РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Елецкая икона Божией Матери ч.2

2854 просмотра

Закончив изложение истории первой их икон, названной "Елецкой-Черниговской" мы теперь можем перейти к исследованию второй одноимённой иконы...

ч.2

Закончив изложение истории первой их икон, названной "Елецкой-Черниговской" мы теперь можем перейти к исследованию второй одноимённой иконы...

И тут, с одной стороны, казалось бы, нет особых проблем. Ведь собранная из официальных источников РПЦ МП информация убеждает нас в следующем: Божией Матери "Елецкая" (http://www.belmagi.ru/icon/eletz.htm) есть всего на всего, списком (копией) с Владимирской иконы Божией матери! И нечего тут "огород годить" и свои "теории" высказывать! Судите сами.

"Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери.

Икона явилась в 1060 году и была обретена преподобным Антонием Печерским, стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце.

Празднование иконе совершается 14 октября. По материалам книги С. Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон".


То есть получается, что список (копия) иконы ранее находившейся в Чернигове в Елецком монастыре была принесена в г. Елец Орловской области и там сохранилась до наших дней! Вот как она могла первоначально выглядеть:
 



Теперь читаем другую информацию. "Икона Богородицы "ЕЛЕЦКАЯ" но с прибавлением "Владимирская" 24 января (11 января по старому стилю)

Об этой иконе Божией матери известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии.

Кроме того, летописи зафиксировали год её явления – 1060, то есть тот же, что и у ЕЛЕЦКОЙ-ЧЕРНИГОВСКОЙ. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской".

Но вот открываем третий источник информации:

(http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=195:ikona-bogorodicy-eleckaya&catid=33:ikona-bogomateri&Itemid=3) и он уводит нас с проторенного пути, поскольку сообщает нам, что помимо Елецкой (Владимирская) икона Богородицы существуют ещё один вид Елецкой иконы Богоматери – ростовой!
 



На этой иконе Божией матери изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.

26 августа 1395 г. отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых.

И, что оказывается что у безбожника Тамерлана был, как говорится в руку!
 



Ведь этот же день, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия.

Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: "Итак, мы не одолеем земли русской!" – и повернул с ордой назад.

В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

Пред иконой Пресвятой Богородицы "Елецкая-Владимирская" молятся о защите от иноверных и иноплеменных, об исцелении всякой немощи телесной и душевной."
 



Как видим третий источник информации дает нам совершено иное направление расследования.

И тут будет уместным спросить, а что это за источник информации и можно ли ему доверять?

А речь у нас идет о "Повести о Темир Аксаке" ("Памятники литературы Древней Руси XIV – середина XV века". Москва, 1981)

Это надо отметить, крайне любопытный исторический документ, составленный в периоде времени между 1402-1408 г.

И тут я в отличие от других авторов пишущих на тему истории Елецкой иконы Божией Матери, приведу его для читателя полностью, чтобы в следующей части подробно разобрать его в деталях.

"В 1395 году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя, самодержца Ивана Даниловича, при благолюбивом архиепископе Киприане, митрополите киевском и всея Руси, на пятнадцатом году царения Тохтамыша и на седьмом году княжения великого князя Василия Дмитриевича, и в индикте третьем, и на тринадцатый год после татарщины, по взятии Москвы, поднялась великая смута в Орде.
 



Справка: Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 – 27 февраля 1425) – великий князь московский и владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя нижегородско-суздальского Дмитрия Константиновича. Был женат на Софье – дочери великого князя литовского Витовта.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом".

 



Справка: Тамерлан (Тимур; 9 апреля 1336, с. Ходжа-Ильгар, совр. Узбекистан – 18 февраля[1] 1405, - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Основатель империи и династии тимуридов, со столицей в Самарканде. Предок Бабура – основателя Империи Великих Моголов.

"Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке – безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Одиажды, когда он был еще молод и с голоду крадя, кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко, и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ему ногу в бедре пополам, и тут же бросили его как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажила у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железом ногу свою перебитую, - по этой причине и хромал; потому и прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак – хромец; так в переводе с половецкого языка объясняется имя Темир Аксак, которое значит Железный Хромец, ибо, от вещи и дел имя получив, делами своими прозвище себе добыл.

