ч.1-1
"Амулет" и "Талисман"
Приступая к
рассмотрения теоретических основ лежащих в основах понятий "амулет" и "талисман"
мы уважаемый читатель для получения достоверного ответа, вначале должны
поставить перед собой три важных вопроса, на которые по ходу изложения материала
и дать общий ответ. Вот эти вопросы:
Как же современная наука определяет
для нас понятия "Амулета" и "Талисмана"?
Это разные магические предметы
или это одно и то же?
Или "Талисман" все же есть разновидность
"Амулета"?
И тут, чтобы во всем разобраться, нам снова не обойтись без
изучения истории и теории вопроса, ибо основу той или иной научной теории опять
составляют "термины" и "определения". Которые зачастую авторы "теорий", и сами
создают, чтобы восполнить научные пробелы и обосновать с их помощью свои научные
идеи.
Вот такой замкнутый круг.
И чтобы нам выйти из него надо
ознакомимся с существующими определениями поднятий "амулет" и "талисман". И
начнем мы с того, как в XIX официальная наука описывала эти
понятия.
Начнем с "АМУЛЕТА".
Для этого открываем "Энциклопедический
словарь Брокгауза и Эфрона" и читаем соответствующую статью.
(текст
статьи, будет сопровождаться авторскими комментариям и дополнением для
разъяснения малознакомых современному читателю имен и понятий)
"Амулет
- вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр.
камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от
болезней, чар, ран и других несчастий.
В первый раз А. упоминается у
Плиния и означает средство против яда".
Справка: Пли́ний Старший - под этим
именем известен Гай Плиний Секунд (лат. Gaius Plinius Secundus) (23 г. н. э. –
25 августа 79 г. н. э.) – римский писатель-эрудит, автор "Естественной истории".
Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния
Младшего.
Плиний Старший был человек необыкновенного трудолюбия. Не было
такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий; не было такого
времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать
заметки.
Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после
обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он
считал потерянным всякий час, не посвященный умственным
занятиям.
Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению
Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь
какой-либо пользы.
Но вернемся к понятию
"АМУЛЕТ".
"Производят слово это – различно: по одному мнению, оно
происхождения лат. (от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому,
более основательному, – арабского (hamala, носить) и перешло к нам, как и
выражающее то же понятие слово "талисман" (см. это сл.), от
арабов.
Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму
скарабея
Справка: Священный скарабей (лат.
Scarabaeus sacer) – вид жуков рода Скарабеи, семейства
Пластинчатоусые.
Скарабей – один из самых почитаемых символов Древнего
Египта.
Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому,
как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия
для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с
востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет.
Считалось, что все мелкие животные рождаются из
плодородного ила Нила, и только скарабей рождается из песков пустыни.
В
Египетской мифологии скарабей почитался, как священное животное богов Солнца и
считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной
жизни.
Движение скарабея с шариком навоза с востока
на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе. Египтяне
отождествляли скарабея с таинством сотворения светила и изображали египетского
бога Хепри – творца мира и человека – с головой скарабея.
Изображения священного скарабея встречаются в
росписи гробниц, на папирусах. Сохранились ювелирные украшения и
скульптуры,
изображающие скарабеев. В храмовом комплексе Карнак недалеко
от Луксора сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. В виде
изображения скарабея часто изготавливались печати, многочисленные магические
предметы и амулеты.
Иначе обстояло дело с "амулетами" у
иудеев.
"Ветхий Завет строжайшим образом запретил употребление таких
волшебных средств, но все-таки у евреев как наследие язычества встречаются. А, в
виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков
отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми
женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке, и т.
д.
Тем не менее и иудеи не обошлись без "амулетов" их роль стали играть
другие предметы, (своего рода замаскированные амулеты) – "Цитит" и
"Тфелим".
"Цицит же или тфилим, то есть кожаные
квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи
возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их
назначение напоминать о заповедях Божьих.
У греков (были похожие
амулеты-автор) симпатическое предохранительное средство называлось вообще
филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении".
"Но, тут
надо уточнить, что филактерион это греческое название все того же иудейского"
"тфилима" хранилища – в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки, в которые
вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие
места Священного Писания: Исх 13.1-10; 13.11-16; Втор 6.4-9;
11.13-21."
"Эти коробочки на основании Исх 13.9; Втор 6.8; 11.18 фарисеи
навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на
руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями.
