РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Тайны Руссской православной церкви Гл.4 ч.5

1932 просмотра

Вопрос ЦЕЛИБАТА: Женится или не женится?

ч.5

Вопрос ЦЕЛИБАТА: Жениться или не жениться?

В этой части мы рассмотрим следующий пункт обвинения, выдвинутый в Риме против Константинопольского патриарха Михаила в 1054 году.

"Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря".
 



Но, для современного читателя детально не знакомого с историей христианской церкви это обвинение совершено не понятно.

Ведь сейчас уже мало может сразу дать ответ на вопрос, кто такие эти самые "николаиты".

И поэтому нам тоже не обойтись без подробного изучения этого сложного и злободневного для христианства, даже сейчас спустя 1000 лет от изучаемых событий, вопроса.

В исторической науке, опирающейся на дошедшие до нас документы о появлении и развитии христианства, как мировой религии, принято считать, что "Николаиты" – это давнее еретическое течение в христианстве.

О нем уже в Новом Завете, в книге Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова, есть упоминание.

Неизвестный автор, составивший это "Откровение" вложил в уста Иоана Богослова, вот такое обращение к церквям (Откровение 1:1), расположенным в Асии, в котором он обличает Пергамскую церковь, указывая на учение "Николаитов", которого придерживаются некоторые из её членов:

"Но, имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу".

(Откр.2:14)


Второе прямое упоминание о "Николаитах" находится в этой же главе, обращённое к Ефесской церкви:

"Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу." (Откр.2:6)

Само ж учение "николаитов" происходит от имени диакона Николая Антиохийца, который был один из семи человек, выбранных первыми двенадцатью апостолами для служения в Иерусалимской церкви, чтобы они были ответственным за раздачу пищи (Деяния 6:3-6).

О самом диаконе Николае Антиохийца известно, что он был "обращён из язычников", то есть был не евреем.
 



Еще один церковный иерарх Иериней Лионский указывает на Николая Антиохийца, как на родоначальника учения николаитов, что предполагает его падение и отхождение от Бога.

"Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами.

Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в не целомудрии и в еде идоложертвенного.


Поэтому сказано об них (Отк. 11:6):

"в тебе хорошо то, что ты ненавидишь дело николаитов, которые и я ненавижу"." (Ириней Лионский, Против ересей, Книга 1, Гл. XXVI, 3)

Его поддержали и другие авторитеты: Епифаний Киприский ("Панарий", XXV), Ипполит ("Философумены", VII, 36) и Евсевий ("Церковная История", III, 29), называют это учение ересью и сектой.

Но, из этой собранной в их различных энциклопедия информации мы не видим ответа на два вопроса.

Почему католическим священникам не должны вступать в брак?

и

"Почему в "православии" священникам разрешено вступать в браки?


И в этом случае речь у нас пойдет о Целибате (лат. coelibatus или caelibatus) что означает обет безбрачия принятый по религиозным соображениям.

Поэтому переходим к дальнейшему изучению вопроса о "целибате".

А церковной истории считается, что обет безбрачия как таковой был уже популярен в разных церквях Запада и Востока.

Вот, к примеру, Апостол Павел хотя и сам был женат, но писал своим единоверцам, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...

Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает".1Кор.7:32,37


(Реконструкция подлинного облика Ап.Павла)
 



и как его представляют

 



А вот другой церковный авторитет Климент Александрийский как бы в противоположность Павлу утверждал, что целибат не нужен, потому, как и сами апостолы имели жён и детей:

"Или они и с апостолами не посчитаются?

У Петра и Филиппа были дети; Филипп выдал и дочерей своих замуж;

Павел не стесняется в одном своем Послании приветствовать жену, которую он не брал с собой, чтобы не затруднять свое дело служения"
.

Так же Климент оспаривает христианских гностиков, все учителя которых – от Маркиона до Мани – видели в целибате непременное условие жизни христианина-гностика.

По их суждениям, имеющий жен или мужей, или вступающий в половые связи вне брака, не может считаться полноправным членом христианской гностической церкви, хотя вправе посещать собрания гностиков и слушать там что-либо доброе.