Так и потом, исцелившись от ран, после страшного того избиения, не изменил прежнего злобного нрава, не смирился, не укротился, но только больше испортился: сильнее прошлого и пуще прежнего стал он лютым разбойником. А потом к нему пристали молодцы лихие, мужи свирепые, всякие злые люди, похожие на него, такие же разбойники и грабители – и стало их очень много. И когда стало их числом до ста, назвали его своим атаманом; а когда стало их числом до тысячи, тогда уже князем его звали; а когда они сильно умножились, больше числом стали, многие земли попленили, многие города и царства захватили, тогда и царем своим его нарекли.

И этот Темир Аксак начал многие войны затевать и частые битвы, многих побед добился, многих неприятелей одолел, много городов разрушил, многих людей загубил, многие страны и земли покорил, многие государства и народы пленил, многие княжества и царства покорил себе; царя турецкого Крещения пленил, а его царство захватил. А вот и названия тем землям и царствам, которые покорил Темир Аксак: Чагатай, Хоросан, Голустан, Китай, Синяя Орда, Шираз, Исфаган, Орначь, Гилянь-Сиз, Шебран, Шемаху, Сивас, Арзрум, Тифлис, Тавриз, Гурзустан, Грузию, Багдад, Темир-Кабы, иначе сказать Железные Ворота, и Ассирию, и Вавилонское царство, где был Навуходоносор, который пленил Иерусалим и трех отроков-Ананию, Азария, Мисаила и Даниила-пророка, и город Севастию, где было замучено сорок святых мучеников, и Армению, где был святой Григорий, епископ великой Армении, и Дамаск великий, и Сарай великий – вот названия тех земель, и тех городов, и тех государств, над которыми царствовал Темир Аксак; со всех тех земель дани и оброки дают ему, во всем ему повинуясь.

Он ведь на частые битвы ходил, и они с ним повсюду, волю его творя, многие страны завоевали; царя Крещения турецкого в клетке железной возил с собою, того ради, чтобы видели все страны таковую его славу и силу, – безбожного врага и гонителя.

Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своем и на Русскую землю – полонить ее; как и прежде того, когда за грехи попустил это Бог, полонил царь Батый Русскую землю, – так и гордый и свирепый Темир Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.
 



Справка: Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan) (?-1406) – хан Золотой Орды (c 1380) и Тюменского ханства (с 1400[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингис-хана.

 



(тут Тохтамыш вообще пож не на монгола а на Стеньку Разина!)

 



"И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил.

Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан.

Благоверный же и христолюбивый великий князь Василий Дмитриевич, самодержец Русской земли, прослышал о замышлении на православную веру того безверного, свирепого и страшного мучителя и губителя Аксака Темира-царя; боголюбивый великий князь Василий Дмитриевич, руки к небу вздымая, со слезами молился, говоря:

"Создатель и заступник наш, Господи, Господи, посмотри из святого жилища твоего, взгляни – и смири того варвара и сущих с ним, дерзнувших хулить святое великое имя твое и Пречистой всенепорочной твоей матери! Заступник наш, Господи, пусть не скажет варвар: "Где же Бог их?" – ибо ты наш Бог, который гордым противится! Поднимись, Господи, на помощь рабам твоим, на смиренных рабов своих посмотри! Не допусти, Господи, этого проклятого врага поносить нас, ибо сила твоя ни с чем не сравнима и царство твое нерушимо! Вслушайся в речи варвара этого, избавь нас и град наш от проклятого и безбожного царя Темир Аксака".

И послал князь великий Василий Дмитриевич весть к отцу своему духовному, боголюбивому архиепископу Киприану, митрополиту киевскому и всея Руси, чтобы народу велел поститься и молиться, с усердием и со слезами к Богу взывать. Преосвященный же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ от господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, призвал к себе всех архимандритов и игуменов и повелел им петь по городу всюду молебны, а детям их духовным велел наказать, чтобы соблюдали пост, молитву, и покаянье ото всей души. Сам же преосвященный Киприан-митрополит, также каждый день призывая к себе благоверных князей, благочестивых княгинь и всех властителей и воевод, постоянно наказывал им, поучая; сам же Киприан-митрополит во все дни и часы из церкви не выходил, вознося молитвы Богу за князя и за народ.

