РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Икона Божией Матери "Огневидная" ч.2

20571 просмотр

Зарождение культа иконы "Огневидная"

 ч.2

В этой части мы уважаемый читатель займемся дальнейшим исследованием становления культа Иконы Божией Матери "Огневидная" в России.

Почему только в России?

А потому, что нигде больше о такой "чудотворной иконе" православным христианам ничего не известно.

При этом, как мы уже знаем, официальный историки "приписанные" к РПЦ МП можно сказать, в этом сложном случае, самоустранились от изучения этого вопроса.

"Мол, дело это давнее и все порыто мраком..." А Вы православные верьте, что все оно так и было...

"Относительно времени и места явления Огневидной иконы Божией Матери никаких сведений не сохранилось. Пресвятая Богородица на этой иконе изображена одна, без Младенца Иисуса".

Но это совсем так. И если попытаться вникнуть даже в широко доступные исторические данные и их проанализировать, то можно описать историю становления культа этой иконы вот таким образом.

Первый источник сведений, выводящий нас на правильную дорогу в нашем поиске, был найден в книге называемой "Святцами", изданной еще в 1815 г. в Свято Успенской Почаевской Лавре (г. Почаеве) где указывается, что год ее явления припадает аж на 845 г.
 



Но, "Святцы" это по народному, а сама книга называлась "Месяцеслов".

Справка: Месяцеслов (ошибочная калька с греч. menologion; -logion от 'собирать', а не от logos 'слово', аналогично часослов, молитвослов) или святцы – церковный календарь с указанием памятей святых и круга церковных праздников. В православии входит в состав таких богослужебных книг, как служебник и типикон; может содержать также указания на особенности богослужения в тот или иной день. И там, за 10 февраля есть такая вот запись:

"10 февраля. Святого мученика Харлампия. И явление иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Огневидная, в лето 6353".

Как видим, мы имеем дело очевидно с одной и древних икон.

В других источниках так же можно прочесть вот такое "паспортное" описание нашей иконы.

"На иконе Богородица изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону, погруженной в молитву.

Самая примечательная особенность образа – цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо, это и послужило поводом к наименованию иконы "Огневидною
".

Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона: "Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай".

Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей России".

Но повторяю, что это мнение частного лица, о его личном восприятии данной иконы.

Автору, так же удалось найти и две фотографии данной иконы, сделанные с оригиналов хранящихся еще слава Богу в музеях Российской Федерации, которые относятся к самые "древним" по дате своего написания.

 



Икона Божией Матери Огневидная

Россия, XVIII век

и

 



Огневидная икона Божией Матери

Россия. Ветка, середина XIXв.

Сусальное золото, темпера, дерево, левкас, 21,5Х17,5 см.

Давайте внимательно посмотрим на эти изображения. Это очень важно в нашем исследовании.

Так же, нам в исследовании истории этой иконы не обойтись и без выяснения важного вопроса:

"К какому типу икон она относится?".

И поиски ответа, на этот вопрос окончательно вывели нас на правильный путь, потому как тип данной иконы, классифицируется как "Агиосоритисса (с греч. Заступница) ".

Причем Богородица изображается обращенную вправо и держащую бумажный свиток в руке.

А это не просто листочек, это список просьб Богоматери перед Христом.

Но этого важной детали нет на русских иконах. Где мы видим только подгрудный рисунок (образ) Богоматери.

Но, вот на ранних иконах этого типа Богоматерь всегда изображается в полный рост и с листом в руках.

Так же интересно и само название данного типа икон.

Оно происходит от названия часовни греч. (Агиа Сорос – святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе. К сожалению, до нашего времени этот храм не сохранился. Вот что в отношении его судьбы можно найти в энциклопедиях.

"Храм Богоматери Халкопратийской - одно из важнейших богородичных святилищ Константинополя, построенное в середине V века при попечительстве старшей сестры императора Феодосия II (402 – 450 гг.) августы Пульхерии в квартале медников (халкопратов) в ста пятидесяти метрах от храма Святой Софии.

Храм служил местом хранения ряда святынь, в том числе Пояса Богородицы. Первоначально здание было чуть больше часовни.

Тут мы сделаем небольшое отступление и расскажем историю "Пояса Богородицы", поскольку ее история напрямую связана с историей иконы Агиосоритисса, от которой ведет свое начало и икона Божией Матери "Огневидная".

"Пояс Пресвятой Богородицы" – христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии.

В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование – "Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы", совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю).

Предание из Менологии Василия II рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколение в поколение.

При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь.

Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886-912 годы) и нашли Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения – 31 августа.

Димитрий Ростовский так описывает причину и обстоятельства вскрытия ковчега:

"супруга его Зоя была мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на неё будет возложен пояс Пресвятой Богородицы.

