РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Петр Петрович Петров ч.1

3504 просмотра

(историия ранего периода жизни Абрама Петровича Ганнибала)

 ч.1

Где находится Родина Абрама Петровича Ганнибала?

В российской истории есть один персонаж, жизнь которого, сама по себе уже является готовым сюжетом лихого авантюрного романа в духе конца XVII начала XVIII веков.

Скажу, к примеру, что наш герой, сумел пережить семь российских императоров и императриц, дослужится до чина генерал-майора и умереть своей смертью в 90 лет, при полной памяти, в достатке, в своем доме, в кругу большой семьи.

Как на те, тяжелые времена для истории России, случай этот достойный занесения в Книгу рекордов Гиннеса, если б она, велась с того времени.

Кроме того, эта тема уже более чем 200 лет, бессовестно эксплуатируют в российских школах, как своего рода историческую легенду, о великом и добром русском царе-реформаторе Петре Первом и его отеческой любви к сироте, да ещё в придачу, и толи эфиопу, толи негру, по имени Абрам.

Так сказать, тут Петр Первый подается как редкий, человеколюбивый царь, да еще и интернационалист, в придачу!

И наверно бы за прошедшие более чем 300 лет, от даты появления в России этого безродного арапа Абрама, про него все давно уже забыли.

Или он был бы известен, только узкому кругу историков, как забавный исторический персонаж, что вроде очередного царского денщика и шута, если бы не одно обстоятельство.

Этот Ганнибал стал прадедом Александра Пушкина известного в мире русского поэта, драматурга и прозаика.
 



Но, если для всего мира А. Пушкин, только "известный", то для России, которую в силу "загадочности ее души" умом понять нельзя", он, что до 1917, что после, это уже только – "величайший русский поэт". Недостижимая вершина для всех поэтов России, на все времена!

Хотя современник А. Пушкина, Фадей Булгарин (популярный русский писатель и извечный соперник за Славу с А. Пушкиным), после его смерти выразился, как бывший военный, не чуждый крепкого словца в отношении недругов: "Жаль поэта, и великого, – а человек был дрянной".

Но, Ф. Булгарин нынче в российских литераторов не в чести.

И может быть поэтому, в русской филологии А. Пушкина успели "короновать" как "отца" русского литературного языка!

Поэтому то, с момента начала изучения в средней школе биографии и творчества А. Пушкина, всем ученикам в голову одновременно "вкладывается" и информация и о его деде Абраме Ганнибале.

Как о верном ученике, сподвижнике, и почти, что продолжателя дел Петра Первого!
 



А попутно, со времен СССР так же, вводится и важная идеологическая мысль, что все люди рождены свободными. И поэтому представители белой, черной (негроидной) и желтой рас равны!

И пример Ганнибала Петровича тому веское доказательство. Император Петр Первый на что, уж был первый российский самодур, безбожник и крепостник, а вот принял "Абрамушку" у себя во дворце как равного, а затем обучил, женил на русской дворянке, и возвысил до генеральского чину! И никого при этом не волнует, что это полная профанация русской истории!

Так же, надо отметить, что отчасти сам и А. Пушкин "виновен" в том повышенном интересе к жизни и деятельности своего прадеда, поскольку написал на эту тему роман "Арап Петра Великого".

Правда вот пушкинистами, он считается незаконченным. И, что плохо для нас, то, что действие романа развивается в последний период царствования Петра (когда взрослый Ибрагим возвращается с Франции в Россию в 1723 г.). Впервые этот роман напечатан в журнале "Современник", т. VI, N2, 1837. И с тех пор, служит неиссякаемым источником заимствования ходовых сюжетов, для русских авантюрных романов.

Полный текст романа можно прочесть по этой ссылке (http://militera.lib.ru/bio/pushkin/index.html)

Но, нас будет интересовать не период "красивой" парижской жизни Абрама Ганнибала или как его Пушкин называет по-родственному "Ибрагимом", об этом и так написано много всевозможных книг, статей и научных докладов.