Также повелел князь наместникам своим, и властителям, и господским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении царствующего града, когда сохранила Пречистая Владычица наша Богородица стольный город от нашествия язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой Пречистой Владычицы нашей Богородицы.
 



Боголюбивый же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, послал в старый и славный город Владимир за иконой Пречистой Владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви святой Богородицы, что во Владимире.

Протопоп посоветовался со служителями, Пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву, из опасения перед Темир Аксаком татарским, который, как слышали мы бывало в сказаньях, был где-то там, далеко, где солнце восходит, а ныне уж тут, при дверях, приблизился – и готовится, изостряется на нас сильно.

И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения Владычицы нашей Богородицы, присной девы Марии, вышли на проводы чудесной иконы, которую проводили с честью, с верою и любовью, с ужасом и томлением, с плачем, далеко за город, и в великой вере многие слезы проливали.

Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу, и встретил ее с честью Киприан-митрополит с епископами и архимандритами, с игуменом и дьяконами, со всеми служителями и причтом церковным, с монахами и монахинями, с благоверными князьями, с благоверными княгинями, и с боярами, и с боярынями, мужчины и женщины, юноши, девы и старцы с подростками, дети, младенцы, сироты и вдовы, нищие и убогие, всякого возраста мужи и жены, от мала и до велика, все многое множество народа бесчисленного, и люди с крестами и с иконами, с евангелиями и со свечами, и с лампадами, с псалмами и с песнями и пеньем духовным, а лучше сказать – все в слезах, от мала и до велика, и не сыскать человека не плачущего, но все с молитвой и плачем, все со вздохами неумолчными рыданьем, в благодарности руки воздевая к небу, все молились святой Богородице, восклицая и говоря: "О всесвятая Владычица Богородица!

Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого Темир Аксака-царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов, избавь нас от пленения врагами, от огня, и меча, и внезапной смерти, и от теперь охватившей нас скорби, и от печали, нашедшей на нас ныне, от сегодняшнего гнева, и бед, и забот, от предстоящих нам всем искушений избавь, Богородица, своими спасительными молитвами к сыну своему и Богу нашему, который своим пришествием уже нас спасал, нищих и убогих, скорбящих и печальных; умилосердись,

Госпожа, о скорбящих рабах твоих, на тебя надеясь, мы не погибнем, но избудем тобою наших врагов; не предавай нас, заступница наша и наша надежда, в руки врагам-татарам, но избавь нас от врагов наших, враждебных советы расстрой и козни их разрушь; в годину скорби нашей нынешней, нашедшей на нас, будь верной заступницей и помощницей, чтобы, от нынешней беды избавленные тобою, благодарно мы воскричали: "Радуйся, заступница наша безмерная!"

Так по божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю.

Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому!

В тот самый день, как принесли икону Пречистой Богородицы из Владимира в Москву, – в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в сердце его и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратились без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал.

Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и Пречистой своей матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте.


Так же в древности при Иезекии-царе и при Исайе-пророке Сеннахирим, царь ассирийский, пришел на Иерусалим войною, весьма похваляясь в гордыне своей и на Бога-вседержителя богохульные слова вознося; царь же Иезекия тогда болел, но хоть и болен был, помолился Богу слезно вместе с пророком Исайей и со всеми людьми; услышал Бог молитву их и, ради угодного ему Давида, послал Бог ангела своего, думаю я – великого архангела Михаила, – и тотчас в ту ночь ангел ГосподенЬ убил из войска ассирийского сто и восемьдесят и пять тысяч; когда поднялись наутро, увидели мертвые трупы лежащие. А царь ассирийский Сеннахирим испугался ужасно и устрашился, с остатками войска быстро бежал в Ниневию-город, где вскоре своими детьми был убит и так умер

