РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Тайны Русской православной церкви гл.3 ч.1

2282 просмотра

РАСКОЛ. ИНТРОДУКЦИЯ

Интродукция

В этой главе уважаемый читатель, мы попытаемся разобраться в очень сложном и крайне запутанном в российской истории вопросе о "РАСКОЛЕ" в Русской православной церкви и всех тех тайнах, что были сокрытых в нем.

Но, при изложении этой темы для неподготовленного читателя не обойтись без специального вступления, поэтому и я начну, с такого вступления, назвав его "Интродукцией".

В отношении же, самого вопроса, взятого нами для исследования, то "РАСКОЛ" для Русской православной церкви, что до рокового для нее 1917 года, что после, всегда был и это можно утверждать категорически, вопросом жизни и смерти.
 



Ведь, за прошедшие с 1653 г. 350 лет, как с нулевой точки отсчета, РПЦ, используя весь аппарат государственного принуждения, пыталась уничтожить движение раскольников-старообрядцев, но так и не смогла этого сделать!

И, даже, такие исторические фигуры и идеи отстаиваемые ими, как, к примеру, как национальный украинский герой Гетман Иван Мазепа и российский писатель с мировой известностью российский граф Лев Толстой, преданные в РПЦ проклятию – "анафеме", так, до сего дня не тревожат, умы нынешних православных иерархов, как их непримиримые враги и идеологические конкуренты – раскольники.

Для продолжения же ознакомления читателя, с основами изучаемого вопроса, нам нужно определимся с самим термином "Раскол".

А для этого возьмем в руки самый широко распространённый и доступный источник информации Большую Советскую Энциклопедию.

Но, при этом мы должны понимать, что "БЭС", это как бы, священная икона официальной советской историографии. Данные, собранные в ней критическому обсуждению гражданами СССР не подлежали!

К чему автор клонит, мы узнаем дальше, а пока предлагаю для расширения своего кругозора прочесть 2 статьи о раскольниках и старообрядцах.
 



"Раскол, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного "Кружка ревнителей благочестия".

("Кружок ревнителей благочестия", кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 – начале 50-х гг. 17 в. вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева.

В него входили: Ф. М. Ртищев, новоспасский архимандрит Никон (позднее – патриарх), настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.

Члены "К. р. б." выделялись своей образованностью.

Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы.

"К. р. б." ставил своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и др. средств воздействия на массы.

Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, "К. р. б." сделался фактически правителем русской церкви.

Со вступлением Никона на патриарший престол (1652) кружок распался.

Многие его члены стали активными деятелями раскола)

 



"Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

Протопопы Аввакум,Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила "древлее благочестие" и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.

 



Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб "аллилуйя" стали произносить не дважды, а трижды и т.д.).
 



Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-55.

В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события.
 



К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха.

Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды.

Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены "Кружка ревнителей благочестия". Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв.

 



Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а её книги печатаются в типографиях католиков.

Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям.
 



Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного Р.

 



Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за "старую веру", протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки.

К Р. примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников "старой веры" получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати.

Но большую часть сторонников "старой веры" составляли посадские люди и особенно крестьяне.
 



Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии.

 



В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту "старой веры", выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью.
 



Массовый характер движение Р. приобрело после церковного собора 1666-67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

 



Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р.

Главной стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порожденного антихристом.
 



В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика "огненных крещений" (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины.

Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. правительство в 1681 отмечало умножение "церковных противников", особенно в Сибири.

Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества.

Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия.

Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти.

Значительной была роль сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях.

В конце 17 – начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение.

С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны.

Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за "старую веру" способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну.

Последователи Р. – старообрядцы разделились на несколько толков и согласий – поповщину, беспоповщину и др."

"Старообрядчество, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном.

Отделение последователей С. от официальной церкви (см. Раскол) происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, "древлего благочестия". Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от "никониян" общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении "крестного знамения" и др.).
 



При некоторых общинах создавались старообрядческие школы – "грамотицы". С. с самого начала не было единым.

К концу 17 – началу 18 вв. распалось на многие течения, получившие названия "толков" и "согласий", существенно отличавшихся друг от друга.

С. разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины – в основном на С. государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств. По мере того как старообрядческие общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство; из среды старообрядцев выделялась купеческая верхушка.

 



Постепенно большинство старообрядческих согласий утратило оппозиционный характер по отношению к царской власти и официальной церкви. Особенно это относится к поповщине, из которой вышло много купцов и предпринимателей.

В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям.

Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковную организацию.

В середине 19 в. они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (Австрия, ныне территория Черновицкой области УССР).

В 1853 была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называть беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов, т. е. перешедших к ним из господствующей церкви), не признала Белокриницкую иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки.

