ч.2
Путь "арапа Абрама" из Константинополя в Москву
В этой
части, мы уважаемый читатель проследим на основе подлинных и недавно
обнаруженных исторических документов путь "арапа Абрама" из столицы Османской
империи г. Стамбула (Константинополя – как его продолжали называть в Московском
царстве) в столицу Московского царства г. Москву.
Это путь занял период
времени с 1705 по 1706 года. И за всем этим "мероприятием" стол конкретный
человек. Он в российскую историю вошел как граф Сава Лукич
Владиславович-Рагузинский!
А вы уважаемый читатель, даже если вы
искренний любитель российской истории, ранее что ни будь, слышали об этом
человеке? Думаю, что нет.
Во-первых, потому, что перед нами совсем не
Сава Лукич Владиславович-Рагузинский. Он "им стал" значительно позже, как и
русским подданным в том числе.
И поэтому, чтобы читатель ясно понимал
суть тех исторических документов, что будут приведены ниже и где прямо описаны
все перипетии пути "арапа Абрама" в г. Москву мы начнем с выяснения биографии
этого С.Л. Владиславовича Рагузинского по состоянии на 1704-1720 года.
Справка: Савва Лукич
Владиславич-Рагузинский (1670 – 17.06.1738)
Граф, тайный советник. По
национальности серб.
появился на свет в городе Херцег-Нови между 1664 и
1670 годом – точная дата неизвестна. Он был подростком, когда бандиты напали на
родовое имение и разорили его. Семья бежала в Дубровник, который в то время был
вассалом Османской империи.
Трагедия оставила глубокий след в душе юного
Савы, и он на всю жизнь затаил ненависть к угнетателям сербского
народа.
Повзрослев, он уехал сначала в Венецию, затем в Испанию и
Францию, где успешно изучал экономику.
Завершив образование и получив от
отца некоторую сумму, он отправляется в Царьград (так называли тогда нынешний
Стамбул), где занялся коммерцией. Но, несмотря на отменный талант, главным делом
его жизни станут совсем другие профессии.
В Царьграде Сава становится
Рагузинским – по имени Дубровника, который в Средние века звался
Рагузой.
В молодости занимался торговлей и вскоре оказался в
Константинополе, где началась его дипломатическая деятельность с выполнения
неофициальных поручений В.В. Голицына и Е.И. Украинцева.
Именно Е.И.
Украинцеву иерусалимский патриарх Досифей, Русской православной церкви на
Ближнем Востоке, рекомендовал в негласные помощники молодого торговца
Владиславича.
Благополучный купец оказал Украинцеву неоценимую услугу,
раздобыв тексты договоров Порты с Францией, Венецией, Англией и
Австрией.
Вскоре Пётр I отзывает Украинцева и назначает посланником
Дмитрия Голицына. Однако турки встречают его враждебно и, что называется, с
порога отвергают предложение рассмотреть вопрос о свободе плавания в Чёрном
море, которое в то время практически было внутренним водоемом Османской
империи.
На смену Голицыну приходит Пётр Толстой –
фигура непростая. Великолепный дипломат, умница, хитрец, готовый на все ради
достижения цели, страдает всего одним недостатком: в ответственный момент он
впадает в депрессию и не может отдавать необходимые указания (в итоге это стоило
ему жизни: в 1730 году он скончался в тюремной камере, куда попал по велению
Екатерины I).
Но, в период пребывания в Царьграде его правой рукой
становится Савва Рагузинский – уже в ранге российского
дипломата.
Прекрасный знаток внутренней и внешней турецкой политики,
досконально изучивший дворцовые тайны и характеры османских правителей,
затаивший в душе ненависть к разорителям родового гнезда, Савва организует в
Высокой Порте, Венеции и Франции разветвленную торговую сеть, а по сути – первую
русскую разведывательную сеть за рубежом! Внешняя разведка была крайне
необходима России, только что вышедшей на берега Чёрного и Балтийского
морей.
Исполняя два дела зараз, он явился с товарами в Азове в 1702, как
бы изучая торговый путь по Черному морю, а в 1703 посетил Москву.