Ведь как тогда при Сеннахириме было, так и теперь при Темир Аксаке, один ведь Бог и тогда и теперь, одна благодать Божия истекает тогда и ныне. Ибо милостив Бог и силен, может все, что хочет, и милостив к нам, ибо избавил нас от рук враждебных татар, избавил нас от битвы, и от меча, и от кровопролития: мощной десницей своей разогнал врагов наших, сынов Агари, рукою твердою, рукою крепкою устрашил ты сынов Измайловых; не наши воеводы прогнали Темир Аксака, не наши войска устрашили его, но силой незримой напал на него страх и трепет, страхом Божьим он устрашился, гневом Божьим изгнан был, и без добычи ушел прочь из Русской земли, отступив туда, откуда пришел, земли Русской едва коснувшись, - не надругался, не обездолил, не повредил ей ничем, но ушел без оглядки. Мы поднялись и стали открыто, он же, принизясь, исчез; мы ожили и исцелели, ибо помощь нам дал Господь, сотворивший небо и землю.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, услышав об уходе проклятого и зловерного царя Темир Аксака, возвратился снова во владения свои, в город Москву, и встретил его боголюбпвый Киприан, митрополит киевский и всея Руси, с крестами и с иконами, с архидьяконами и с архимандритами, с игуменами, с попами и с дьяконами, и весь народ христианский с радостью великою.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, и святитель, и все люди со слезами руки к небу вздымали и благодарность возносили, говоря: "Десница твоя, о Господи, прославилась твердостью, правая твоя, Господи, рука сокрушила врагов, и величием славы твоей стер ты противников наших", – ибо безумный Темир Аксак, со множеством бесчисленных войск прийдя, с позором ушел.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, войдя в храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы, увидел чудотворную икону Пречистой Владычицы нашей Богородицы Владимирской; упав сердечно пред ликом святой иконы, пролил слезы умильные из очей своих и говорил:

"Благодарю тебя, Госпожа Пречистая, пренепорочная Владычица наша Богородица, христианам державная помощница, что нам защиту и твердость показала; избавила ты, Госпожа, нас и город наш от зловерного царя Темир Аксака".

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич и боголюбивый архиепископ Киприан, митрополит киевский и всея Руси, повелели вскоре на том месте, где встречали чудотворную икону Пречистой Богородицы, поставить церковь во имя Пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости Божьей, чтобы не забыли люди дел Божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь, и поведено тут было жить игумену и братии.

И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. Мы же, грешные слуги Христовы, слышав об этом чуде Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой его матери Богородицы, решили все это записать во славу имени Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой его матери, Владычицы нашей Богородицы, заступницы народа христианского. Ее молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас ныне и присно и во веки веков. Аминь"

Но, первый вывод мы уже можем сделать. Основываясь на первоисточнике;

"Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому!

В тот самый день, как принесли икону Пречистой Богородицы из Владимира в Москву, – в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в сердце его и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратились без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал.

Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и Пречистой своей матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте".

Мы можем сказать, что 26 августа 1395 г. у Тамерлана, не было никакого видения грозной Светоносной Девы Мари с сонмом святых.

И Тамерлан никогда не произносил: "Итак, мы не одолеем земли русской!" и не повернул он со своими войсками назад в Орду, а взяв г. Елец и все окрестные населеные пункты, выжег и, уничтожив все что мог, и двинул свои войска в Крым где захватил крепость г. Кафу, оттуда он двинул свои войска г. Тане (нынешнему г. Азове) взял его и, пленив все местное население двинулся, к столице Золотой Орды городу Сарай Берке.


Но, обо всем этом мы поговорим в следующей части, поскольку на примере "Повести о Темир Аксаке", мы покажем как сами русские церковные историки с давних пор, еще до вошествия на престом Дмитрия Второго (Дмитрия Анатолиевича Медведева) искажают историю России, переписывая ее в угодном им свете.

А ведь если бы не два похода Тимура на Тохтамыша и его войны с набиравшими силу турками, неизвестно когда бы в Московии закончилось пресловутое "Монголо-татарское иго". Но именно походы Тамерлана глубоко потрясла тогдашний мир и итогом этой эпохи, явилось окончательное крушение Византии и зарождение нового центра православия в Московской Руси! Поэтому Тимур заслужил не поругание в русском Православии, а по крайней мере, установки памятника в Москве конечно в исполнении все того же скульптора Церетели!

(конец ч.2)
 

 

20 December 2010

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет