РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Икона Божией Матери "Милостивая-Киккская" ч.1

3543 просмотра

А речь у нас пойдет об Иконе Божией Матери, именуемая "Милостивая", (Киккская).

Есть в перечне чудотворных икон особо чтимых в Русской православной церкви одна особая.

Она собственно к России как бы не имеет прямого отношения, поскольку ее оригинал находится на далёкoм острове в Средиземном море.

Да, и саму то икону уже так лет 300 если не больше, никто, даже сами монахи того монастыря, не видели, поскольку ее лик скрыт специальным серебреным киотом, снять которые никому не позволяется...

А речь у нас пойдет об Иконе Божией Матери, именуемая "Милостивая", (Киккская).

Для своих прихожан богословы РПЦ МП подготовили и распространяют вот такую информацию. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life2530.htm)

"Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр.

Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец XI – начало XII века).

В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр.

Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей.

В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.

Ныне список с этой иконы особо чтим в женском Никольском монастыре г. Мукачева".

Поминают икону (12 / 25 ноября и 26 декабря / 8 января). Считается, что пред иконой Пресвятой Богородицы "Милостивая" молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях".

Вот такой наш предмет исследования. Икона. если доверять церковному преданию, примерно 2000 летней давности, прославившаяся многими чудесами.
 



Но, начнем мы с автора этой иконы – апостола Луки. О Луке как об апостоле написано много, да и сам он нас порадовал своим вариантом "Евангелия" много, но нас интересует только один факт, что он был первым иконописцем.
 



Все тоже "Церковное Предание", а не сам Лука, сохранило сведения о том, что Апостол и Евангелист Лука якобы был одним из первых иконописцев, и что именно его кисти принадлежат такие почитаемые Иконы как Владимирская, Смоленская, Тихвинская.

Но, если, это, правда, то это допущение порождает ряд новых вопросов.

К примеру:

1) Какие Иконы, помимо названных выше, принадлежат кисти евангелиста Луки?

2) Где находятся эти Иконы в настоящее время? Все ли они Промыслом Божиим собрались в России – или некоторые из них пребывают за пределами Руси (в Палестине, на Афоне...)?

3) Сохранило ли церковное предание Византии (Константинопольский Патриархат, Элладская Поместная Церковь и др.) особое почитание этих Икон как написанных Святым Лукой? Или же это предание только Русской Церкви?

4) Окружались ли особым почитанием Иконы Владимирская, Смоленская, Тихвинская в самой Византии до 12-го века, то есть до времени прихода этих Икон на Русь? Или же предание о написании их самим Апостолом Лукой является поздним?

5) Можем ли мы верить буквально, что названные Иконы доподлинно написаны Апостолом Лукой? Или же, почитая названные Иконы, мы почитаем в их лице только Образ тех самых, подлинно древнейших, Икон кисти Евангелиста?

Иными словами. В храме, что возле Третьяковской галереи, хранится Чудотворная Икона, называемая Владимирской.

Она действительно написана Святым Лукой на доске от стола, за которым обедал Спаситель?

Или же это, скажем так, византийский СПИСОК (копия) 12-го века с той самой, древнейшей, Иконы?

А сами древние Иконы кисти Апостола были утрачены в годы лихолетья, как это случилось, например, с убрусом (полотнищем), несущим Образ Спаса Нерукотворного?

Вот и давайте посмотрим, что же пишут историки по вопросу апостола Луки как иконописца:

"Подавляющее большинство памятников церковного искусства, особенно в восточной части христианского мира, было уничтожено иконоборцами, а позднее крестоносцами, отчасти и просто временем.

О том не многом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить, в частности, по фрескам катакомб, в особенности римских. Как выглядели первые иконы Спасителя и Богоматери, мы не знаем.

Для выражения своего учения первохристианская Церковь... пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы.
 



Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем "Умиление", где изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца.
 



Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность.
 



Другой образ относится к типу, именуемому "Одигитрия" – Путеводительница. И Сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисисе, то есть обращенной ко Христу с молитвой.
 