В
Россию он привозит труд "Изучение дороги Чёрным морем в Москву", в котором
подробно описывает порты, гарнизоны, их вооружение, места базирования флота,
сообщает другие сведения разведывательного характера.
В России он
встречается с Петром Первым, который доверился письму Толстого: "Савва человек
добр и до сего времени усердно в делах великого государя работал, и видится, что
и впредь желание имеет служить верно".
За "черноморскую разведку"
Рагузинскому назначают пенсион в 325 рублей ежегодно, жалуют в Москве дом на
Покровке и право беспошлинной торговли сроком на десять лет. Несколько позже
"жалованная грамота" будет продлена на целый век!
Петр I так же выдал ему
жалованную грамоту на десять лет, которой предоставлялись право свободно
торговать в России с уплатой пошлины наравне с русскими купцами, монополия на
продажу в течение трех лет лисьего меха из Сибирского приказа, право ввозить в
Россию и вывозить из нее товары через Азов, как и открывать в нем и других
местах торговые дома и лавки.
Грамотой повелевалось всем должностным
лицам оказывать Рагузинскому всяческое содействие в его торговых делах.
В
1705 Рагузинский выхлопотал новую жалованную грамоту, расширяющую права ввозить
и вывозить товары не только через Азов, но и через украинские города, а также
другими путями.
Обласканный Петром, Рагузинский возвращается в Царьград,
где опять развивает бурную разведывательную деятельность. Но попутно выполняя
личные поручения Петра и его супруги Екатерины.
Так, по просьбе царя в
1705 году он привёз в Петербург купленного в Царьграде маленького абиссинца
Абрама (Ибрагима).
С 1708 С.Л. Владиславович – Рагузинский окончательно
обосновался в Москве (получил двор на Покровке).
Принял активное участие
в Прутской кампании 1711.
Ему принадлежала идея царского обращения к
христианским народам Балкан с призывом поддержать Россию в войне с
Турцией.
По указанию Петра I он находился в ставке командующего
российскими войсками графа Б.П. Шереметева в качестве консультанта "для советов
в тамошних делах". Рагузинский участвовал в важнейших военных советах на
Пруте.
Через него поддерживались контакты с сербскими граничарскими
полковниками в Австрийской монархии, готовыми содействовать русской армии, с
российским полковником М. Милорадовичем, возглавившим антиосманское движение на
Юго-Западе Балкан.
Вначале 1711 г. при посредничестве Рагузинского Петр I
установил тайную связь с господарем Молдавии Д. Кантемиром, выразившим
стремление быть в союзе с Россией.
Проявлял готовность к этому и
господарь Валахии Бранковяну.
Рагузинский участвовал во встрече Кантемира
с Шереметевым на Пруте.
Он внес свой вклад в обмен, подарками сторон,
вручив Кантемиру 200 кошельков денег на первые расходы по набору молдавского
войска и 300 кошельков для закупки рогатого скота для русской
армии.
Таким образом, была оказана материальная поддержка
русско-молдавскому союзу. В тревожные годы российско-турецких отношений,
последовавших за Прутским миром, Рагузинский поддерживал связи с Кантакузинами,
высокопоставленными лицами Валахии. Они, помимо всего, играли посредническую
роль в сношениях России с сербами.
Рагузинский трезво оценивал ситуацию
на юге и не был расположен к неоправданным жертвам.
Когда, в начале 1713
в Москву прибыли представители сербского движения во главе с Милорадовичем и
канцлер Головкин в связи с новым объявлением Турцией войны России решил вернуть
их на Балканы для возобновления борьбы, Рагузинский воспротивился
этому.
Он считал, что движение было уже обескровлено. Сенат счел его
доводы убедительными.
В 1716-1717 совершил поездку в Венецию, Далмацию и
Дубровник. По его просьбе ему были выданы рекомендательные грамоты за подписью
Петра I, в которых он именовался "иллирийским графом Владиславичем".
Как
уже вошло в практику, он и на этот раз совмещал свои торговые дела с
правительственными поручениями.
Рагузинский выступал торговым и
финансовым агентом России, по заданию царя занимался организацией практики
молодых русских дворян, проходивших в Венецианской республике морскую
службу.