К концу 17 в. на С. вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный в беспоповщине поморский толк. На С.-З. распространилась федосеевщина (её центр с 70-х гг. 18 в. – Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с поморянами. В 1-й половине 18 в. от поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие необходимость самоуморений и самосожжений.

Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), которая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям. Беспоповщина в некоторых своих крайних толках (например, "бегуны") смыкалась с сектантством.
 



Поместный собор русской православной церкви 1971 принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с ортодоксальным православием.

В СССР существует 3 основные ветви "древлеправославного старообрядчества": Белокриницкая иерархия, беглопоповское и поморское, или беспоповское, согласия".

Казалось бы, все, в изложенном выше тексте есть правильным и однозначно понимаемым!

Но, уважаемый читатель, особенно из числа не живших, во времена СССР, не нужно торопится с выводами и забывать, что время, когда была издана в последний раз БСЭ, называлось "брежневским "застоем" или просто "застоем"!

То есть, когда утопическая, но кровавая коммунистическая идея, послужившая после 1917 года явлению на развалинах Российской империи – новой уже безбожной империи СССР, начала окончательно отмирать, но при этом ни в верху Кремле – ЦК КПСС, ни в низу, на уровне райкомов, горкомов никто не хотел этого замечать.

Поэтому и для написания таких фундаментальных изданий, как "советские энциклопедии" привлекали идеологически проверенных и доказавших "верность делу Ленина и Партии" ученых историков обязательно с партийным билетом в кармане.

А они, и автор статей о "Расколе" В. С. Шульгин, не исключение даже если он руководствовался благими пожеланиями, уже и писали свои статьи с учётом требований диалектики и марксистко-ленинской философии.

Но, и после них "верных ленинцев", специальные цензоры, еще раз проверяли в "Главном управление по делам литературы и издательств", нет ли в тексте "крамолы", а уже потом книги передавались в печать.

Поэтому, к любому "печатному слову", изданному в СССР, надо относиться, с осторожностью и особенно тщательно, перепроверять, при необходимости использования, поскольку зачастую она искажена коммунистами-историками, в угоду тогдашней официальной идеологии.

Вот этим мы и займемся, с опорой на подлинные исторические документы и свидетельства исторических личностей, прямо причастных к расколу в РПЦ.

А, применительно к поднятому вопросу о "РАСКОЛЕ", необходимо отметить, что в выше приведенных энциклопедических статьях, как раз и упущено важное, если не сказать "ключевое" обстоятельство для истории "Православной церкви" вообще, так и Русской православной церкви в частности, свидетельствующее что "ПРАВОСЛАВИЕ" так же появилось из "РАСКОЛА", возникшего в тогда еще единой христианской церкви!

И этот "РАСКОЛ", как показало время, сильно ослабил христианскую религию в сравнении с набиравшей силой мусульманской религией.

Ведь, обоим "ветвям" христианства уже приходилось бороться не только с воинственным исламом, а и вести между собой, постоянные, зачастую направленные на полное уничтожение соперника, религиозные войны!

Вот поэтому, мы отойдем, от указанной официальными русскими историографами точки начала отсчета появления "раскола" (1653 год), так лет на 600, "в глубь веков".

И для этого, нам придётся вернуться в Византийскую империю в 1054 год, чтобы посмотреть, как и при каких исторических и политических условиях, в единой христианской церкви возник первый "РАСКОЛ", и образовалась, с точки зрения католической церкви, новое "еретическое религиозно-общественное движение", со временем оформившееся в новую христианскую "Православную церковь"!

Потому, что именно с этого, момента времени, стал создаваться и тот православный греческий канон христианства, на основе которого было осуществлено "крещение" Киевской Руси при князе Владимире.

А затем, уже византийское (греческое) христианство постепенно распространилось и на остальные территории, где жили племена южных и восточных славян.

Но, только в Московском царстве, византийское (греческое) православие, уже окончательно оформилось в полностью самостоятельную от Константинопольского Патриарха церковную организацию "Русскую православную церковь", со своим избираемым в Москве и поэтому неподконтрольным Константинополю Патриархом.

И далее, русские иерархи стали продвигать с помощью московских царей и новую геополитическую идею о том, что Москва это Третий Рим, а Русская православная церковь это и есть подлинная христианская церковь, претендуя тем самым, на первое место в диптихе православных церквей.

Для этого патриарху Никону и нужно было провести церковно – обрядовою реформу 1653 года.

Но, не все в Московской Руси, поддержали это начинание. И это явилось началом русского религиозного "раскола".

И, как сам видит, не упреждено настроенный читатель, тема "раскола" в христианской религии и особенно для православной церкви давно требует своего нового переосмысления, поскольку ситуация за последнее тысячелетие, увы сложилась патовая.

Патовая, потому, что несмотря на всю многовековую борьбу РПЦ с "русским расколом", само раскольническое движение в русском ПРАВОСЛАВИИ продолжает набирать силу.