В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь – в Риме.

Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла.
 



(Из древнейших изображений Умиления мы пока не знаем ни одного ранее X в. (образ в храме Токале Килиссе 963-969 г. См.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.-Л., 1947, с. 125). Что же касается Одигитрии, то известные нам древнейшие изображения этого типа восходят к VI в. (Евангелие Равулы. См.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1, с. 191-192.)

Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
 



(И это подтверждается еще тем, что дошедшие до нас иконы написаны или темперными красками или масляными. Но во времена апостола Луки не была известна ни темперная живопись, ни масляная-автор).
 



Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении Апостольских Правил или апостольской Литургии. Они восходят к Апостолам не потому, чтобы сами Апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом.
 



Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя.

Но, в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно

Наиболее древнее дошедшее до нас Ее изображение относится ко II веку Изображается Она и в сцене поклонения волхвов, в Благовещении (катакомба Прискиллы) и в Рождестве Христове (катакомба св. Севастиана, IV в.)


Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками Такое изображение подчеркивает Ее роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов.

Иногда рядом с Нею изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Ее мать, святая Анна. Роль Ее особенно подчеркивается в сцене поклонения волхвов, изображавшейся очень часто в первые века христианства.
 



Оно было отдельным праздником, как и теперь в западных конфессиях. В Православной Церкви оно включено в праздник Рождества Христова.

В римских катакомбах до сих пор открыто не менее 12 изображений поклонения волхвов, восходящих ко II-IV векам. Богоматерь всегда сидит, держа Младенца на коленях и вместе с Ним принимая поклонение, что особенно подчеркивает Ее достоинство Матери Божией".

А теперь мы можем повести первый итог.

Утверждения "освящённое" авторитетом РПЦ МП о том, что Икона Божией Матери "Милостивая-Киккская" та, что сохраняется на острове Кипре, не есть иконой написанной собственноручно апостолом Лукой.

Что же касается русских списков этой иконы, то о них автор попробует рассказать в следующих частях этой работы.

А пока перейдем ко второму этапу нашего исследования, истории возникновения Кипрского Киккоского мужского монастыря.

Из информации содержащихся энциклопедических справочников легко можно установить, что вышеназванный монастырь находится в Республика Кипр, на горе Троодос.

Подчинен монастырь Кипрской православной церкви. Тип монастыря: Мужской

Дата основания XI век
 



Монастырь Киккос – один из богатейших и известнейших монастырей на Кипре.

Его полное название "Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери".



Монастырь Святой Девы Киккос был основан примерно в конце XI века византийском императором Алексеем I Комнином. А раз так, нашего герой нуждается в отдельном представлении.

Справка: Алексей I Комнин (1056/57 – 15 августа 1118) – византийский император в 1081-1118. Основатель династии Комнинов, племянник императора Исаака I Комнина.
 



Продолжались дворцовые интриги в Византии. В 1077 византийский престол захватил Никифор III Вотаниат, но против него, собрав все македонские и фракийские войска, двинулся Никифор Вриенний Старший.

Алексей пользовался при дворе императора большим уважением и доверием. Престарелый император возвел Алексея в сан доместика западных схол и поручил ему войну с мятежниками.

Императорская власть за годы смуты сильно ослабла, казалось, что скоро придёт конец империи. Чтобы хоть как-то стабилизировать положение и сохранить империю, братья Комнины решили совершить переворот с целью захватить престол.

Как раз в это время Алексею была поручена война против турок, захвативших очередной византийский город в Малой Азии, Кизик. Воспользовавшись этим предлогом, Алексей стал стягивать войска с каждого уголка страны.

Когда всё было готово, Комнины в феврале 1081 бежали из столицы в фракийскую деревню Схизы и расположили здесь свой лагерь. Комнинов сразу же поддержали многие знатные роды и полководцы. Оставалось решить, кто из двух братьев получит верховную власть.

Исаак был старше, но у Алексея оказалось намного больше сторонников. Имя его давало успех всему предприятию, поэтому Исаак сам надел на ногу брата "пурпурную сандалию". С одобрения всего войска Алексей был провозглашен императором Византийской империи.

Теперь главной целью предстояло захватить столицу. Алексею такое предприятие казалось сложным и достаточно сложно исполнимым, поэтому Алексей решил лестью и обещаниями привлечь на свою сторону кого-нибудь из городской стражи, а затем захватить (с их помощью) Константинополь.
 



Он отправил человека к предводителю германских наёмников, и тот после долгих переговоров согласился пропустить мятежников внутрь укреплений. Ночью 1 апреля воины Комнина вступили в столицу через открытые немцами ворота. Никифор был повержен. Сначала он пытался всеми возможными путями сохранить власть: он предлагал Алексею стать его соправителем, но уговоры не были приняты. Никифор отрёкся от престола и отдал всю власть в руки нового императора.

Став императором Алексей вёл успешные войны в Малой Азии. Начиная с 1081 византийские воины производили высадки в Малой Азии и постепенно уничтожали и сильно повреждали турецкие отряды. Постепенно военная инициатива перешла в руки византийцев и им удалось освободить Вифинию, предместья Никомедии, многие приморские области. Султан запросил мира, Алексей принял эти просьбы, так как он уже давно ожидал решающей схватки с норманнами. Весной 1081 он заключил с турками мир.

Придя к власти, Алексей столкнулся с итальянскими норманнами в 1082 и решил призвать на помощь венецианцев, с которыми заключил договор, так называемую "Золотую буллу": в обмен на военную помощь Венеция получала право беспошлинной торговли на всей территории Византии.

Другая существенная угроза империи – печенеги активизировались в 1091 году. Зимой они осадили город. Но с помощью половцев Алексею удалось разгромить печенегов наголову в решающей битве 29 апреля 1091 у Константинополя. Таким образом, один из главнейших врагов империи был повержен.

В 1096 в Константинополь стали прибывать первые рыцари-крестоносцы. В июне 1097 Византии была возвращена Никея. Затем крестоносцами и византийцами были захвачены крупные города на западе Малой Азии: Сарды, Смирна, Эфес, Филадельфия, а также весь южный берег Чёрного моря (Понт).

В последние годы жизни император вновь воевал с турками-сельджуками. В 1113 они даже осадили Никею, но были разбиты Алексеем.

Алексей Комнин с 1077/78 был женат на Ирине Дукине (1065/66 – 19.02.1123), дочери кесаря Андроника Дуки.

Их дети:


Анна Комнина (01.12.1083 – 1153/55), с 1097 жена Никифора Вриенния Младшего (1062-1137)

Мария Комнина (19.09.1085 – после 1136). 1-й муж – Григорий Гаврас, 2-й – Никифор Катакалон

Иоанн II Комнин (13.09.1087 – 08.04.1143), византийский император в 1118-1143

Андроник Комнин (18.09.1091 – 1131), с 20.08.1104 был женат на Ирине, дочери князя Володаря Ростиславича Перемышльского

Исаак Комнин (16.01.1093 – 20.07.1152), был женат на Кате Грузинской, дочери царя Давида IV Строителя. Отец Андроника I Комнина, императора Византии в 1183-1185 гг.

Евдокия (14.01.1094 – 1130/31), с 1116 жена Михаила Лазитеса

Феодора Комнина (15.01.1096 – после 1124), жена Константина Ангела (ок. 1090 – после 1166)

Михаил (07.02.1097 – 16.05.1098)

Зоя (04.03.1098 – 17.09.1098)

Кроме того, русскими источниками в связи с перенесением в Киев мощей святой Варвары Алексею приписывается дочь Варвара Комнина, будто бы ставшая женой великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича.

Но в византийских источниках подобная персона не фигурирует.

Как видим биографы Алексея I Комнина упорно умалчивают о его роли в основании ныне знаменитого Киккоского монастыря?!