Но, обязательное правило "Целибата" для клириков был впервые закреплён в только правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывает за его нарушение епископов, пресвитеров и диаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило).

Окончательно же Целибат священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590-604), но утвердился де факто только к XI веку (в правление папы Григория VII).
 



В Восточной же Церкви целибат, был, отверг Трулльским собором (691-692), который остается не признанным католицизмом. Справка: Трулльский собор, также Пято-шестой собор (греч. Πενθέκτη Σύνοδος) – собор Церкви в Константинополе в 691 – 692; созван императором Юстинианом II в 691;
 



В Католической церкви начиная с X века по день сегодняшний "Обет безбрачия" предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство.

Священникам категорически запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке.

Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского.
 



В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также большинство диаконов.

Но в малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться. Но поскольку на протяжении многих веков, эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило.

Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона.
 



Папа Павел VI (лат. Paulus VI; до интронизации – Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини, 26 сентября 1897, Сареццо, Брешия – 6 августа 1978, Кастель Гандольфо) с 21 июня 1963, упразднил малые чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита и чтеца, не связанными со статусом клирика.

Он также вновь ввёл исчезнувший в Средневековье институт постоянных диаконов (то есть диаконов, не собирающихся становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25 лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным законодательством).

В виде исключения в Католической церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п.

(Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они могут принять рукоположение).


Обязательность целибата в настоящий момент – предмет активных дискуссий. В США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для "белого" (не монашествующего) духовенства латинского обряда.

Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения реформы.

И для освещения состояния вопроса с "целибатом я хочу познакомить читателя с последней информации по этому поводу изложенной в статье "Целибат – основная причина кризиса католического духовенства?" 14.03.2010 (http://www.cnlnews.tv/2010/03/14/celibacy/)
 



Написанной и известный богословом из Швейцарии Гансом Кюнгом, профессор Тюбингенского университета Германии, обвинил Католическую Церковь в "жестком" отношении к половым вопросам, заметив, что именно в Католической Церкви с ее обязательным целибатом духовенства сексуальное насилие с участием священников "наиболее распространено".

Цитируя Новый Завет, Г. Кюнг заметил, что хотя Иисус Христос и апостол Павел сами практиковали целибат, однако они "предоставляли полную свободу в этом вопросе каждому человеку", приводит его слова британская газета "Таймс".

Богослов также привел слова из первого послания апостола Павла к Коринфянам: "Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Как отметил Г. Кюнг, Петр и другие апостолы были женаты, но это ничуть не мешало их служению.

Кюнг также напомнил, что тысячи священников протестовали в XI веке, когда Католическая Церковь вводила обязательный целибат.

"Обязательный целибат является основной причиной сегодняшней катастрофической нехватки священников... и трагического упадка пастырского служения в разных местах", – считает богослов.

Для решения этих проблем Г.Кюнг предлагает немедленно отменить целибат, являющийся, по его мнению, "корнем всех этих зол", пишет Интерфакс.

В 1979 году Г. Кюнгу запретили преподавать теологию за то, что он не признал учения Католической Церкви о непогрешимости Папы.
 



Теперь посмотрим, как же решался вопрос с браком для священников на христианском Востоке

В православии, если говорить в самых общих чертах, брак у священнослужителей допускается, но при условии, что его заключение предшествует посвящению в дьяконский и священнический сан.

Но, всё же кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монашествующих, безбрачных или вдовых священников.

В качестве примера можно сослаться на положение дел в современной Русской Православной Церкви. Там эпископ не может, не быть монахом, то есть во епископы рукополагают исключительно из числа архимандритов (высший чин монашествующих священников), но никак не из числа безбрачного или женатого белого (то есть не монашествующего) духовенства.

Другими словами, из числа как безбрачных, так и женатых иереев, протоиереев и протопресвитеров в епископы не рукополагают.

В виде исключения возможная архиерейская хиротония безбрачного или вдового белого священника, однако, перед этим он должен быть пострижен в монашество и возведен в архимандриты.

Но, к этому устройству в Православии пришли не сразу.