О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не повреждённым от времени; все облобызали его с благоговением. И как только патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.- Димитрий Ростовский. Жития святых (31 августа)
 



Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

После этих событий патриарх Евфимий составил Слово в честь торжества нового обретения пояса, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком "малый праздник) ".

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:

монастырь Ватопед (Афон) – дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.

монастырь Троодитисса (Кипр)

Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) – часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV.

В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.

В этом случае мы видим хорошую иллюстрацию общей "беды" всех христианских церквей, когда как безвозвратно утраченные христианские реликвии имеют в последующем тенденцию на свое массовое размножение, через определенный период времени...

Но вернемся к истории Храма Богоматери Халкопратийской.



Позже, здание перестроенное императором Василием I (866 – 886 гг.), стало представлять собой трехнефную базилику с трехгранной апсидой без приалтарных помещений, однако в здании имелись дополнительные проемы, обращенные к Святой Софии и Большому дворцу.

На северо-западном краю атриума располагалось шестигранная пристройка, служившая, вероятно, баптистерием.

Перед апсидой имелась маленькая крестообразная крипта с лестницей на восток.

Неизвестно какая реликвия там хранилась, поскольку Пояс Богородицы помещался в реликварии на самом алтаре, над криптой. Храм Богоматери Халкопратийской и Святая София имели единый причт.

Причем сохранились в византийских документах данные, что хотя икона Агиосоритисса и хранилась в Константинополе, но была туда привезена привезённая в V в. из Иерусалима

После падения Константинополя в 1453 году, храм был почти полностью разрушен, а строительный материал использован турками для возведения близлежащих зданий: мечети, школы и жилых домов. Тогда же очевидно погиб и оригинал иконы "Агиосоритисса" привезенный из Иерусалима.

Но, за время нахождения иконы в Константинополе, с нее были сделаны многочисленные копии (списки) которые и получили распространения в Греции и других территориях подпадающих под власть Константинопольского патриарха, в том числе такие иконы попали Московскую Русь.
 



Вот изображение самого древнего" из сохранившихся "списка" иконы этого типа.

Агиосоритисса. Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века

И на этом так сказать близком к оригиналу "списке) мы видим, это тип икон, на которой из деисусного чина иконостаса – изображается только Богородица без Младенца.

Причем не всегда, даже в самой Византии или в последующем в Греции эти списки точно воспроизводили оригинал иконы.

Так появились и другие типы икон схожие с Агиосоритисса.
 



Это в первую очередь икона Святорачица, Халкопратийская – один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

К числу самых ранних изображений "Агиосоритисса" относятся утраченная ныне мозаика сев. стены бокового нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.;
 



Сам же "Эпитет" Богородицы "Агиосоритисса" впервые встречается на печатях ок. 1040 г. и на монетах ХII в. времени Мануила I Комнина.
 



Но, в отличие от Византии, в греческой традиции подобные иконы именуются как Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении), этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописи получил название Боголюбская
 



Дата ее появления:1155 год (и названа она по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на воздухе Христу.

Подлинная икона Боголюбская", находящаяся во Владимире, считается чудотворной.

На таких иконах "восстанавливается" деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу.

К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах.

На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.
 



Теперь зная все перипетии появления в России икон типа "Огневидная" мы можем сделать и свои выводы.

1.Икона Божией Матери "Огневидная" отличается от своего древнейшего прототипа Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века, поскольку византийская икона не имеет примечательная особенность образа – цвет.

Богоматерь там изображается обычными красками, а вот на русском вариантах она уже изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета, что очевидно является не требованием канона, фантазией безвестных русских иконописцев.

2. На византийских списках данной иконы Богоматерь изображается обращенной вправо, а на русских иконах она зачастую обращена влево.
 



3. Сам культ иконы Божией Матери "Огневидная" возник на территории тогдашней Российской империи не ранее 18 века. При чем, он не был распространён на территории нынешней Украины и Белоруссии.

4. Почитание Культа иконы Божией Матери "Огневидная" с привязкой дня ее чествования, к дню, ежегодного празднования 23 февраля -"Дню защитника отчества" так же является современным и искусственно насаждаемым явлением (догмой) со стороны отдельных иерархов РПЦ МП.

А если уж и говорить о 23 февраля, то можно говорить только о чествовании Святого мученика Харлампия.

Но он уж точно не имеет никакого отношения к "российскому "Дню защитника отечества".

Вот для самых любознательных его "Житие"



Священномученик Харлампий, был епископом в фессалийском городе Магнезии (северо-восточная область Греции), принял мученическую кончину за Христа в царствование нечестивого Римского императора Севера в 202 году.

Святой Харлампий, нaстaвлял людей на путь спасения и, поучал их слову Божию. Весть о его проповедях дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по их распоряжению святого схватили и привели на суд, где он твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву языческим богам.

Несмотря на преклонный возраст епископа (113 лет), его подвергли бесчеловечным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой Харлампий при этом обращался к мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!"

Видя терпение и полное незлобие старца, воины – Порфирий и Ваптос открыто исповедали веру во Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харлампия три женщины также стали прославлять Христа, и немедленно были замучены.

Разгневанный военачальник сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель Лукиан плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад.

Тогда Лукий стал умолять святого страдальца о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей эти чудесных исцелений уверовали во Христа.

А военачальник Лукий, припал к ногам святого старца, прося прощения.

Правитель Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харлампия к себе, что войны и исполнили с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.

Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он оставался невредим.

Кроме того, по его молитвам стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ в великом множестве стал исповедовать Христа Спасителя.

И даже сам царь удивлялся, видя такие чудеса. Во Христа уверовала дочь императора Галина, она дважды сокрушила идолов в языческом храме.

По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, но из неё вышло пламя, и опалило мучителей.

Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью.

Господь разгневался и поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз.

Император, устрашенный такими знамениями поколебался было в своем нечестии, но вскоре он опять впал в заблуждение и снова приказал мучить святого, и наконец, осудил его на усечение мечом.

Во время своей последней молитвы развезлись небеса и к нему сошел Спаситель со множеством ангелов.

Святой Харлампий просил Его даровать месту тому, где будут почивать его мощи и почитаться его память, там не будет ни голода, ни мора, а мир, плодородие, и изобилие плодов, а людям – грехов прощение и спасение. Господь обещал исполнить прошение святого и восшел на небеса, окруженный ангелами, унося с Собой душу священномученика Харлампия, который принял, по Божией милости, кончину мирную до казни. Дочь императора Севера – Галина погребла тело мученика с великой честью.

Левая рука священномученика Харлампия епископа города Магнезии много лет хранится в Греции, в монастыре Мега Спилеон. А его честная глава находится в одном из Метеорских монастырей.

Память священномученика Харлампия Церковь празднует – 23 февраля по новому стилю / 10 февраля по старому стилю. Молятся ему об исцелении от разных недугов и болезней, от скоропостижной и внезапной смерти, а также о плодородии земли".

Ну что ж уважаемый читатель! Как видим автор данного "Жития" был не лишен ни литературного творческого дара, ни богатой фантазии!

Особенно фантазии, ибо если заняться перепроверкой фактов приведенных в "Житие", то получается вот такая история.

Полная и правдивая биография римского императора Лоция Септимия Севера изложена здесь (http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/septimistver.html)

Я рекомендую всем (особенно тем, кто видел современный фильм "Гладиатор" и хочет больше узнать о тех событиях) ознакомится с жизнь выдающегося исторического деятеля. Говорят, что он незадолго до кончины, окидывая мысленным взором весь пройденный им жизненный путь, он сказал:

"Я был всем, и все это ни к чему".

А из биографии Луция Септимия Севера мы узнаем, что у него было два сына и не было никакой дочери Галины!

Вот тут изложена полная биография его жены Юлии Домны

http://ru.wikipedia.org/wiki/Юлия_Домна
 



А поводу встречи императора Луция Септимия Севера с будущим священномученик Харлампием в 202 году то мы точно знаем, что император Север в это время был в военном походе в Иудею (Палестине или Израиле по официальному) а Харлампий был в это время эпископом фессалийского города Магнезии (это северо-восточная область Греции находящаяся за 1000 миль от Иерусалима)!

Что касается Луция Септимия Севера, то о нем известно, что во время этого похода он утвердил много прав за жителями Палестины, но под страхом тяжелого наказания запретил обращение римских граждан в иудейство и христианство.

В этом 202 г. в Антиохии, он утвердил себя и старшего сына консулами на этот год и отправился в Александрию.

Порядок управления Египтом, не менявшийся со времен Цезаря, он изменил, даровав александрийцам много прав и, в частности, разрешил им иметь свой совет.

Впоследствии Север всегда говорил, что это путешествие было для него приятным и благодаря поклонению Серапису, ознакомлению с древностями и необычности природы тех мест.

Действительно, он тщательно осмотрел и Мемфис, и статую Мемнона, и пирамиды, и лабиринт.

Но, ни каких таких гонениях на христиан биографы Луция Септи́мия Севера не сообщают, хотя если поверить тому, что описанному в "Житии" Харлампия, то его встреча с императором Севером, была одним из выдающихся событий всего его правления!

Ну как же! Давайте вместе еще раз перечитает отрывок с "Жития"!

"Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он оставался невредим.

Кроме того, по его молитвам стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ в великом множестве стал исповедовать Христа Спасителя.

И даже сам царь удивлялся, видя такие чудеса. Во Христа уверовала дочь императора Галина, она дважды сокрушила идолов в языческом храме.

