РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

История "Словенской Иконы Божией Матери ч.2

2636 просмотров

История культа Иконы "Словенская"....

ч.2

В первой части этой работы, мы с вами уважаемый читатель попытались, разобрались с основными моментами сопровождавшими факт "явления" "Словенской иконы Божией Матери.
 



А в этой части, мы продолжим наше историческое расследование и попробуем разобраться с ходом развития "культа" этой иконы, вплоть до дня сегодняшнего. И начнем, чтобы не запутается в хитросплетениях истории, с более подробного изучения истории села Словинка – места обнаружения иконы. Ведь возможно память коренных сельчан донесла до нас те важные факты, что были упущены или искажены, скажем в том же "Сказании о Словенской иконе Божией Матери".

И эта поисковая работа автора была сильно облегчена, благодаря Еленой Моревой создавшей сайт "Старинные города России" http://www.oldtowns.ru На нем она как местная уроженка, разместила и подробную историю села с. Словенка.

Это очень интересная информация, которую не найдешь ни в одной энциклопедии.

И, что важно она хорошо дополняет ту историю Словенской Иконы Божией Матери, что была рассказана в первой части.

Так Е. Морева пишет: "Хотя во всех административных и картографических справочниках село это называется Словинкой, свое название оно получило от слова "Славенки", что по толковому словарю Даля означает "то, о чем идет добрая слава".

Название и основание села связано с существованием в древности здесь погоста, называвшегося "Собор Пресвятой Богородицы на пустоши на Большом лесу", в церкви которого была чтима икона Смоленской Божией Матери.

По какой-то причине погост был заброшен, церковь стояла без пенья, т. е. в ней не служили.

Поскольку мало кто из читателей знает значение важного для нашего расследования слова "погост" то даю вот такую справку.

Погост [от др.-рус. погостити – побывать в гостях; первоначальное значение П. – постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости) ], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11-18 вв.

Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища.

Название П. обычно получали двойное – по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности.

Ну, а далее Е. Морева совершено справедливо пишет:

"Возможно, это запущение произошло в результате общего разорения Галичского уезда от польско-литовских интервентов. Погост зарос лесом, на нем никто не жил, и центр прихода был перенесен в с. Пурги (Порга).

Одно из преданий о возобновлении заброшенного погоста утверждает, что охотник-зверолов набрел в лесу на развалившуюся деревянную церковь.

Внутри церкви все потлело, рос кустарник, и только Смоленская икона сохранилась и выглядела как новая. Молва о сохранившейся иконе распространилась по округе".

Тут мы прервем Е.Мореву и сравним для контраста как это факт описан в "Сказании. О явлении..."

"Был же муж тот ловец птиц и зверей. Восстав утром, пошли вместе с Иакинфом, который указал им место и церковь.

Они же, увидев это место, весьма возрадовались радостию великой и от радости заплакали.

Поклонившись, вошли в церковь и увидели Пречистый образ, стоящий за престолом и перед ним горящую свечу и написанный канон Одигитрии Пресвятой Богородице. Церковь от образа была освещена как от солнца, и краски на иконе не потускнели, как вчера была написана, хоть церковь около 60 лет была в запустении.

Священник Евдоким начал петь молебен и по окончании молитвы благословил сына своего духовного.

Он же, не возвращаясь, домой, начал строить часовню. С тех пор слава об иконе Божией Матери пошла повсюду, и многие приходили от многих градов и весей и получали исцеления, каким кто недугом был одержим".

Так, что из вышеприведенного отрывка видно, как в подачи Русской православной церкви факт нахождения иконы в заброшенной церкви был путем приукрашивания до веден до состояния "чуда" -тут и несгораемая свеча, горевшая как минимум 60 лет, и новая икона и уже написанная молитва к этой иконе!!!

Но если принять во внимание, и тот факт, что "явление" Смоленской иконы, это есть результат спланированных действий то тогда вообще легко объясняется все чудеса. Да крестьянин Тит и священник Евдоким пошли искать икону в костромских лесах.

Но, шли они в заранее определенное организатором место.

Где как раз перед из приходом была размещена и сама икона и зажжена свеча и положен лист бумаги с молитвой к иконе!

Как говорится ловкость рук и никакого мошенничества!

Разумеется, тут же о "чуде обретения" иконы было доложено местному епископу, тот уведомил Патриарха, а уже тот, царя Михаила Федоровича!
 



Ну, а далее как, тоже верно пишет Е. Морева, все происходило следующим образом:

"На месте развалившейся церкви в лесу был построен небольшой монастырь, который назвали "Новая Смоленская пустынь на речке Славинка", и эпитетом "Новая" подчеркивалась та новая слава пресловутой иконы, которую стали называть "Словенской".

Окрестные кружные вотчинники делали вклады в этот монастырь.

