РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Тайны Русской православной церкви Гл.4 ч.7

2776 просмотров

Спор о причастии: квасное или пресное

ч.7

Спор о причастии: квасное или пресное?

Следующим пунктом в нарушении, которого Западная христианская церковь в лице Папы Льва IX обвинила Константинопольского патриарха Михаила и его сторонников, касается хлеба, используемого в богослужебных целях.
 



Сам пункт был сформулирован так:

"Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым".

При чем тут манихеи и вообще, кто они такие, мы разберемся дальше, а пока давайте сосредоточимся на выяснении такого знакомого нам всем понятии "хлеб" потому что слово "квасное" как раз относится к хлебу.

Для чего вначале сделаем экскурс в истории этого продукта питания людей, а уже после этого, попытаемся разобраться в главном вопросе:

"Как и почему и католицизме в богослужебных целях используют только пресный хлеб, а в православии только квасной?"

Сам же этот вопрос довольно сложный как для его логического понимания, так и восприятия современными людьми, на веру в целом.

Поэтому я и попробую разбить его на более мелкие и легко поясняемые части, чтобы потом, у читателя сложилась полная и ясное понимание многовековой вражды западной и восточной христианских церквей, по поводу использования хлебных изделий в богослужебных целях.

Хлеб с очень давних времен, задолго, до появления на мировой исторической сцене древних иудеев, которых Моисей вывел из Египта, уже был одним из продуктов питания людей. Это, хорошо известно историкам, изучавшим цивилизации Египта, Вавилона и других государств, сосуществующих в то время в Малой Азии и на Ближнем Востоке.
 



Первым хлебом, производство которого освоили древние люди, был ячменный хлеб, но затем по мере развития навыков сельского хозяйства, люди стали сеять и пшеницу, из которой так же научились делать хлеб.

После этого историки и археологи отмечают, какой любопытный факт, что ячменный хлеб становится пищей исключительно бедняков, а пшеничный употребляют зажиточные слои населения.

Но, постепенно пшеничный хлеб все больше и больше, получает распространение, вследствие чего он становится доступным все более широкому кругу людей.
 



Выпечкой хлеба, в древних государствах Вавилоне, Египте и других, занимались, как правило, домашние хозяйки.

Но, уже были и профессиональные пекари и пекарни! О них, есть упоминания в египетских, римских и даже иудейских документах.

Историками так же был подробно изучен и сам процесс, приготовления древними народами хлеба.

Хлеб выпекали ежедневно и, как правило, женщины. Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно, затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску.

 



После того как тесто подходило, из него, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем.

После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали. Кроме того, существовали более длинные и толстые буханки.

Но, был известен также и другой вид хлеба: пресный хлеб или лепешки.

Это наверно и был тот первый хлеб, что люди научились выпекать до освоения процесса получения закваски (дрожжей). Его выпекали, из без дрожжевого теста, которое можно было быстро и в любых условиях приготовить.

Такое тесто по мнению историков, приготовлялось из муки мелкого помола и растит. масла, поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешками "на елее" или "с елеем".

Обычно историки и археологи не афишируют тонкости приготовления древними людьми пресного хлебе, но генетическая память и опыт, передаваемый, от одного поколения к следующему, донесли до нас, из прошедших тысячелетий, ряд простых интересных рецептов. Используя которые, даже современная молодая хозяйка, может приготовить настоящий постный хлеб к тому же празднику Пасхи, чтобы удивить своих гостей необычным угощением. Поэтому я и привожу два простых рецепты.

Рецепт N1.Ржаной хлеб на бездрожжевой закваске.

Закваска готовится на какой-нибудь кислой основе (например, рассол). Теплый рассол, ржаная обдирная мука, немного сахара для брожения. Муку подмешивать для густоты сметаны. В теплом месте закваска будет медленно подниматься. Несколько раз ее нужно осадить. С каждым разом она будет подниматься быстрее.

После того, как закваска будет готова, ставится опара: теплая вода (нужное количество), закваска, соль, сахар (необходимые для работы закваски), ржаная обдирная мука. Густота опары – как на оладьи. Поднимается в теплом месте 4-5 часов, можно один раз осадить. Если опара поднимется быстрее, ее нужно осадить и выдержать 4 часа – это норма для ржаного хлеба.