В этой работе мы попробуем выяснить:

"Как и почему Абрам Ганнибал попал в Московское царство, и чем был занят до своего возвращения, в 1823 г. уже в Российскую империю?

И поскольку, ближайший родственник не пожелал поделиться с нами, деталями детства и юношества Абрама Ганнибала, то мы будем вынуждены, обратится к самому авторитетному до 1917г. а в целом и сегодня, источнику исторических данных: "Энциклопедии Брокгауза и Ефрона" (http://www.hi-edu.ru/Brok/01040882.htm). Вот, что та мы можем прочесть:

О Ганнибале
 



"Ганнибал (Абрам Петрович) – "Арап Петра Великого", негр по крови, прадед (по матери) поэта Пушкина. В биографии Ганнибала до сих пор еще много невыясненного. Сын владетельного князька, Ганнибал родился, вероятно, в 1696 г.; на восьмом году похищен и привезен в Константинополь, откуда в 1705 или 1706 г. Савва Рагузинский привез его в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьезы, державшему и прежде "арапов".

Получив прозвище в память славного карфагенянина, Ганнибал принял православие; восприемниками его были царь (давший ему и отчество) и королева польская. С тех пор Ганнибал "неотлучно" находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах.

В 1716 г. поехал с государем за границу. Быть может, он занимал при царе должность денщика, хотя в документах он трижды упоминается наряду с шутом Лакостою".

Тут уважаемый читатель мы вынуждены временно прервать цитирование статьи о Ганибале, и расскажем, о Лакосте.

Потому что судьба этого человека, как зеркало отражает реальное положение Ганнибала при жизни Петра Первого, не смотря на все поздние приукрашивания его биографии.

 



И так о Лакосте. На рубеже XIII-XIV веков появилась мода держать дураков при коронованных лицах и вельможах. Даже библейский безумец, спорящий с царем Давидом, изображался в образе шута.

Быть шутом – непростая роль: улыбаться в горе и горевать в радости, приземлять высокое и возносить низкое, иметь смелость говорить правду, рискуя попасть в опалу.

Но главной задачей шута во все времена было веселить и развлекать короля, императора или царя.

Некоторые из "королевских" шутов были умнее своих властителей. Это были великие шуты. И одним из них был русский придворный шут Лакоста.

Многие мемуаристы и даже современники шута, сходились во мнении, что Лакоста происходил из семьи португальских евреев. Потомком тех самых беженцев, которые в конце XV века оставили Испанию после указа королевы Изабеллы, изгнавшей евреев за пределы Кастилии (1492).

Что касается места рождения Лакосты, – французский посол при русском дворе де Лави пишет, что он "родился в Сале в Берберии от родителей испанцев".

В то время Сале был большим западноафриканским портом5, и, неудивительно, что молодость Лакосты прошла на море.

Лакоста упоминается в сборнике о царских шутах, вышедшему в 1869 году. И в нем есть рассказы и которых можно судить о Лакосте...

Скажем, когда Лакоста отправлялся из Португалии морем в Россию, кто-то из провожающих спросил его:

– "Как не боишься ты садиться на корабль, зная, что твой отец, дед и прадед погибли в море?".

– "А твои предки, каким образом умерли?", – спросил в свою очередь Лакоста. – "Преставились блаженною кончиною на постелях".

– "Так как же ты, друг мой, не боишься еженощно ложиться в постель?", – удивился Лакоста".

Можно предположить, что именно "морская" биография Лакосты и привлекла внимание Петра I, всегда благоволившего к мореходам...

Мы не знаем, когда и по каким причинам Лакоста покинул свою родину. Но по свидетельству де Лави -то Лакосту привез в Россию некий резидент Петра Великого, который доставил в Россию янтарную комнату.

Он привез сюда г. д'Акоста, имеющего около пятидесяти лет от роду... (он) говорит на нескольких европейских языках.