Боярин М. М. Салтыков, в 1629 г. построил в "Ново-Словинской пустыни" деревянную церковь, богато украсив ее.

"Двери царские и столбы на красках. Три колокола медные весом в пуд с четью, да на монастыре 9 келий, да 15 старцев. А ограда еще не устроена." – записано в описании этой церкви.

Вклады в монастырь делали и Годуновы, и Одоевские, вотчины которых были расположены недалеко от монастыря.
 



А что это были за бояре Салтыковы и кто был М.М. Салтыков нас дает ответ современная энциклопедия "Бояре. Энциклопедия боярских родов":

"Салтыковы - русские бояре: Михаил Глебович, по прозванию Кривой, в царствование Федора Иоанновича и Бориса Годунова несколько раз участвовал в переговорах с Польшей и Швецией.

При появлении Лжедимитрия перешел на его сторону во время осады Кром. В 1606 году Василий Иванович Шуйский выслал С. в Иван-город, но вскоре сделал его воеводой в г. Орешке; здесь он в 1608 году убедил жителей передаться Тушинскому вору и, преследуемый Скопиным-Шуйским, убежал в тушинский лагерь.

Принимал участие в переговорах об избрании на царство королевича Владислава, но затем поддерживал кандидатуру самого Сигизмунда; в 1611 году был отправлен во главе посольства в Польшу, где и умер около 1618 года.
 



Сын его, Иван Михайлович, участвовал в посольстве к Сигизмунду III с предложением московского престола королевичу Владиславу; привел к присяге на верность Владиславу новгородцев, разослав по окрестным городам увещательные грамоты, последовать их примеру, но вскоре "за многие неправды и злохитрство" новгородцы посадили его на кол (1611 год).
 



Племянник его, Борис Михайлович (умер в 1646 г.), благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича, пользовался при его дворе большим значением, но с приездом патриарха Филарета и по обнаружении клеветы Салтыкова на Хлоповых был выслан в деревню и вернулся в Москву только после смерти Филарета.

Брат его, Михаил, был ближним судьей московского судного приказа и умер в 1671 году
 



Отец царя Михаила Федоровича – Патриарх Филарет Никитич в 1629 г. пожаловал в монастырь пустоши: Костарово, Нечаево и покосы под г. Кадуем.

Так постепенно вблизи монастыря, "образовалась слобода называвшаяся "Подмонастырской". Она и положила основу села Словинки.

В Слободе в 1646 году было 15 бобыльских дворов, стояли дворы монастырского повара, плотника.

Живописность местности, уединение монастыря привлекали в него знатных вотчинников и высокопоставленное духовенство.

В 1659 г. настоятель Макарьевского монастыря Панфутий "пали остави игуменство в монастыре, отъеде в Словинскую пустынь...там и представился."

"Но, не по своей древности, ни по своему значению Словинская пустынь не могла соперничать с монастырями Макарьева, Галича и др., сыгравших большую роль в насаждении православной вере в Костромском крае.

И в 1724 г. Ново-Словинская пустынь была подчинена Костромскому Ипатьевскому монастырю.
 



Справка: Ипатьевский монастырь (Свято-Троицкий Ипатьевский) – православный мужской монастырь Русской Церкви в Костромской епархии, сыгравший значительную роль в русской истории XVI и особенно XVII века.

Находится в городе Костроме, на стрелке между реками Волгой и Костромой.

Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария.

В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни.

В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь.

XVI веке Годуновы заняли первостепенное место при дворе.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных церквей были воздвигнуты величественные сооружения, в том числе Троицкий собор, вместо деревянных стен построены каменные.

В монастыре была создана мастерская живописи, была создана большая библиотека книг и рукописей.

По имени монастыря названа найдённая в нём знаменитая Ипатьевская летопись.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, более шести лет жили изгнанные Годуновым, Михаил Фёдорович Романов со своей матерью монахиней Марфой.
 



С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей.

14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова.

При Романовых монастырь как колыбель династии занял привилегированное положение. По указу Михаила Фёдоровича был отстроен Новый город.

Он был обнесён высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Троицкий собор был возведён заново и расписан лучшими изографами своего времени; эти фрески сохранились.
 



 



 



 



 



Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.

А в 1764 г. когда "Новая Смоленская пустынь на речке Славинка", сведения из за влияния Ипатьевского монастыря до состояния его отдаленного филиала, куда направлялись старые и больные монахи, так больше ничем и не прославилась и со временем пришла в упадок.

Поэтому по церковной реформе Екатерины II переделивший церковную собственность и упорядочившей устройство Русской православной церкви, монастырь был упразднен, и земли его были взяты в казну.

А жители слободы Подмонастырской стали называться государственными крестьянами.