В Венеции и Далмации он вербовал славян для российского
флота.
В 1717 во время поездки Петра I во Францию Рагузинский состоял в
его свите.
В 1718-1722 Рагузинский продолжил пребывание в
Италии.
Он посетил Рим, где вел переговоры с папой об установлении
письменной связи между Россией и Ватиканом.
В связи с расширением
дворцового строительства в Петербурге в задачу Рагузинского входила также
закупка мраморных статуй. На него была также возложена царем обязанность
опекать, русских гардемаринов, обучавшихся морской науке на галерах, а также
живописцев Ивана и Романа Никитиных, находившихся во Флоренции
Смерть
папы Климента XI помешала заключению конкордата с Россией, и Рагузинский
вернулся в Петербург.
Полная его биография здесь:
http://www.rusdiplomats.narod.ru/ambassadors/raguzinskiy-sl.html
А вот
теперь, когда читатель уяснил, кто такой С.Л. Владиславович-Рагузинский мы можем
перейти и к цитированию найденных в российских архивах исторических
документов.
Честь их обнаружения и предоставления для публикации
принадлежит кандидатом исторических наук Т. А.
Лаптевой
N1
Письмо русского посла в Константинополе П. А.
Толстого главе Посольского приказа Ф. А. Головину
1704 г., июля 22
Государь мой
милостивой Федор Алексеевич, здравие тебе, государю моему, и всяких благ желаю
во многие лета.
Господин Сава Владиславич сказал мне, что милость твоя
изволил ему приказать купить двух человек арапов.
И по тому твоему,
государя моего, повелению он, Сава, арапов двух человек купил, и я их с его
Савиным человеком отпустил к милости твоей, государя моего, чрез Мутьянскую
землю и дал им проезжей лист, чтоб им от Киева до Москвы давать
подводы.
А к господарям к мутьянскому и к волоскому и к господину
стольнику мутьянскому писал от себя с прошением, чтоб оных управили безопасно
довесть до Киева.
И надеюсь, что при помощи божией до милости твоей,
государя моего, оные довезены будут сохранно.
А господин Сава отпущен от
меня на одном бастименте [т.е. корабле.] в Азов, и с ним к милости твоей,
государя моего, писано о всем довольно. Слуга милости твоей, государя
моего,
Петр Толстой, челом бью
Из Константинополя, июля в 22 день
1704-го.
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. N2. Л. 314
и об. Подлинник.
N2
Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского Ф.
А. Головину 1704 г., апреля 21
Сиятельнейший и
превосходительнейший господине.
Сие настоящее письмо для двух причин
вкратце к вашему превосходительству пишю, дабы вы мною не
гнушалися.
Втораго дня, как я чаю, прежде даже сие до превосходительства
вашего дойдет, там сам буду.
Сего дня я путь свой восприемлю с судном, к
Эсикулу назначенным. Я не сумневаюся, что все новины от благорожденного
господина Петра Андреевича вашему превосходительству донесены будут.
Настоящее писание до вашего превосходительства дойдет с слугою моим Андреем
Георгиевым, которого я посылаю купно с тремя молодыми арапами.
Сие есть 2
х вашему превосходительству, а 3-го послу вашему, которых я купил не без
большого бедства и трудом и их благости урожденного господина Костянтина
Кантакузина [Великий стольник княжества Валашского.] врученных отправлял и ему
явно объявлял, что оны пред вами суть.
Дай Бог, чтоб они во здравии и в
целости дошли.
Я чаю, что они вам приятны будут, для того что они
зело черны и хороши суть, они не турки, необрезаны суть.
Ваше
превосходительство может содержать тех, которые вам полюбятца, а третей послу да
оставится, для того он сам за всякого деньги заплатил.
Федор Тишанинов у
меня есть, но мне жаль, что я в Синопе работных людей найтить не могу, в чем мне
Бог свидетель да будет.
Вашего превосходительства послушный
слуга
Н. Н.
Над текстом: "Перевод с письма, в Константинополе
писанного апреля в 21 день 1704-го."