В замес теста добавляют немного пшеничной муки (~ 1/10 от общего количества), соль, сахар, и замешивают ржаной обдирной мукой. Тесто "легкое". После того, как тесто поднимется, его, не обминая, раскладывают в формы (1/2 объема формы).

Работать с ржаным тестом лучше смачивая руки в воде. Мокрой рукой разровнять его в форме, поставить в теплое место подходить.

Выпекается ржаной хлеб в жаркой духовке 1 – 1,5 часа. После выпечки корку смачивают водой. Сразу разрезать ржаной хлеб нельзя, он должен остыть. Готовность хлеба проверяют, сжимая нижнюю и верхрнюю корочки: если мякиш между ними быстро выпрямляется, то хлеб пропекся хорошо.

Первые выпечки могут быть неудачными, но с каждым разом закваска будет набирать силу, и тесто будет подниматься быстро. Немного опары или кусочек теста оставляют для следующей выпечки, хранят в холодильнике.

Накануне, с вечера, нужно закваску обновить: подлить немного воды (можно холодной) и подмешать ржаной муки. До утра она поднимется (~ 9-12 часов) и можно ставить опару (см. выше).

Рецепт N2 Пшеничный хлеб на бездрожжевой закваске

Масло сливочное взбить в кастрюльке до белого цвета, постепенно добавить в него яйца, сметану, простоквашу или кефир, не переставая взбивать. Муку просеять, смешать с содой и сахаром, затем все продукты соединить, быстро замесить, дать тесту постоять в прохладном месте в течение 30 мин., после чего приготовить различные изделия.

Разобравшись с рецептами, мы можем перейти к следующему этапу приготовления хлеба – выпечке.

Выпекали лепешки в печах, на горячих камнях или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать

Но, способ выпечки хлеба, заключавшийся в том, что лепешки из теста клали на камни, предварительно раскаленные на костре, или в горячую золу относится к примитивным или простейшим способам.

А люди со временем выработали более эффективные способы выпечки.

Начали использовать противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, которые через некоторое время переворачивали.

Потом были изобретены и специальные печи для выпечки хлеба. Они были двух видов.

Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием.

Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутреннюю перегородку, где они и выпекались.

О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредственной близости от них, в специальных пекарнях.

Благодаря большим размерам печей в них могли печь хлеб одновременно до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
 



 



 



 



 



Так люди жили, ели хлеб и не тужили. Особенно, не вдаваясь в подробности того квасное тесто используется для приготовления хлеба или постное.

Но, так было пока, этот простой, технологический процесс, как бы умышленно, не усложнили первые иудеи, во главе со своим пророком Моисеем, бежавшие из Египта примерно в 1350 г. до н. э.

 



В результате чего, в обиход иудеев ранее употреблявших квасной хлеб, вошла его новая разновидность, получившая наименование "МАЦА".

 



Чтобы выяснить что такое "МАЦА" отроем любой энциклопедический словарь, где можно найти примерно определение:

"Маца ( букв. 'выжатое', 'лишённое влаги'; в русской традиции – опресноки) – лепёшки из теста, не прошедшего ферментацию (в отличие от "квасного", хамец); единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах".

.



Тут надо внести и новые уже авторские пояснения. Иудейская Тора предписывает всем евреям употребление мацы в праздник Песах, как напоминание о том, что во время Исхода израильтяне "испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить" (Исх.12:39).

А, дело (т.е. сам Исход) если исходить из информации, содержащейся в Пятикнижии (Исх.12:22,23), происходило накануне последней из десяти казней египетских – "поражения первенцев" – Бог (ИЕГОВА) повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог "прошёл мимо" (пасах) домов евреев и они были спасены!

В дальнейшем, когда иудеи уже прочно обосновались на Земле Обетованной, во времена Храма, хлеб- "мацу" начали использовать также при мучных жертвоприношениях, которые не могут быть приготовлены из квашеного теста!

Так, в очень общем виде обстояло дело до наступления 33 года от Рождества Христова.

Потому, что как раз в это время, в Иудее в столичном городе Иерусалиме явился новый иудейский пророк Иешуа из Ноцрата со своими 12 учениками, вошедший затем в мировую историю как Иисус Христос.