И дело, не только в раскольниках – старообрядцах. Это, как говорится уже "старая рана", а в том, что в настоящее время, появилось столько новых "пророков и мессий", успевших "незаметно" для большинства жителей стан СНГ, "основать" за последние 20-30 лет, "свои" религиозные конфессии, оторвав при этом, не только значительную часть прихожан от "традиционного русского православия", но существенно скомпрометировав саму идею "православия", как "православия Иисуса Христа"!

В связи с чем, и сама "идея борьбы за истинную христианскую веру" начатая в Московском царстве, в 1653 г. теряет или даже потеряла свой смысл.

К примеру, в одной Украине на 50 миллионов населения зарегистрировано более десяти православных конфессий и каждая из них претендует роль истинно христианской (православной) церкви, и при этом, в духе испанской инквизиции, всячески преследуя, порицая и осуждая, вплоть до отлучения от церкви и лишения церковных званий и чинов, священнослужителей конкурирующих церквей.

Назову только три, самых крупных из них, на которых приходится около 20 млн. верующих: Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), имеющая примерно 9 тыс. приходов и 15-16 млн. приверженцев;

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), соответственно – свыше 6 тыс. приходов и 3-4 млн. верующих;

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) – 600 приходов и около 1 млн. верующих.

И каждый день можно найти в СМИ сообщения о конфликтах и судебных тяжбах между представителями этих церквей. И "воюют" они между собой не за "чистоту православия", а как раз за имущество дореволюционной РПЦ и подчинения своему влиянию прихожан относящихся себя к православию. Т.е. опять же за "доходы" получаемые от пожертвований своих прихожан.

А в период перманентных с 2004 г. украинских выборов все без исключения православные конфессии открыли для себя и новый источник дохода – "освящение" того или иного кандидаты в президенты, меры или депутаты и проведения в церквях политической предвыборной агитации! А, это еще один веский повод, для распространения "раскола" в уже и так "расколотых" православных конфессий в Украине!

С учетом же вышеизложенного, я как автор считаю, что для того, чтобы нам объективно разобраться в теме "русского раскола", нам не обойтись без обращения к истории первого разделения христианской церкви на католическую и православную.

Ибо "русский раскол" вырос из семян христианских раздоров, посеянных христианскими иерархами в 1054 году и обильно политых политическими идеями.


А начнем наше изложение, с первой христианской церкви – католической.
 



Католицизм или католичество (лат. catholicismus) обозначает "всеобщий", буквально "по-всему" или "согласно всему";

Впервые, по отношению к христианской церкви этот термин применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и был закреплён в Никейском символе веры).

(Нике́йский си́мвол ве́ры (лат. Symbolum Nicaeum) – формула вероисповедания, принятая на Первом Никейском соборе (325 год), согласно которой Бог Сын "единосущий (ομοούσιος, consubstantialis) Отцу").
 



Сейчас, католическая церковь крупнейшая по численности своих приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.) ветвь христианства, сформировавшаяся в I тысячелетии н. э. на территории "Западной Римской империи".

В историографии, первый "раскол" в христианстве произошел из за конфликта западной христианской церкви с восточной христианской церковью, за которой, со временем закрепилось название "православной", относят к 1054 году.

 



Однако, если внимательно, перечитать учебники по церковной истории, то оказывается, что разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно, начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены, а вот разрыв или "РАСКОЛ" 1054 г. оказался необратимым процессом.
 



Возвращаясь к католической церкви надо сказать, что видимым Главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и католическое государство-город Ватикан в Риме

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Тут, чтобы читатель заранее не обвинил автора в сочинение панегирика в отношении "Католической церкви" и "очернении" "Православной церкви", хочу сказать, что не все так благополучно обстоит с "раскольниками" и в католицизме.

 



В истории Католической церкви, был свой "черный день" – 1 сентября 1870 года, когда там, впервые появились признаки раскола.

Об этом, как это и не удивительно, почти ничего не знают как лица, причисляющие себя к активным прихожанам русской православной церкви, так и лица духовного звания, в чем лично я не раз убеждался, при личном, так сказать общении. Для них католики это или "еретики" или схизматики. И все.

А ведь, это очень непростой вопрос. Скажем, есть церковная организация, называющая себя "Православной католической церковью"!

Часто люди путают и понятие ересь и схизму.

(Ересь (греч.- "выбор, направление, мнение") – сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом.

Схизма (др.-греч. – "расщепление, раскол, распря") – раскол в Церкви или иной религиозной организации).

А история вопроса о раскольниках в католицизме в самом кратком изложении, такова.

В сентябре 1870 г. был прерван Первый Ватиканский собор, на котором предполагалось обсудить большое количество догматических и канонических вопросов накопившихся в католицизме, но увы, не получилось достичь согласия по всем спорным вопросам.

И в основном, из-за неприятия предлагаемых "изменений" германским, австрийским и швейцарским духовенством.