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с
Турцией. Оп. 1. 1704. N2. Л. 179-180. Перевод, современный
подлиннику.
N3
Письмо торгового агента России в Константинополе
С. Л. Владиславича-Рагузинского к Н. Спафарию 1704 г., июня 29
"Хотя
и господин посол будет писать об моих делах пространно, однакож и ты нижайший
ему от мене поклон скажи и объяви, что бумага хлопчатая, которую приказано мне
промыслить, также и полоненика окупленного по его приказу
[промыслил].
При сем и двух мальчиков арапов промыслил и чаю, что вскоре
в Мултянскую землю пришлю их, и буде здравы, приедут, чаю, будут годны его
превосходительству.
Верь мне, друже мой, что зело трудно сие делать и из
Турецкой страны вытащити их.
Как и сам я его превосходительству сказал,
токмо бог и чистота сердечная в том мне способствовала.
Пиши ко мне, как
продаются на Москве кумачи и бумага красная и белая бумага хлопчатая, потому,
что в сих трех товарах вся торговля моя состоится.
При сем еще будет у
мене 30 или 40 бочек вина преизрядного, из Адриатского моря привезено. Пиши ко
мне, где лучше продать, тамо ли или в Азове, и паки здравствуй.
Там же.
Л. 11 об. Перевод, современный подлиннику.
N4
Отписка киевского
губернатора А. А. Гулица в Посольский приказ
1704 г., октября
31
"Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу
всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой, Андрей Гулиц, челом
бьет.
В нынешнем 1704-м году октября в 8 день приехали в Киев из
Царяграда торгового человека галацкого жителя Савы Владиславова люди ево,
сербеня Андрей Васильев, Костянтин Янов, да с ними три человека арапов, и
объявили мне, холопу твоему, проезжее письмо от твоего великого государя посла,
ближнего стольника и наместника алаторского, от Петра Андреевича Толстова,
пребывающего при дворе салтанова величества турского, за его печатью.
А в
письме его написано; когда они достигнут твоего великого государя Росийского
государства богоспасаемого града Киева, приняти б их с любовным
приветствованием, и дав им довольно подвод и от города до города проводников,
отпустить безо всякого задержания к Москве, чтоб они до Москвы допроважены были
со всяким опасением и хранением.
И по твоему великого государя указу
тех приезжих Савы Владиславова людей ево дву человек, да с ними трех человек
арапов, дав им подводы и до Севска провожатого, киевского рейтара Юрью
Островского, отпустил я, холоп твой, к тебе, великому государю, к Москве октября
в 31 день нынешнего 1704-го году.
А отписку велел я, холоп твой,
подать в твоем государственном Посольском приказе ближнему боярину Федору
Алексеевичю Головину с товарыщи.
На Л. 56 помета: "1704-го ноября в 13
день взять в книгу и приезжих Савиных людей допросить и написать для ведения в
поход."
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. N5. Л. 56 и
об. Подлинник.
N3
Проезжий лист, данный киевским губернатором
А. А. Гулицем А. Васильеву и К. Янову
1704 г., октября
31
Милостию пресветлейшего и державнейшего великого государя царя и
великого князя Петра Алексеевича всеа Великие и Малые и Белые Росии самодержца и
многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и
наследника и государя и обладателя его царского величества генерал-майор и
губернатор киевской Андрей Андреевич Гулиц.
Великого государя нашего его
царского величества отчины из богоспасаемого града Киева отпущены к Москве
галацкого жителя Савы Владиславова люди ево, сербиня Андрей Васильев, Костянтин
Янов, да с ними три человека арапов, которые едут к Москве из Цариграда от посла
ближнего стольника и намесника Алаторского от Петра Андреевича Толстого,
пребывающего при дворе салтанова величества турского.
И великого
государя нашего его царского величества в малороссийских городех подданного
Войска Запарожского обоих сторон Днепра гетмана и славного чина святаго апостола
Андрея ковалера Ивана Степановича Мазепы рейменту ево полковником и ясаулом
и сотником и отамоном и всяким урядником, где кому ведать надлежит, а в
великоросейских городех воеводам и приказным людям велеть их, вышеписанных
сербин, Андрея Васильева, Костентина Янова и трех человек арапов от Киева до
Москвы пропущать и давать им четыре подводы с телеги и с хомуты и с проводники
везде без задержания.
А ехать им ис Киева на Чернигов да на Новгород
Северской, не займуя Батурина и Королевца и Глухова.
И едучи
малороссийскими городами, подводы имать у полковников и в ратуши у войтов и у
бурмистров, объявляя им сей подорожной лист, а самовольно нигде в городех в и на
дорогах казацких и мещанских и крестьянских подвод не имать и никакова насилья и
безчестия начальным людем и казаком не чинить и у казаков на дворех, кроме
мещан, ни ставитца и кормов и питья себе у них не домогатца, а ставитца, где
уряд поставит, и были б довольны тем кормом и питьем, что дадут добровольно в
почесть из ратуши.
Дан великого государя нашего его царского величества
отчине в богоспасаемом граде Киеве, лета от Рождества Христова 1704 году октября
в 31 в день.
На Л. 55 об.: "Дьяк Макарий Калашников. Смотрел Иван
Колонтаев."
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. N5. Л.
55. Подлинник.
N4
Расспросные речи в Посольском приказе
приехавшего из Константинополя грека А. Васильева 1704 г., ноября
13
"Приезд из Константинополя грека Андрея Васильева, присланного от
Савы Рагузинского с тремя малолетними арапами.
1704 ноября в 13 день
явился в Посольском приказе по проезжим посла Петра Толстого и киевского
губернатора листам и по ево, киевского губернатора, отписке приезжей из
Царяграда сербянин, венециянина Савы Рагузинского челядник, Андрей Васильев да
товарищ его Костянтин Янов.
А в роспросе сказал, что господин ево, Сава
Рагузинской, взяв царского величества у посла, у Петра Толстого, помянутой
проезжей лист, отпустил ево, Андрея, из Царяграда в нынешнем1704-м году в
августе месяце сухим путем через Волоскую землю и послал с ним к Москве трех
человек арапов, малых робят.
И приехав, на Москве о тех арапах приказал
он, Сава, ему, Андрею, объявить Посольского приказу переводчику Николаю
Спофарию.
А кому де те арапы надлежат, и про то ведает он, Николай. И
писал де он, Сава, о том наперед сего к нему, Николаю, имянно.
А с ним
де, Андреем, к нему, Николаю, и ни х кому от него, Савы, ни о чем писем в
присылке не было, кроме того, что только одно письмо прислано с ним в дом посла
Петра Толстого.
И тех де арапов трех человек к Москве привез он,
Андрей, во всякой целости и стал с ними ныне в Богоявленском монастыре, что за
ветошным рядом.
А сколько де он, Андрей, на тех арапов в покупке лошадей
на чем они до Киева ехали, и на харчи и на иные употребления издержал денег, и
тому принесет он роспись.
А как де он, Андрей, из Царяграда поехал, и
господин ево Сава Рагузинский тогож дня, как он выехал, хотел ехать водяным
путем к Азову.
А где ныне тот Сава, про то он, Андрей, не ведает и не
слыхал. А Посольского приказу толмача Кирила Македонского, посланного в
Царьград, объехал он в Ясах августа в последних числех.
А старца де
Исайя, едучаго к Москве з греческими матросами, наехал он, Андрей, в
Киеве.
И ехал он, Андрей, с теми арапами до Москвы один.
А тот
старец Исайя ехал особо. А ведомостей де никаких он, Андрей, едучи через
Волоскую землю, ни о чем не слыхал и не ведает.
Только де как он, Андрей,
с теми арапами приехал в Ясы и тамошней де волоской господарь, уведав об нем и о
тех арапах, его, Андрея, тотчас из Яс выслал с теми арапами на загородный двор,
на котором живет человек его господарской, от Яс с милю, в деревне Татарам, для
того что де в то время в Ясах в приезде были из розных мест для своих потреб
многие турки.