Царь вначале пригласил его в Гамбург; И современники отмечали, что там Лакоста "пользуется большою милостию и сопровождает Царя повсюду; он большой говорун и часто острит, чтобы позабавить царя".

По прибытию в Петербург, Лакоста был крещен, так как источники называют его "обращенным португальским евреем".

Петр I выделял Лакосту из свиты своих шутов и даже, как полагают исследователи, назначил его главным среди них.

В отличие от других шутов, Лакоста славился как искусный собеседник и знаток Священного писания.

В 1718 году шут даже вступил в конфликт с видным хирургом Лестоком. Как гласила молва, последний соблазнил трех дочерей и жену Лакосты (!).

По шута царь сослал Лестока в Казань, где тот жил там до кончины Петра I...

Также известно, что в 1719 году Лакоста уже занимал даровую квартиру в доме главного доктора Эрскина, купленную в казну за 500 рублей.

Шут продолжает пользоваться царской милостью, и вскоре получает от Петра титул "самоедского короля".

По отзывам современников, церемонию коронования Лакосты Петр отпраздновал в Москве и с большим великолепием: на поклонение к новоявленному "королю" явились двадцать четыре самоеда, приведшие с собой целое стадо оленей.

Петр I не только легко раздавал своим шутам различные титулы, но и жаловал их землями. Известно, например, что после заключения Нейштадтского мира Лакоста направил царю челобитную о награждении его "за службы" землями, отвоеванными у Швеции.

На просьбу шута Петр наложил следующую резолюцию: "отдать ежели нет наследников законных против тракта со шведами".

Во владение Лакосте был выделен пустынный остров Соммерс в Финском заливе, и также была выдана жалованная грамота, подтверждающая его собственность.

После смерти Петра Лакоста, как и многие другие приближенные, пытался подтвердить права на свои владения. Однако шуту было отказано в этом на том основании, что грамота была недействительная, т.к. Петр вместо печати приложил к ней рубль.

Надо полагать, что при Екатерине I и Петре II Лакоста сохранял за собой должности придворного шута и "самоедского короля".

Но его звезда вновь взошла именно в правление Анны Иоанновна, как известно, особенно любившей шутов. Правда, последние не имели такого влияния при дворе, как при Петре I.

Царь держал шутов не только для своего увеселения, но как одно из орудий насмешки против невежества.
 



При Анне Иоанновне их "статус" упростился: они исполняли роль обычных скоморохов. Ученый швед Карл Рейнхольд Берк, побывавший в Петербурге в 1730-х годах, выделяет среди пятерых придворных шутов именно Лакосту.

"Прочие шуты, – пишет он, – глупые жулики, служба которых состоит в том, чтобы получать оплеухи, ставить подножки и громко хохотать, когда случается что-нибудь смешное".

Он также сообщает, что в 1735 году Лакоста, получил новый орденский знак Св. Бенедикта, учрежденный Анной Иоанновной для поощрения своих шутов.

По словам Берка, этот орден, который был чрезвычайно похож на орден Александра Невского, был покрыт красной эмалью, с маленькими отшлифованными драгоценными камнями вокруг; его носили в петлице на красной ленте.

Последнее упоминание о Лакосте мы находим в том же 1735 году. Его имя названо в указе камер-цалместеру о расходах из комнатной суммы Анны Иоановны. "Указали мы, взнесенные в комнату нашу, деньги, сто рублев, – говорится в документе, – которыми осыпал Лакост во время ево аудиенции самоядей, оные записать тебе в расход. Анна".

Внизу под документом мы находим подробное пояснение этого указа: "Шут Лакоста разыгрывал роль важной особы при представлении самоедских выборных и, выслушав их приветствие, в старинной одежде московскаго двора... сыпал серебро пригрошнями из мешка, с тем, чтобы, для большей потехи государыни, смотревшей на шутовскую церемонию, самоеды, бросившись подбирать деньги, потолкались и подрались между собою". После 1735 года судьба Лакосты более не прослеживается.