По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, но из неё вышло пламя, и опалило мучителей.

Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью.

Господь разгневался и поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз.

Император устрашенный такими знамениями поколебался было в своем нечестии, но вскоре он опять впал в заблуждение и снова приказал мучить святого, и наконец, осудил его на усечение мечом.

Во время своей последней молитвы развезлись небеса и к нему сошел Спаситель со множеством ангелов..."


Но, когда надо найти грехи, на каком ни будь из исторических противников христианства то церковные историки и богословы могут, "покопавшись" по разным историческим хроникам, попытаться собрать компромат.

Один из таких материалов я и предоставляю для ознакомления своему читателю.

"Гонения при Септимии Севере" (http://www.moykrest.ru/evangelie/iii.html#axzz1E1OoshLb)

"В начале III века царствующему императору Септимию Северу удалось положить конец серии гражданских войн, ослабивших империю. Но управлять такой обширной и непокорной территорией все равно было трудно.

"Варвары", жившие за Рейном и Дунаем, оставались постоянной угрозой. Внутри самой империи были группы инакомыслящих, и сохранялась опасность, что какой-нибудь легион взбунтуется и провозгласит своего императора, спровоцировав тем самым новую гражданскую войну.

Перед лицом таких трудностей император пришел к необходимости добиться религиозного согласия и единства на всей территории и начал проводить политику синкретизма.

Он хотел объединить всех своих подданных в поклонении Sol invictus – Непобедимому солнцу – и связать этим поклонением все существовавшие религиозные и философские течения.

Допускались все боги при условии признания Солнца, царствующего над всем.


Вскоре эта политика столкнулась с упорным сопротивлением двух групп, отказывавшихся принять синкретизм: иудеев и христиан.

Тогда Септимий Север решил остановить распространение этих двух религий и под страхом смертной казни запретил обращение в христианство и в иудаизм. Так гибельные для христиан последствия законодательства Траяна дополнились этой новой угрозой.

Прямым результатом такой политики было усиление гонений на местах, которые проводились и во II веке, но теперь к ним добавились целенаправленные преследования новообращенных и их учителей.

Таким образом, 202 год, когда вышел эдикт Септимия Севера, стал важной вехой в истории гонений. Согласно одному из преданий, именно в этом году мученически погиб Ириней.

Тогда же в Александрии была казнена группа христиан, в которую входил отец Оригена. Поскольку Климент был известным христианским учителем в этом городе, а императорский эдикт был в первую очередь направлен против тех, кто приводил новообращенных, ему пришлось искать убежища в местах, где его знали меньше".

Но, ни слова исторические хроники не содержат сведения о таком выдающемся великомученике как "святой" Харлампий!

И, что лично император Север встречался с Харлампием, его лично пытал и приказал потом убить!


Но, созданная в Православной церкви легенда о святом великомученике Харлампии жива и до сих пор активно используется в той же РПЦ МП, но уже в целях своего обогащения. Вот пример.

"Уникальный Дар Священномученика Харлампия..."

http://rkpm.ru/content/view/799/15/

Возвращаясь же к истории Иконы Божией Матери "Огневидная" в заключение надо сказать, что культ этой иконы возник сравнительно недавно, очевидно после событий 1812-1814 годов, когда Российская империя вела войну с Францией.

И так тихо-мирно, культ иконы существовал аж до 1917 года, когда Российская империя под влиянием внутреннего восстания большевиков пала.

А вслед за ней, вскоре была практически полностью ликвидирована в России и Русская православная церковь. Их место заняли "обновленцы"

Справка: Обновленчество (также Обновленческий раскол, Живая Церковь, живоцерковничество; официальное самоназвание – Православная Российская Церковь; позднее – Православная Церковь в СССР) – движение в российском христианстве, возникшее после Февральской революции 1917.

Декларировало цель "обновления Церкви": демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.
 



С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией (второй такой организацией в 1926 года стал Временный Высший Церковный Совет), в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей.

В период наибольшего влияния – в середине 1920-х годов – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

К 1946 году под давлением властей само ликвидировалось, влившись в состав легализованного Московского Патриархата.

И вот с подачи священников из среды "обновленцев" сама Икона Божией Матери "Огневидная" из за своего ало-красного цвета и стала аллегорически связывается с отмечаемом в СССР с 1922-года "23 февраля Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота!

И тогда слова о том, что "Может быть, потому и нет у нее Младенца Иисуса на руках, что Богоматерь готова принять в объятия всех, опаленных огнем русской истории, павших за Россию" кажутся уместными, хотя и никак не соответствуют "кануну этой иконы.
 



Ведь младенца на руках у Богоматери нет потому, что она как раз лично обращается к своему уже взрослому сыну Христу с письменным ходатайством за христиан...

 

 Комментарии

Комментариев нет