И естли б де он, господарь воложской, над ним так не
помилосердствовал, и его б де, Андрея, с теми арапами турки поимали, понеже
турки в вывозе из Турского государства в иные страны зело присмотривы и
осторожны.
И из тех арапов 2 человека, один крещеной Аврам, а другой
некрещеной Абдул, оба они братья родные, отосланы на двор к боярину Федору
Алексеевичу ["Головину."
Далее в тексте пропуск.], а третий арап по
письму посла Петра Толстого отдан в дом его посольский.
Над текстом в
левом углу: "Роспрос Савы Рагузинского человека с приезжими арапы". ЦГАДА, Ф.52.
Сношения России с Грецией. Оп. 1. 1708. N 23. Л. 1-3 об. Подлинник.
Вот
такие достоверные исторические свидетельства:
Теперь выделим из них
главные моменты:
С.Л. Владиславович – Рагузинский в 1704 г. по
царскому приказу купил в г. Стамбуле для него двух "арапов" и еще одного для
графа Толстого.
Причем "Арапы" это трое маленьких, темнокожих мальчиков
от 8 -10 лет.
1. Сделка или покупка трех "арапов" была произведена не
на невольничьем рынке, а "тайно" и была сопряжена с опасностью быть пойманным
турецкими властями.
"Сие есть 2 х вашему превосходительству, а 3-го
послу вашему, которых я купил не без большого бедства и трудом и их благости
урожденного господина Костянтина Кантакузина [Великий стольник княжества
Валашского.] врученных отправлял и ему явно объявлял, что оны пред вами
суть".
У этой сделке был причастен и турецкий наместник в Валахии
(Румынии) Константин Кантакузин.
Который, обеспечил скрытую
транспортировку трех "арапов" через территорию под контрольную Османской
империи.
"Только де как он, Андрей, с теми арапами приехал в Ясы и
тамошней де волоской господарь, уведав об нем и о тех арапах, его, Андрея,
тотчас из Яс выслал с теми арапами на загородный двор, на котором живет человек
его господарской, от Яс с милю, в деревне Татарам, для того что де в то время в
Ясах в приезде были из розных мест для своих потреб многие турки.
И если
б де он, господарь воложской, над ним так не помилосердствовал, и его б де,
Андрея, с теми арапами турки поимали, понеже турки в вывозе из Турского
государства в иные страны зело присмотривы и осторожны".
2. Купленные
для царя Петра Первого два "арапа" были не мусульманами и не иудеями, потому,
что над ними не был совершен обряд обрезания!
"Я чаю, что они вам
приятны будут, для того что они зело черны и хороши суть, они не турки,
необрезаны суть.
Ваше превосходительство может содержать тех, которые вам
полюбятца, а третей послу да оставится, для того он сам за всякого деньги
заплатил".
3. Когда три молодых "арапа" были доставлены слугами С.Л.
Владиславовича-Рагузинского в г. Москву, там они были взяты властями под
контроль и все обстоятельства их прибытия, были тщательно
перепроверены!
И открылись новые сенсационные подробности, о том,
что:
"И из тех арапов 2 человека, один крещеной Аврам, а другой
некрещеной Абдул, оба они братья родные, отосланы на двор к боярину
ФедоруАлексеевичу ["Головину."
Далее, в тексте пропуск..., а третий арап
по письму посла Петра Толстого отдан в дом его посольский.
То есть
настоящее имя Абрама Петровича Ганнибала было Аврам, а не Абрам как его звали в
Москве. А его родного брата -Абдул.
Как звали третьего из "арапов" не
известно, как и его дальнейшая судьба!
4. Из приведенных выше
документов видно, что там нет нигде упоминания, что трое молодых "арапов"
привезены в Стамбул (Константинополь) с Абиссинии или вообще с
Африки?
С.Л. Владиславович-Рагузинский пишет только так:
"При
сем и двух мальчиков арапов промыслил..." А вот, где и как промыслил ни
слова!
И если бы это было так, то наверно он бы не преминул бы
подчеркнуть особую экзотичность подношения царю!
Еще подрывает версию об
африканском происхождении Абрама и его родного брата Абдула тот факт, что Аврам
(Абрам) на момент покупки его С.Л. Владиславовичем-Рагузинским был
крещен?