Высокое понятие о девственной жизни, позволяющей всецело посвятить себя духовной жизни и заботе о пастве, а также становление монашества, приобретшего высокое уважение в обществе и громадное влияние на церковные дела, обусловили с конца IV века постепенное ограничение на принятие епископского сана женатыми.

Так установился обычай избирать только безбрачных епископов.

В 410 году, будучи избран епископом Птолемаидским, Синесий уже специально оговаривал себе возможность продолжать брачное сожительство.

С VI века этот обычай, стал обязательным правилом, первоначально в государственном, а затем в церковным законодательстве.

Византийский император Юстиниан Великий предписал, чтобы в епископы поставлялись лица, монашествующие или же не имеющие жен, либо разлучившиеся с ними.

Справка: Юстиниан (Иустиниан) Великий (полное имя: Флавий Петр Савватий Иустиниан [1]) (ок. 482/483 – 565), Восточный Римский император, святой правоверный. Один из величайших Римских императоров, успешный государственный деятель и стратег, великий строитель, кодификатор права, ревнитель о Вере и богослов.

Трулльский Собор в 692 году постановил, чтобы жена возводимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим по общему согласию, по рукоположению его в епископы вступала в монастырь, далеко отстоящий от места пребывания сего епископа, который, однако, обязан давать ей содержание.

Кроме того, этот же Собор, подтвердил разрешение иподиаконам, диаконам и пресвитерам, женившимся перед рукоположением, продолжать брачное сожитие с женами, угрожая вместе с тем священнослужителям, вступившим в брак после принятия священства, и епископам, продолжающим брачное сожитие, лишением сана.

Таким образом, в пределах Восточной Римской империи закрепилось разделение в среде духовенства на безбрачных архиереев и монахов и женатых священников и диаконов, вступающих в брак до рукоположения.

Хотя это и не является требованием, мало-помалу на Востоке стали избирать епископов исключительно из монахов, вероятно ввиду убеждения, что монашеская дисциплина хорошо готовит к исполнению высоких обязанностей епископского сана.

Православная Церковь продолжала придерживаться устоявшего в Восточной империи порядка безбрачия для монашествующих (включая епископов) и брака для священников и диаконов.

В русском языке первые получили название "черного, "а вторые – "белого" духовенства.

На Руси, а затем и в Московском царстве долгое время брак, был обязательным требованием к желающему принять священство.

Из-за нечистой жизни многих вдовых священнослужителей святитель Московский Петр уже в XIV веке обязал овдовевших священников или диаконов постригаться в монахи, иначе ему запрещалось священнослужение.
 



Это правило было повторено святителем Фотием в начале XV века и рядом Соборов (Московским 1503, Стоглавым 1551 и др.).

Московский Собор 1667 года, хотя и признал это постановление практически полезным, однако отменил его как не согласующееся с канонами Вселенской Церкви.
 



Впрочем, и после того овдовевшие священнослужители должны были иметь от своего архиерея особое разрешение на служение, а именно: священники – епитрахильные грамоты, а диаконы – орарные или постихарные.
 



Правила эти были отменены в 1765 году.

Однако и после этого неженатый, назначавшийся на приходское священнослужительское место, обязательно должен быть вступить в брак перед рукоположением, а вдовцы совсем не могли быть поставляемы; как неимение жены, так и второбрачие одинаково преграждали им доступ к священству.
 



Лишь с 1869 года законом было разрешено поставлять в белом духовенстве на священнослужительские степени и безженных лиц (т. е. холостых и вдовых после первого брака), если они совершенно известны епархиальному архиерею своим усердием к церкви и вполне безукоризненной жизнью, притом имеют от роду не менее 40 лет.
 



Вот так и живут-мучаются уже почти две тысячи лет. Причем одни мучаются без жен, а вторые вынуждены с ними расставаться, ради церковной карьеры.

И еще, слава Богу, что нынче не в монастырь своих матушек отправляют...

А может все же лучше без жен?

Как вот тот сященик на броне! И все как в песне "Наше жены, пушки заряженны..."

(конец ч.5 

Теги: Целибат

 Комментарии

Комментариев нет