Они публично отвергли решения Собора, а затем не убоявшись проведенной в отношении них репрессивно-принудительных мер убеждения, со стороны Папы Римского, основали в 1871 году свою Церковь, известную как "Старокатолическая".

Ну, потом пошло и поехало, как любят говорить русские люди...

И на сегодня, "раскольники" в католичестве приставлены такими церковными организациями.

Старокатолики как мы уже знаем, откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, – Второго Ватиканского собора состоявшегося в 1962 г...

Но кроме "Старокатоликов", существует и большое число церковных группировок, называющих себя католиками, но не признаваемых в качестве таковых Святым Престолом.

Такие "церкви" доктринально стоят на консервативной христианско – фундаменталистской платформе, но фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Их можно классифицировать следующим образом:

Нерымский католицизм

Старокатолицизм:

Старокатолическая церковь Германии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Нидерландов, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки

Консервативный католицизм:

Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старороманская католическая церковь Франции, Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения), Национальная католическая апостольская церковь

Маргинальный католицизм

Апостольский католицизм: Католическая апостольская церковь (Германии и Англии), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.

Либеральный католицизм:

Первой в этом списке идет по своему значению "Православная католическая церковь"! Я почему то уверен что никто из читателей живущих в странах СНГ никогда о там симбиозе православия и католицизма ранее не знал.

Далее идут:

Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 – во Франции), Либеральная католическая церковь США

Реформированный католицизм: Филиппинская независимая церковь, Чехословацкая гуситская церковь

Англороманский католицизм (англокатолицизм):

Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии, Африканская православная церковь Зимбабве, Африканская православная церковь ЮАР

Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами ("episcopi vagantes"):

Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Писсак, Жирика, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция).

Но вот до 1870г. то есть в течении более 800 лет Католической церкви удавалось сохранить единство своей организации и ее устройства, в отличие от Православной церкви.

Это было вызвано тем важным обстоятельством, что "Православная церковь" в отличие от "Католической церкви", и это не все знают и правильно понимают, изначально не является единой церковной организацией со строгой иерархической структурой, единым центром – столицей и одним Высшим руководителем.

"Православная Церковь" составляется сообществом поместных Церквей – автокефальных и автономных.

А каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления!


Еще больше сложностей вызывает у неподготовленного читателя терминология обозначающая понятие "католицизм" и "православие".

И если случае с католицизмом оно кратко и однозначно:

Католицизм или католичество (лат. catholicismus) – "всеобщий", буквально "по-всему" или "согласно всему";

то, в случае с Православием, чтобы четко уяснить это определение. нужно наверно закончить духовную семинарию!

Православие (калька с греч. – буквально "правильное суждение", "правильное учение" или "правильное славление") – религиозный термин, который может использоваться в 4-х значениях:

1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении "православие Иисуса Христа", обозначает апробированное вселенской Церковью учение – в противоположность ереси.

Терминологическое значение закрепилось в конце IV века, и в доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина "кафолический".

2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя – Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь.

Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

(ЕВХАРИСТИЯ (греч. evcharistia – благодарение) – главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда – обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в тело и кровь свою и наставляя неизбывно соблюдать этот обряд в память о нем. Верующий, т. обр., вкушая освященные вино и хлеб, приобщается плоти и крови Иисуса Христа).

4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.
 



Сами же Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.

Поместные автокефальные и автономные Церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных Церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских.

Во втором тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных Церквей идущих в диптихах после Иерусалимского Патриархата.

(Диптих означает список имён предстоятелей автокефальных Церквей, в котором имена перечислены в традиционном порядке чести.)

С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных Церквей и одна, признаваемая только некоторыми Церквами.

Диптих Московского Патриархата

Константинопольская

Александрийская

Антиохийская

Иерусалимская

Русская

Грузинская

Сербская

Румынская

Болгарская

Кипрская

Элладская (Греческая)

Албанская

Польская

Чешских земель и Словакии

Американская и Канадская Константинопольская

Диптих Константинопольского Патриархата

Александрийская

Антиохийская

Иерусалимская

Русская

Сербская

Румынская

Болгарская

Грузинская

Кипрская

Элладская (Греческая)

Польская

Албанская

Чешских земель и Словакии

Автономные Церкви:

Синайская

Финляндская

Японская

Китайская Синайская

Финляндская

Эстонская (апостольская)

Американская и Канадская Церковь в автокефальном статусе признана Московским Патриархатом и некоторыми иными славянскими Церквами.
 



Итак, мы можем подвести первый итог и сказать, что все нынешнее устройство католической и православной церквей вызвано последствием "Великого церковного раскола" происшедшего в 1054 году.

Вот о нем, мы и поговорим в следующей части...

(конец ч.1)

 

 

Теги: Раскол

 Комментарии

Комментариев нет