При этом Иисус Христос сначала только для своих первых 12 учеников-апостолов высказал о хлебе несколько новых и интересных мыслей.

Так, зная, что в Пс 103:15 о ХЛЕБЕ, говорится, что он укрепляет сердце человека и поэтому тоже призывал своих учеников употреблять хлеб, но делал он это не только заботясь о здоровье своих учеников, а еще или вернее сказать, прежде всего, в духовно-мистическом плане.

Так сам Иисус метафорично называет себя "ХЛЕБОМ Божьим" или "хлебом жизни, Который сходит с небес" (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).

Этим, по мнению его первых учеников, а затем и христианских богословов Иисус говорил своим ученикам, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него.


Т.е., выражение "вкушать хлеб" (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем.

Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Хлебом принимаемый Церковью (Мф 26:26).

Этот ХЛЕБ символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуемое (1Кор 10:16 и след.; 11:26). И речь шла исключительно о постном хлебе!

Но, одного ХЛЕБА, Иисусу Христу для пояснения своим ученикам смысла своего учения было мало, и тогда он использовал вино.

А упоминание ХЛЕБА в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу".

Далее события развивались так. После смерти Иисуса Христа на кресте и его последующем "вознесении", его ученики основали в Иерусалиме первую христианскую общину и начали широкую пропаганду идей христианства.

И в связи с этим, для нас имеет интерес тема иудейской "Мацы" которую первые христиане в своем недавнем прошлом правоверные иудеи, нашли применение в своей новой вере.


Ведь и сам Христос, и все его ученики как я уже обращал на это внимание, до начала, своей новой миссионерской деятельности, родились, и жили в Иудее, были воспитаны на традициях и обычаях и законах Иудейского народа.

Поэтому они, основав свою церковь, ничего нового в организации ее обрядности не изобретали, а только приспосабливали то, что им было, нужно заимствуя это из культа иудаизма. Поэтому и пресный хлеб "маца" перешла в христианскую церковь.

Правда, уже со своими особенностями. Она уже не была привязана к празднику Песах, а ее ценность была в том, что это был постный хлеб.

Ведь в христианстве закваска стала символизировать грех (Мф.16:11,12; 1Кор.5:6,7), а вот "маца" или "опресноки" символизировали чистоту, истину и безгрешное тело Христа.

При этом христианские богословы так описывают эту особенность:

"Затем он (Христос) взял хлеб, воздал благодарность Богу, разломил его и дал им, сказав:

"Это означает моё тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне". Лк.22:19

Посему станем праздновать не со старою закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:6,8).

Постепенно центр христианства переместился их Иерусалима к тому времени почти разрушенному римлянами, в Рим. Уже там понятие иудейской "мацы" было заменено на понятие "гостия" иди "опресноки", которые используется в христианской евхаристии.

Теперь о Евхаристии. Это совершено новое явление, которого нет в иудаизме.

И его можно описать так:

"Евхаристия (греч.- благодарение), Святое Причастие – главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран – Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран, англикан и некоторых других церквей – Литургии.

В процесс полного сущностного (но не акцидентного) превращения хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову верит Католическая Церковь и Православная Церковь.

Церковь видит в пресуществлении чудо всемогущества Божия, подобного чуду сотворения Богом мира из ничего или претворения воды в вино.

Так же со временем в христианской церкви гостии были разделены на большие и малые.
 



Гостия (хостия) – евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда, англиканстве и ряде других протестантских церквей.

Слово "гостия" происходит от латинского "hostia" (жертва). Используется во время литургии для таинства Евхаристии. В католических храмах уже освящённые гостии, ставшие Святыми Дарами, помещаются в дарохранительницу, располагаемую либо за алтарём, либо в боковом приделе храма.

Гостии – опресноки, выпекаются из пресного теста, состоящего исключительно из муки и воды.

Для их изготовления используются специальные формы с рельефными изображениями креста и других христианских символов, благодаря чему эти изображения отображаются на выпеченных гостиях.

В католицизме часто, но не всегда, приготовлением гостий занимаются монахини.

Таинство Евхаристии может совершить только епископ или священник по его поручению.