Так, что сравнение положение Ганибала с положением шута Лакосты при Петре Первом было вполне уместным. Разнит их только возраст.

Закончив с лирическим отступлением, мы можем продолжить знакомится с биографией Ганибала:


"В это время Ганнибал получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Ганнибал остался учиться; пробыв 1½ года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана.

Вернувшись в Россию в 1723 г., определен в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

После смерти Петра Ганнибал пристал к партии недовольных возвышением Меншикова, за что был отправлен в Сибирь (1727) перенести город Селингинск на новое место.

В 1729 г. велено было отобрать у Ганнибала бумаги и содержать под арестом в Томске, выдавая ему ежемесячно по 10 рублей. В январе 1730 г. состоялось назначение Ганнибала майором в Тобольский гарнизон, а в сентябре – перевод капитаном в Инженерный корпус, где Ганнибал числился до увольнения в отставку в 1733 г.

В начале 1731 г. Ганнибал женился в Петербурге на гречанке Евдокии Андреевне Диопер и вскоре был командирован в Пернов учить кондукторов математике и черчению. Вышедшая против воли, Евдокия Андреевна изменила мужу, что вызвало преследования и истязания со стороны обманутого.

Дело дошло до суда; ее арестовали и держали в заключении 11 лет, при ужасных условиях. Между тем Ганнибал сошелся в Пернове с Христиною Шеберг, прижил с ней детей и женился на ней в 1736 г., при живой жене, тяжба с которой окончилась лишь в 1753 г.; супругов развели, жену сослали в Староладожский монастырь, а на Ганнибала наложили эпитимию и денежный штраф, признав, однако, второй брак законным.

Поступив в 1740 г. снова на службу, Ганнибал пошел в гору с воцарением Елисаветы. В 1742 г. он был назначен ревельским комендантом и награжден имениями; числился "действительным камергером".

Переведенный в 1752 г. снова в Инженерный корпус, Ганнибал был назначен заведовать делами по разграничению земель со Швецией. Дослужившись до чина генерал-аншефа и александровской ленты, Ганнибал вышел в отставку (1762) и умер в 1781 г. Ганнибал обладал природным умом и выказал недюжинные способности как инженер.

Вел мемуары на французском языке, но уничтожил их. По преданию, возможностью избрать военную карьеру Суворов был обязан Ганнибалу, убедившему отца его уступить наклонностям сына.

Детей у Ганнибала в 1749 г. было шестеро; из них Иван участвовал в морейской экспедиции, взял Наварин, отличился под Чесмою, основал Херсон (1779), умер генерал-аншефом в 1801 г.

Дочь другого сына Ганнибала, Осипа, была матерью А.С. Пушкина, упоминающего о своем происхождении от Ганнибала в стихотворениях: "К Юрьеву", "К Языкову" и "Моя родословная".

Как видим не много, но все же у нас есть данные о детстве и юности Ганнибала. Для удобства изучения выделим их из текста:

1. Ганнибал родился, вероятно, в 1696 г. в одной из стран Африки

2. Он сын владетельного негритянского князька и был назван толи Абрамом, толи Ибрагимом

3. В 8 лет (т.е. в 1704 г.) был похищен с дома отца и привезен в Стамбул с целью перепродажи в рабство

4. В 1705 или 1706 г.г. Савва Рагузинский привез его в "подарок" Петру I, любившему всякие редкости и курьезы, державшему и прежде "арапов".

5. В 1716 г. поехал с государем за границу, где был отдан на учебу в французскую инженерную школу в Париже

6. В 1717 г. оставил школу и поступил во французскую армию

7. Участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана.

8. В 1723 г. по требованию императора Пера Первого возвратился в Санкт-Петербург и стал служить в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

Выделив нужную нам информацию, мы и попробуем с Вами уважаемый читатель, следуя пункт за пунктом, изучить личность "Арапа Петра Великого" и по возможности выяснить, где тут, правда, а где вымысел...

Вначале мы попробуем выяснить, где и в какой стране родился Абрам (Ибрагим) – Ганнибал.

На этот счет существует несколько версий:

1. Абиссинская версия от А.С. Пушкина

"Показал он мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал, сын Абиссинского эмира, похищенный турками, а из Константинополя русским посланником присланный в подарок Петру I, который его сам воспитывал и очень любил...".

(Из дневника Ал.Н. Вульфа – друга А.С. Пушкина, село Михайловское, 16 сентября 1827 года).

Эта версия была единственной на протяжении почти полутора веков: учёные верили Пушкину.

Но, вот настали времена, когда абиссинское происхождение прадеда стало под вопросом и стали появляться новые версии:

2. Новая абиссинско – эфиопская версия.

В основе этой версии происхождения Ганнибала лежит "Немецкая биография", написанная после смерти арапа его зятем Адамом Роткирхом, который общался со старым арапом, будучи женихом его дочери Софьи, и разговаривал на эту тему со всеми его сыновьями.

Но исследователи его биографии засомневались в вопросе: "А был ли А.П. Ганнибал негром?"

И в подтверждение своих сомнений приводят исторический документ, подписанный самим Ганнибалом.

Он в своем прошении на получение дворянства на имя императрицы Елизаветы от 1742 года
 



называет город, где он родился:

"Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства. Родился во владении отца моего в городе Лагоне, который и кроме того имел под собою ещё два города".

Тогда царица не поверила Ганнибалу, и в его прошении было отказано.
 



(абиссинцы -эфиопцы)

Но, эти слова Ганнибала много лет спустя перепроверил русский антрополог, этнограф и географ, академик Российской и иностранных Академий наук Дмитрий Николаевич Анучин и пришел к выводу, что местом рождения прадеда Пушкина действительно могла быть провинция Лого в северной Эфиопии, на правом берегу реки Мареб, входящая в состав горной страны Хамасен.

 



И вот, что писал А. Анучин, обосновывая свой вывод:

"Население этой области – чисто абиссинское, хотя темнокожее и курчавоволосое.

Настоящих городов в европейском смысле здесь ныне нет, а только более или менее значительные селения, местоположение которых могло меняться с течением времени, но названия областей и округов идут из глубокой древности.

Во всяком случае, другого имени (кроме "Лого"), сколько-нибудь соответствующего названию "Лагон", в Абиссинии нет, а потому и следует признать, что здесь именно была родина Ганнибала...

Тип абиссинцев воспринял в себя, несомненно, семитскую примесь, как с другой стороны и примесь крови негров, но в массе населения он является своеобразным, занимающим как бы среднее положение между семитским и негритянским.

Эта своеобразность типа оправдывает выделение абиссинцев совместно с соседними народностями в особую антропологическую расу, которой обыкновенно теперь придают название хамитской...

Это был, по всей вероятности, довольно рослый, темнокожий, шоколадного цвета субъект с чёрными курчавыми волосами, удлинённым черепом, овальным сухим лицом, высоким лбом без выступов над бровями, слабою растительностью на лице, чёрными глазами, полными, толстоватыми губами и, может быть, несколько широким, но всё-таки не негритянским носом". (Анучин Д.Н. А.С. Пушкин: Антропологический эскиз. М. 1899, с. 15-16).

Но, не все в этой версии так однозначно. Ведь русская история сохранила для нас сведения о том, что Петр Петрович Петров (так был назван Абрам при крещении) очень болезненно реагировал на изменение своего Петром Первым имени.

И тут у нас всплывает, как бы и еще одна под версия:

"Абрам Петрович Петров действительно мог родиться в Абиссинии-Эфиопии, но вот его происхождение было иным: он был из семьи абиссинских иудеев"!

Как показала дальнейшая жизнь Ганнибала, такая "версия "имеет право на существование.

Вот скажем, все его сыновья носили библейские имена, а три сына – чисто иудейские: Януарий – Иосиф (Осип – дед Пушкина), Савва – Исаак, Яков (умер в детском возрасте).

Этот факт говорит о многом, так же как и слезная просьба юного арапа к Петру Первому при попытке переменить его настоящее имя.

Ведь Авраам в ветхозаветных преданиях – избранник Бога, заключившего с ним "завет" (союз).

Да и чем объяснить такое явное пристрастие к библейским именам со стороны "негра" и его потомков, которые были отнюдь не религиозными фанатиками?

После смерти Петра Великого Абрам Петрович Петров все де поменял свою фамилию на Ганнибал.

Это еще раз подтверждает возможность иудейского происхождения Абрама. И ученные отстаивавшие эту версию обращают наше внимание на следующие обстоятельства.

В мировой истории под Ганнибалом понимают военачальника из г. Карфагена, сражавшегося с Римской империей за первенство в мировой политике.
 



Справка: Ганнибал (в переводе с финикийского "дар Баала") Ба́рка, более известный как просто Ганнибал (247-183 до н. э.) – карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных мужей древности. Был врагом номер один Римской республики и последним настоящим лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн.

Но, вот у иудеев тоже был свой полководец с таким же именем!

Вот, что утверждал сам Давид Бен-Гурион. В книге "Наша деятельность и наш путь". 1935 г.).

"Жил один великий ханаанейский полководец, принадлежавший к расе, близкой к древним евреям.

У него было еврейское имя и еврейский титул: Ханниваал ха-шофет (Ганнибал – судья) из Карфагена..."


Таким образом, наглядно видно, что хотя для большинства современников, смена Абрамом Петровичем Петровым, фамилии, на Ганнибал выглядело только претензией на родство, с великим карфагенским полководцем Ганнибалом, но, по сути, выбрал одну из известных еврейских фамилий!

Но, пытливые умы историков изучавших биографию А.С. Пушкина этими версиями не ограничился. Появились и появлялись все новые версии:

3. Абхазская версия

Ее автор писательница Алла Кторова (А.К.): автор работы "Загадка национальных корней Пушкина" (Русский журнал, 15.11.02 г.).

А. Кротова основываясь на данных абхазского учёный Дмитрий Гулия в книге "История Абхазии" о том, что в Абхазии жили не негры я а эфиопами – потомками иудеев, пришедших в Абхазию в незапамятные времена. И используя данные Дмитрия Гулия по топонимике, где он утверждает, что географические названия мест Эфиопии и Абхазии совершенно одинаковы: Багада – Багада, Гумма – Гумма, Табакур – Дабакур и т.д. высказала предположение,что Абрам Ганибал мог быть родом с Абхазии. В то время провинция Османской империи.

Есть и еще одна версия, ее автором считается русский писатель В. Набоков.
 



4. Камерунская версия.

Отличается одной деталью: местом рождения арапа. Всё остальное – действующие лица и исполнители последовательность событий в обеих версиях одинаковы.

Набокова тоже заинтересовало географическое местоположение города Лагон или (Логон), о котором говорится в "Немецкой биографии", как о месте рождения Абрама Ганнибала.

Изучив описания путешествий в Эфиопию Шарля Понсе, Генри Солта и других в период XVII – XIX в.в., он ни Лагона, ни созвучных ему рек и местностей там не обнаружил.

 



(камерунцы)

Однако, на территории современного Камеруна, Набоков отыскал впадающую в озеро Чад реку Шари с притоком Логон и находящимся на его берегу одноименным городом.

Это дало ему основание выдвинуть версию о происхождении Ганнибала из Логона (в нынешнем Камеруне).

Версию В. Набокова подкреплялась и ссылками на воспоминания самого Абрама Ганнибала, которые дошли до нас в записях его зятя Роткирха. Где есть, упоминается топоним – "Логон".

Ганнибал, будучи ребёнком, запомнил это название как находящееся в Абиссинии (Эфиопии).

Но, Набоков работал с этой версией как ученный-любитель и до конца проверку не довел.

А вот через 30 лет, эта "версия" получила мировую огласку благодаря одному предприимчивому камерунцу, профессору Сорбонны Дьедоне Гнаманку.

Он в целях нахождения подлинной родины Абрама Ганнибала организовал экспедицию в Камерун и в ней прияли участие и главный редактор петербургского журнала "Наш следопыт" И. Данилов.

Там участники встретились с местным султаном и рассказали ему пушкинско-ганнибаловскую историю. Султану она понравилось, и он передал дары в Пушкинский дом: настоящий туземный щит, ящик с логонской землёй и несколько.

Экспедиция так же сняла кинофильм "Странная жизнь Аннибала".

Но важнейшим результатом экспедиции была расшифровка ганнибаловского герба.
 



Известно, что на нём изображён слон и загадочное латинское слово FUMMO. Старейшины племён сразу же расшифровали оба знака. Слон – их священное животное заявили, что FUMMO обозначает "родина".

Но, у профессора Сорбонны Дьедоне Гнаманку сразу-же, появились и научные конкуренты, которые породили так называемую "мусульманскую" версию.

5.Мусульманская версия

Так в издании "Татарский мир" N5, 2002 года приведено обширное цитирование заголовков статей о Дьедоне Гнаманку в СМИ мусульманского мира:

"Пушкин был влюблён в Восток, чтил арабов, мусульманскую цивилизацию, арабскую поэзию и арабскую культуру": журнал "Аль-Басра", Иран, статья "Арабы в мировой культуре".

"Пушкин – арабский поэт и эмир поэтов России": газета "Аль-Джумхурия", Ирак.

Но, эта версия осталась на совести своих отцов и дальнейшего распространения не получила.

В последнее время появилась еще одна версия. Ее обнародовал Владимир Островский в своей работе "Загадочный Абрам. Версии".

6. Азовская версия.

В подтверждение этой версии, ее авторы пишут, "что впервые Абрам Петрович заговорил о своём африканском происхождении только в начале 1742 года в прошении на имя императрицы Елизаветы Петровны о предоставлении ему дворянства и герба.

Здесь он упоминал, что он из знатного дворянского рода.

"Родился во владении отца моего в городе Лагоне, который, и кроме того, имел под собою два города...". Возможно, упоминание о двух городах – имело тайный смысл (с дворянством он мечтал получить и княжеский титул).

Но мечты рухнули, императрица не приняла на веру его рассказы о благородном африканском происхождении, и у арапа появилась весомая причина впадать в "панический страх"... Что знал о своём детстве человек, около сорока лет назад ребёнком изъятый из родной среды?

Только то, что заставили его заучить взрослые.

Таким человеком мог быть только Савва Лукич Рагузинский-Владиславич –: дипломат, агент, работавший на правительства нескольких государств, в том числе и на русское.


(о нем будет подробно рассказано во второй части этой работы-автор)

Между прочим, фамилия этого человека фигурирует во всех трёх версиях: именно он якобы выкрал Абрама из турецкого сераля в Константинополе и доставил в подарок Петру Великому.

Царь не просил привозить ему негров. Критерии отбора были следующие: мальчики должны быть некрасивыми, темнокожими, а – главное – склонными к наукам".

Другой российский автор Александр Зинухов в статье (Абрам из рода Ганнибалов. "Совершенно секретно", N6, июнь 2001г.) дополняет эту версию тем, что утверждает, о том, "что за десять лет до появления в России маленького Абрама Петру I привезли арапчонка, при крещении получившего имя Алексей.

Как потом выяснилось, два арапа оказались родными братьями!

Ранее в существование Алексея мало кто из учёных-пушкинистов верил. Однако, в 1969 году заместителем директора ЦГАДА В. Козловым был обнаружен документ –

"Дело об ограблении неизвестными людьми арапа Алексея Петровича, брата Абрама Петровича Ганнибала". (Неделя, 1969, 27 окт. – 2 ноября, с.18).