Тем не менее, сам монастырь существует и расположен на высоте 1318 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос.

Именно там, в 1926 году начал своё церковное восхождение Макарий III, ставший впоследствии первым президентом Кипра.
 



После смерти он также был похоронен в 3 км от монастыря и его могила в настоящее время является очень популярным местом посещения туристов и паломников. Очевидно, Макарию монастырь и обязан своей известностью в среде православных христиан.

Поэтому вся письменная история монастыря основывается на все той же православной традиции.

Согласно которой в пещере горы Киккос жил старый отшельник по имени Исаия.

Однажды, около 1100 года, византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, который проводил лето в деревне Маратаса, отправился на охоту в лес.

Сбившись с пути, он долго не мог разыскать дорогу домой и случайно наткнулся на Исаию. Наместник попросил его указать ему дорогу, но удалившийся от мира отшельник ничего ему не ответил.

Рассерженный таким поведением, Мануил Вутомитис ударил Исаию.

Некоторое время спустя наместник вернулся в Никосию, где неожиданно заболел неизлечимой болезнью "шатикой", являющейся разновидностью паралича. Находясь в мучительном болезненном состоянии, он вспомнил, как бесчеловечно поступил с отшельником, и стал молить Бога о выздоровлении, чтобы попросить прощению перед ним. Мольбы наместника были услышаны и он исцелился.

Вскоре Бог явился отшельнику и сказал ему, что всё случившееся с наместником является частью божественной воли и велел ему попросить Мануила Вутомитиса доставить ему икону Девы Марии, написанную апостолом Лукой на Кипре, которая хранилась в императорском дворце в Константинополе.

Услышав это, Мануил Вутомитис был сильно опечален, так как считал это невозможным. Тогда Исаия объяснил ему, что речь идёт о божественной воле, и предложил ему вдвоём поехать в Константинополь.

Прошло много времени после их прибытия в столицу, но наместник всё никак не мог найти удобный момент, чтобы предстать перед императором и просить его об иконе.

Не желая томить Исаию, он отправил его назад на Кипр с другими иконами и церемониальным убранством, при этом он успокоил его, что в ближайшее время обязательно встретится с императором.

Вскоре, по божественному проведению дочь императора заболела той же болезнью, что некогда и Мануил Вутомитис.

Воспользовавшись этим, наместник тут же отправился к императору Алексею I Комнину и рассказал ему о отшельнике Исаии и о том, что с ним случилось, и заверил, что его дочь тут же исцелится, если он согласится отправить икону на Кипр.

В своём горе император не видел другого выбора и согласился и дочь его вскоре исцелилась.

Однако, император, не желая расставаться с иконой, призвал к себе лучших художников империи, чтобы они нарисовали её точную копию, чтобы отправить её на Кипр.

Ночью императору явилась во сне Дева Мария и сообщила, что желает видеть оригинал её иконы на Кипре, а копии пусть хранятся у него самого.

И уже на следующий день корабль с иконой Богородицы отплыл на Кипр, где её уже ждал Исаия. Во время шествия от побережья к горам Троодос деревья сгибали свои стволы и ветви в знак приветствия и уважения к святой иконе.

Вскоре после перенесения иконы на остров, император распорядился соорудить церковь и монастырь в горах, где размещалось бы её хранилище".

Тут мы прервем традиционную легендарную версию основания Киккоского монастыря, потому что все эти сведения, во-первых нуждается в перепроверке, во вторых история возникновения монастыря не так ясна, как это изложено в энциклопедических и ли туристических путеводителях.
 



Ведь самое ранее упоминание о Киккоском монастыре встречается в византийской рукописи датированной только 1136 годом.

В рукописи говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом.

Другие сведения, как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам более позднего времени.

Хотя характер их косвенный, но, несмотря на это, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова.

А изложение подлинной истории требует помещения ее в отдельной части этой работы.

(конец 1 части)
 


 





 

 Комментарии

Комментариев нет