньчжоу-го, Китай объявил о прекращении огня в Кхаме, переключив свое внимание на северо-восточный фронт.

В декабре 1933 г. Тринадцатый Далай-лама скончался; а регентом на Тибете стал Ретинг Ринпоче.

Китай направил в Тибет делегацию с щедрыми дарами, чтобы выяснить, согласен ли теперь Тибет войти в состав Китайской Республики.

Правительство Тибета отвергло дары и вновь заявило о независимости Тибета.

Но учитывая неравность сил и возможностей Китая и Тибета Ретинг Ринпоче был согласен на компромисс с некоторыми из требований Панчен-ламы, но отказался впустить в Тибет сопровождавших его китайских солдат.

Британцы его просьбу о военной помощи в том случае, если вооруженные силы Китая все же перейдут границу пообещали потребовать от Китая вывода войск.

В результате Чан Кайши решил игнорировать требования тибетской стороны.

В начале 1936 г. Панчен-лама в сопровождении китайских войск направился в Тибет.

В течение следующих месяцев вопрос Панчен-ламы стал предметом сложных переговоров между правительствами Тибета, Китая и Британии.

В конце концов, Ретинг Ринпоче согласился на сопровождение Панчен-ламы китайскими солдатами, потребовав от Британии гарантий немедленного возвращения китайских военных сил через территорию Британской Индии.

Китай заявил решительный протест против каких-либо гарантий со стороны иностранных держав.

В 1937 г. Япония полностью оккупировала Внутреннюю Монголию и север Китая. Китай, теперь полностью погруженный в войну с Японией, предложил Панчен-ламе переждать на территории, контролируемой Китаем, что он и сделал.

В конце того же года Панчен-лама заболел и умер, разрешив тем самым проблему.

Однако весь этот инцидент породил в тибетском правительстве глубокое недоверие к китайцам и убеждение в полной несостоятельности Британии в качестве возможного источника помощи.

И на повестке дня снова встал вопрос жизни и смерти. Поиска нового политического и военного союзника в борьбе против Китая.

Да и ситуация в мире стремительно менялась.

В 1933 г. в Германии пришел к власти А. Гитлер.

Япония, с которой в Тибета, уже были устойчивые дипломатические отношения заключила "Антикоминтерновский пакт" с Германией.

Пакт провозглашал обоюдную непримиримость стран-участниц к распространению коммунизма в мире. Германия и Япония обязались не вступать в политический союз с Советами, а в случае нападения Советского Союза на одну из сторон вместе решить, какие меры следует предпринять для защиты своих интересов.

Действуй в рамках вышеназванного соглашения Япония в 1937 г. заняла западную часть Внутренней Монголии и север Китая. А Германия аннексировала Австрию и часть Чехословакии.

Учитывая, что тогда сталинские чистки в среде буддистского духовенства оставшегося на территории СССР достигли своего апогея, а Китай вновь навязывал Тибету свое военное присутствие, которое должно было стать первым шагом к присоединению Тибета, в 1938 г. правительство Тибета, полностью контролируемое Ретингом Ринпоче, возобновило контакты с Японией.



Многие тибетцы с одобрением относились к Японии, как буддийской стране, ставшей уже мировой супердержавой и новым покровителем буддийского учения – в особенности на территории Внутренней Монголии.

Тем более тибетцы помнили, как двадцать лет назад японцы помогали в обучении тибетской армии.

Дружба и возможный военный союз с Японией были надежными условиями защиты от территориальных претензий со стороны Китая и Англии.

И тут, в Тибете появляются представители еще одной, хотя и далекой, но сильной европейской страны Германии.

Которых тибетцы хорошо встречали, руководствуясь не просто по законам гостеприимства, а как своих новых, возможных союзников, в борьбе против СССР, Китая и Англии, уже реального готовившихся в установлению своей власти над Тибетом и его народом.



 

 



(конец ч.10)
 

Теги: Аненербе

 Комментарии

Комментариев нет