На вопросы: "Когда, где и кем ответа нет!
И мы
можем только допустить, что возможно Аврам (Абрам) был крещен в Эфиопской
(Абиссинская) или Коптской православных
церквях.
Справка:
Эфиопская (Абиссинская) православная
церковь- одна из "Древневосточных церквей". до 1959 часть Коптской
православной церкви, а затем – автокефалия.
При императоре Сусныйосе
(1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий император, Фасиледэс (1632-1667),
изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством
текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных
монастырей.
В настоящее время эту Церковь возглавляет Патриарх Эфиопской
Церкви Святейший Абуна Павлос (резиденция в Аддис-Абебе), его признаёт Коптская
церковь; за рубежом на главенство в церкви претендует экс-патриарх Меркариос
(утверждающий, что его отречение в 1992 было сделано под
давлением).
Эфиопская православная церковь относится к Древневосточным
православным церквам, и, как и Коптская и Сирийская православные церкви, а также
Армянская апостольская церковь исповедует миафизитскую христологию, не признает
постановлений Халкидонского Собора (451), признавая только три первых Вселенских
Собора.
Коптская православная церковь Александрии – официальное
название христианской церкви в Египте, одна из древневосточных (дохалкидонских)
церквей. Основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в
Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность
коптский патриарх. Собственно коптской единая церковь Египта становится после
разделения (в период с 536 по 580 год) Александрийского патриархата на две
кафедры – греческой халкидонитской и коптской антихалкидонитской. В богослужении
использует коптский обряд.
При самоназвании "Православная", Коптская
церковь (как и все другие Древневосточные церкви), признавая решения только
первых трёх Вселенских соборов, не входит в семью поместных православных церквей
(византийской традиции); равным образом она не состоит в евхаристическом общении
с католической церковью. Имеет евхаристическое общение с Армянской апостольской
церковью, Сирийской православной церковью и другими ориентальными
церквами.
Разобравшись с приездом трех арапов в Москву нам теперь надо
выяснить, когда и как двое из них Аврам и Абдул попали в личное окружение царя
Петра Первого, если они вначале были отданы на услужение в дом Ф.
Головина
.
И так: "Какова же была дальнейшая судьба "арапа
Абрама"?
В мае 1705 г. Петр I, задержавшийся в Москве из-за болезни,
три недели провел в загородном доме Головина, где мог видеть арапа
Абрама.
В августе 1705 г. мать Головина умерла, а через год умер и сам
Головин.
И мы можем предположить, что именно тогда Петр изъявил желание
видеть арапов Головина при своем дворе, где уже служили несколько других
арапов.
Есть и ряд других документов, которые частично подтверждающих
данную версию. Они сохранились в ЦГАДА в фонде "Герольдмейстерская контора", где
в списке высших военных чинов Петербурга указаны годы начала службы Ганнибала –
в одном случае 1705, в другом – 1706.
Более точно этот срок назван в
челобитной лейтенанта бомбардиров Абрама Петрова от 23 ноября 1726 г. "о
награждении к пропитанию", где он указывает, что служит "при доме Вашего
величества" (Екатерины I) 22 года, т.е. с 1704 г. То есть А.П. Ганнибал считал
свой срок службы русским правителям с момента прибытия в Москву.
В
заключение этой части мы теперь с полным основанием можем сказать, что авторы
большинства изложенных в ч.1 "версий" о месте рождения Абрама Петровича
Ганнибала в своих предположениях ошибались.
Сразу отпали предположения о
мусульманском или иудейском происхождении Абрама Ганнибала. Не нашли своего
подтверждения: абхазская, камерунская и азовские версии.
Под вопросом
остаются Аббинско – эфиопская версия. Но, тут бы много помогла установить
экспертиза ДНК остатков А.П. Ганнибала, в ходе которой можно было проверить его
ДНК и ДНК жителей Эфиопии, в том числе и тех мест, на которые указывал сам
Ганнибал в своих официальных бумагах.
Но пока этот вопрос в научных
кругах России не поднимается...
(конец ч.2)
Комментарии