Вскоре после первой находки в фонде Правительствующего Сената был обнаружен ещё один аналогичный документ.

Для нас важна информация, найденная и опубликованная В. Козловым: "1716 года марта в 9 день в Канцелярии Сената арапленин Алексей Петров допрашиван.

А в допросе сказал: крещён де он в православную веру на Москве в Преображенском тому лет с двадцать, а восприемником был царское величество...".

Мы узнаём, что старший брат Абрама Алексей крещён в 1696-1697 г.г. (между прочим, в 1696 году русским флотом был захвачен Азов!).

А в 1705-1706 г.г. в Россию был доставлен его младший брат Абрам. Именно в этот короткий промежуток времени (1696-1711 гг.) Пётр Великий временно владел Азовом.

Оба брата, якобы, были "похищены" из константинопольского сераля и доставлены в Москву.

Но при этом в Москву доставили согласно распоряжению Петра Первого не просто двух арапов-эфиопов для придания восточной экзотики царскому двору, а молодых мальчиков способных к учению!

Рагузинский знал, что Пётр был неравнодушен ко всему экзотическому – Абиссиния входила в этот список.

И поэтому мальчики, намеченные для царя, должны были стать не просто арапами, а "арапами из Абиссинии". Версия же похищение из турецкого сераля ещё более усиливало экзотичность.

Для Абрама была сочинена соответствующая экзотическая биография, и... "процесс пошёл".

Как было отмечено выше, царь Пётр внял мольбам арапа и оставил за ним после крещения его имя Абрам.

И тут Александр Зинухов вполне уместно ставит вопрос: "А мог ли иудейский мальчик из рода крымских караимов сойти за арапа?

В пользу этого, по мнению Александра Зинухова свидетельствуют следующие факты:


1. еврейско-караимская среда в Азове, в которой Савва Рагузинский был своим человеком;

2. хотя могущественного караимского Мангупского государства к тому времени уже не существовало (оно пало под ударами турок в конце XV века, многочисленное иудейское население было разбросано по городам и селениям обширной области;

3. наличие в Приазовье и Причерноморье многочисленных археологических находок, среди которых выделяется знаменитая Иософатова долина (Иосафат – Суд Божий), напоминающая одноименную долину вблизи Иерусалима, вблизи которой приютилось кладбище караимов; многие топонимические названия: пещерные города Мангуп-Кале и Чуфут-Кале (еврейская крепость), Чуфут-Чаарган-Бурун (мыс Вызова евреев – название, связанное с расположенным в соседней балке караимским селением), неопровержимо доказывает еврейское (в частности – караимское) присутствие в этих местах на протяжении многих столетий".

Но, все эти версии были приведены автором, во-первых, для того, чтобы читатель, смог сам понять, что загадка происхождения родоначальника пушкинского рода давно влечет ученые умы.

А так же осознал, что, несмотря, на все усилия предпринятые историками за прошедшие 300 с чем то лет, от даты появления Ганнибала в Российской империи, однозначного мнения среди них о месте его рождения, так выработано и не было.


Кроме того, автор привел все эти версии не только для общего обзора вопроса о месте рождении Абрама Ганнибала, и придания наукообразности своей публицистической работе, а еще и как необходимость.

Потому, что в следующей части, им будет приведено подлинные исторические документы, найденные в российских архивах и касающиеся появления Абрама Петровича Ганнибала в Российской империи, о которых авторам всех вышеизложенных версий, известно не было.

Вот тогда, мы и увидим, кто из авторов версий был ближе всего к истине...

(конец ч.1)
 



 

Теги:

 Комментарии

Nigilist Pauk 536.6  
01 October 2010 13:56
заинтриговали!
Бровко Владимир59.21
01 October 2010 14:06
Олег! Все на полном серьезе!
Сегодня буду дописывать вторую часть.