Таинство должно совершаться в храме, лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников".

Вот так обстояли дела в Западной христианской церкви по состоянию на 1054 год. Но совсем по другому пути пошли иерархи Восточных христианских церквей.

И особенно среди них выделялся Константинопольский патриарх Михаил, которую были предъявлены претензии в нарушении церковных канонов.


Очень хорошо доводы византийских греков в пользу использования в богослужебных целях квасного хлеба изложил в своей работе Дж. Эриксон "КВАСНОЙ ХЛЕБ ИЛИ ОПРЕСНОКИ (К вопросу о богословском смысле раскола 1054 г.) "

"Греки также со своей стороны, настаивая на своем толковании, подыскивают в библейском тексте цитаты с упоминанием слова "закваска", например Мф. 13:33, "Подобно есть царствие небесное квасу". Однако почти вся их аргументация направлена на то, чтобы показать еретичность позиции своих оппонентов – что является типичным приемом всей полемической литературы. Например: "Служить на бесквасном хлебе – значит отрицать, что Христос – и Бог и человек одновременно и таким образом впадать в ересь Нестория"; или "служить на хлебе без закваски, как символа божественной чистоты – значит то же, что отрицать реальность Воплощения, и тем самым впадать в ересь Манеса, Валентина, Аполлинария, Павла Самосатского, Евтихия, Диоскора, Севера, Сергия и Пирра".

Византийская позиция наиболее емко выражена Никитой Стефатом в его споре с Гумбертом в 1054 и в его анти-армянских трактатах. Стефат пишет: "Те, кто причащается опресноками, находятся еще под сенью закона и трапезу иудейскую вкушают, а не божественную – словесную и животворящую, – нам, уверовавшим человекам, сверхсущностную и единосущную, в то же время, т.к. научены мы свыше испрашивать сверхсущностный хлеб. Что же есть сверхсущностный, как не единосущный нам? Но единосущный нам хлеб есть ничто иное, как Тело Христа, Который человеколюбия ради стал единосущным нам по плоти. И если не бездушной является сущность нашего теста, которую взял на Себя Логос, то не сверхсущностный и единосущный нам хлеб ядите вы, причащающиеся опресноками.

Ведь, опреснок без сомнения мертв, как от том ясно свидетельствует сама природа вещей."

Другое обвинение, направляемое греками против латинян – это обвинение в иудействе. Лев Ахридский, чье послание за 1053 г. явилось той искрой, из которой разгорелся весь спор, находит, что латинский обычай использования опресноков, а также практика субботнего поста, есть возврат к иудейскому закону: "Вкушать опресноки и соблюдать субботу было предписано Моисеем.

Но истинная наша Пасха – Христос, который, преподав ученикам Свою Кровь Нового Завета, желал этим ясно показать, что "вещи, относящиеся к Ветхому Завету, минули и прекратились". "Моисей предписал и узаконил, чтобы жалкие иудеи однажды в году ели опресноки с горькими травами и постились, желая этим показать, что это было образом горечи страстей и различных напастей. Но наша Пасха есть совершенная радость и блаженство, и эта Пасха возводит нас от земли на небо через радование".

Соблюдение опресноков и субботы, узаконненное когда-то, пришло к концу и упразднилось через Евангелие. Разве Сам Христос не исцелил парализованного и не позволил учинекам срывать колосья в субботу, указывая этим на то, что рабство закону кончилось?

Поэтому соблюдение моисеевого закона и его предписаний принуждает вернуться назад к иудеям, которые до сих пор остаются в тени невежества, не ведая света Христова."

Ещё одно важное отличие от католиков у греков (в православии) существует в выборе вещества таинства: для Евхаристии у православных используется квасной хлеб – просфоры,

Другое вещество таинства, вино, в Православной церкви обязательно разбавляется горячей водой, тем самым символизируя животворность и обо́женность мёртвого Тела Христа в момент Его смерти.

Что же собой представляю просфоры и как они готовятся?

Очень хорошо этот вопрос описан на сайте Ново-тихвинского женского монастыря (http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/prosf/indexПросфорня) потому привожу ее полностью.
 



Послушание просфорниц в скиту монастыря несут три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба.
 