Церкви упразднённого монастыря были обращены в приходские, а слобода Подмонастырская была названа "Словинка". И по состоянию на 1871 г. в селе было 17 крестьянских дворов.

Но, со временем, село расположенное на торговом тракте из Галича в Юрьевец и превратилось из чисто крестьянского поселения в торговое село.

И поэтому на сельском сходе и было принято решение построить новый каменный храм. Строили его 25 лет и освятили в 1806 году.
 



 



 



Но в 1892 году, храм сильно перестроили, почти в новый. Теперь у него было три престолами, освященными в честь Словенской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

В этом же храме хранился и продолжает, хранится и образ "Словенской иконы Божией Матери"

Сама церковь пережила гражданскую войну и лихие безбожные времена.

Ее даже во время СССР не закрывали! Причину этого не могут объяснить даже старожилы, поскольку все окрестные храмы были коммунистами разорены и разрушены.

Может это и есть единственно подтвержденное "чудо" сотворенное образом "Словенской" Божией Матери?

Школа в Словинке открыта только в 1871 г., специальное здание под школу было построено в 1892 г. (земская школа).

Попечителем школы была дворянка Варвара Павловна Коротыгина, проживающая в Костроме и имеющая усадьбу в Шолохове".
 



В наше время, село Словенка, сейчас находится на территории Антроповского района Костромской области.

"В 30-е годы XX века на территории села был образован сельский Совет. Согласно требованиям времени сельсовет был реорганизован в сельскую администрацию.

В 1937-1938 гг. так же на территории села Словинки и близлежащих деревень было организовано коллективное хозяйство.

Появились колхозы. Позднее, при слиянии многих деревень и колхозов образовался колхоз "40 лет Октября".

Шло время, менялись условия и принципы работы. На место колхоза пришло новое понятие – совхоз. 3 апреля 1965 года был образован совхоз "Словинский". Просуществовал он 28 лет, затем был реорганизован в 1993 году в товарищество с ограниченной ответственностью, в 1998 – в закрытое акционерное общество, затем в сельхозкооператив, который, существует и по сей день. В хозяйстве работают, аж 17 человек.
 



 



 



Сегодня в Словинской сельской администрации проживает 250 человек. И включает она в себя 12 населенных пунктов. Большая часть населения сосредоточена в селе – 167 человек. Остальные деревни малочисленны.

 



В самой численной деревне Демино насчитывается 28 человек.

В селе Словинка примерно 60 домов и около 170 человек жителей.

Но с каждым годом население Словинки уменьшается, старые люди умирают, молодежь, старается уехать туда, где можно хоть как-то заработать на достойную жизнь.

Но, тем не менее, после 1991 года в с. Словенке активизировалась и деятельность церковной общины собиравшейся вокруг своего уцелевшего храма.

"Каждый год 10 августа празднуется Одигитрия, праздник в честь иконы Словенской Божией Матери.

И Е. Морева как очевидец этих событий пишет:

"С утра в церкви идет служба, приезжает очень много людей, в том числе и из других деревень. Богослужение ведут обычно 4 попа.

После службы все едут в дер. Паново, на святой колодец. В общем, праздник отмечается очень широко, его ждут целый год.

В остальное время раньше церковь стояла закрытой.

Только на Троицу проводилась еще одна служба. Но в 2004 году в церкви появился постоянный служитель – отец Игнат.

Поэтому, на радость жителям, службы стали идти каждое воскресенье и по праздникам.

На месте, где предположительно была найдена икона Словенской Божией Матери, построена часовенка, в которой можно помолиться.

А рядом, в освященном колодце, можно набрать воды".

Вот такая история. Кажется еще немного, по историческим меркам, лет так через 100 и исчезнет с. Словенка с карты Костромской области и снова храм придёт в запустение...

А в заключение, чтобы подбодрить читателя, что не все там, так плохо пока живут люди, хочу привести и вот такое стихотворение. Его написала о селе Словинка, местный учитель Ольга Николаевна Бушуева

Село Словинка небольшое,

В нем 60 всего домов.

Зато родимое, живое,

Обитель прадедов, дедов.

Здесь посчастливилось родиться

Всем нам. И жить одной семьей.

И как в преданье говорится:

"Мы все у Бога под крылом".

Словинка – место вековое,

В нем есть краса, и стать, и мощь.

Природа с тайнами своими,

Что не расскажешь, не споешь.

Погост в лесу, колодчик, церковь,

Как сторожа стоят у нас.

Своими силами святыми

Спасают всех в тяжелый час.

 



 

 Комментарии

Бровко Владимир59.21
09 October 2010 00:53
Благодарю своих постоянных читателей!
За то, что Вы пытаетесь в этом "Решете" с совершенно непонятной админ.политикой найти истину!
Особенно когда там правят бал разные Троли!