 



 



Для того чтобы приготовить тесто, просфорницам приходится вставать раньше других, в четыре часа утра, и ставить опару (жидкое тесто на дрожжах). Придя после ранней литургии, сестры становятся на молитву. Молятся ко Господу, Богородице и святым угодникам, Божиим Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам, испрашивая помощи в своем ответственном послушании. После молитвы с благоговением приступают к выпечке просфор – того святого хлеба, без которого невозможно совершить самого величайшего христианского таинства, святой Евхаристии.

Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Господа нашего Иисуса Христа – Божеского и человеческого.

На верхней части просфоры изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих, например, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. У нас на просфорах изображается почитаемая в обители Тихвинская икона Божией Матери и наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, чудотворец.

Верхняя часть просфоры перед проставлением печати

По чинопоследованию литургии просфоры освящаются во время совершения проскомидии – первой части литургии.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для причащения необходима одна просфора, по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается св. Агнец – средняя четвероугольная часть. При этом произносятся слова из пророчества ветхозаветного пророка Исаии: "Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его" (Ис. 53, 7-8)

Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора – девятичинная, в честь всех святых, лики коих состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.

Существуют также малые просфоры. В первохристианское время просфоры служили даром прихожан в церковь, просфора (η προσφορα) – переводится с греческого как "приношение". Выпекались они благочестивыми женщинами у себя в домах. Принося просфоры, верующие просили помянуть своих живых и усопших родственников.

Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются священнослужителем во святую Чашу со словами: "Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих".

Оставшаяся часть той просфоры, из которой был взят св. Агнец, именуется антидором. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо иди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие. "Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение, и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием, преподается вместо страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались".

Есть еще один вид освященного хлеба – это артос. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии, причем читается особая молитва, в которой верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и небесному благословению причастники быти сотворил.

Сей хлеб поставляется перед царскими вратами на всю Светлую седмицу после Пасхи.

Он имеет форму кулича, на верхней части его изображаются буквы ХВ, крест или икона Воскресения Христова. В конце Светлой седмицы, в субботу, по совершении крестного хода и прочтении особой молитвы, артос раздробляется и раздается верующим.

Просфора с вынутой частицей за живых

Перед вечерним правилом сестры-просфорницы заканчивают свой день молитвою, как и начинали его. Свежие просфоры, уложенные в ряды на столе, "отдыхают" под большим чистым полотенцем. Уже завтра эти простые пока хлебы станут святыней! Сестры благодарят Божию Матерь за еще один прошедший в благодатном труде день, и, испросив друг у друга прощения, с миром идут на молитвенное правило.

Ну и в завершение этой части у нас остался нерасмотреным последний вопрос.

Какое отношение к квасному хлебу имеет пророк Мани?
 



Манихейство – составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия – Ктесифон, Вавилония- ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников – последователей Заратустры – брошенным в него камнем) периода поздней античности.
 



Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.

Персидское государство тех времен находилось под ощутимым влиянием зороастризма.

Но Мани, насколько известно, вырос в христианско-иудейской среде.

Родители Мани (Патик и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в монастыре гностиков, возможно, мандеев или элкасаитов, но в возрасте 24 лет он, по его утверждению, получил откровение свыше и решил основать новую религию.
 



 



Как проповедник, Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий – индуизма, буддизма, иудаизма, гностических и негностических ветвей христианства, зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах символики всех этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий.

Во время правления Шапура I (242−273) Мани смог успешно распространять свое учение на территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по требованию магов – представителей старой религии, отдал приказ об аресте Мани и последующей смертной казни.

До своей казни, он проповедовал только в персидском государстве, но его последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Китай.

Комбинация различных элементов привела к тому, что в Средиземноморье манихейство называли "церковью Святого духа", а в Мани многие видели обещанного Христом "Уте́шителя".

В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.

Зная об этом, Пaпа Лев IX и его кардинал Гумберт, просто усилили свой пункт обвинения в отношении Константинопольского патриарха Михаила в своем споре о квасном хлебе, ссылкой на такого опасного конкурента христианской религии, как пророка Мани.

(конец ч.7)
 


 

Теги: Хлеб

 Комментарии

Комментариев нет