Длина ремней
должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а
ручной – мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца
и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета, и сделано
евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь
день".
А в завершение рассказа о тфилине, я хочу предложить читателю
вернутся из Древней Иудеии в наше время. Для чего предложить на суд читателя
один любопытный сюжет.
Так сказать в порядке лирического отступления.
Потому, что я как автор терзаюсь смутными сомнениями и нуждаюсь во мнение
читателя по этому вопросу.
Посмотрите на эти фото.
На одной
из них Леонид Макарович Кравчук
В 1988-1990 годы – заведующий идеологическим
отделом, секретарь ЦК КПУ.
Первый президент Украины в 1991-1994
годах
А на втором фото "неизвестное автору лицо". Но, имеющее
удивительное сходство с Л. М. Кравчуком!
Но, повторяю, что это может быть, и совершено
постороннее лицо. Так сказать эфирный двойник!
Но, вот, что странно! Уж
очень много появилось подобных "двойников" в современной истории Украины и все,
почему то занимали должности президентов Украины!
И все "двойники" свято
чтут иудейские амулеты. Так может в чем, то и прав был автор вот этой
нелицеприятной
информации.
http://ssb574mk.flyfolder.ru/topic36.html
Но, оставим украинскую политику. Что, с нее
взять молодо-зелено. А кто в молодости не ошибался?
И возвращаемся к теме
нашего повествования.
"В большом почете у иудеев так же находился и
аметист, который носили в перстнях".
Справка: "Аметист – прозрачная разновидность
кварца в основном пурпурного цвета.
Фиолетовые оттенки этого символа
силы, уверенности и мудрости, сделали его любимым камнем монарших особ разных
стран и эпох.
Древние поверья говорят об аметисте, как о камне,
повышающем интеллект того, кто его носит.
Через века до нас дошли
предания о волшебных свойствах приписываемых аметисту.
Греки и римляне
считали это сильным средством против опьянения.
Считалось, что если
положить камень в рот, а еще лучше проглотить его, то можно выпить сколько
угодно вина и не опьянеть.
Главное чтобы камень был не сильно крупный,
иначе есть шанс не опьянеть больше никогда.:)
Согласно древней греческой
легенде, богиня Диана превратила любимую нимфу Бахуса в аметист.
И
сколько бы старый алкоголик ни поливал ее вином, оживить свою любовь ему не
удалось.
Отсюда и одно из названий аметиста – камень Бахуса. Согласно
восточному гороскопу, этот камень подходит людям, родившимся в
феврале.
"Тот же обычай был у сменивших греков-римлян.
Они
кстати так же "употребляли в качестве амулетов и плитки разных форм из
различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие
разнообразные вещества, которые, по древнеиталийскому обычаю, заключались в
футлярики (bulla) и носились на шнурках на шее. Так сказать римское
"ноу-хау".
"В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от
амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии (тот же
тфилин – автор) и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками
для навешивания, которые, так как слово ίχθύς, то есть рыба, заключает в себе
начальные буквы греческих слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель",
принадлежат к чисто христианским символам".
"Суеверные волшебные средства были всегда
запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были
или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же
иудейско-каббалистического.
Например, так называемые абраксас – амулеты
василидианцев и других гностических сект II-го века после Р. Х., замечательные
монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п.
Справка: Абрасакс или Абраксас или Абракас
- гностический термин. Сумма цифровых значений греческих букв, составляющих
слово, равна числу 365. В системе гностика Василида Абрасакс – глава (архонт)
низших эонов (эманаций Божества), создавших 365 небес. В дальнейшей оккультной
традиции Абрасакс представлялся как египетский бог, демон, дуалистическое
божество, изображался в образе петуха.
Существо с петушиной головой –
эллинистический бог Абрасакс (или Абраксас), которого часто называли Демиургом,
IAO. Ему сопутствует солнечная символика: петух каждое утро возвещающий о
возвращении Солнца – символ возрождения, и хлыст со щитом, с которыми чаще всего
он изображался – символизируют жар полуденного Солнца.
Абрасакса
часто изображали на магических амулетах и геммах эллинистической эпохи;
александрийский гностик Василид называл Абрасакса "Великим Правителем 365 Небес"
и создателем физической Вселенной. Абрасакс принадлежит к категории змееногих
Солярных Божеств, что говорит о ярко выраженном аспекте этого бога.
Таким
образом, Абрасакс, солнечный петух, создатель Этого Мира, символизирует
производительную силу Солнца.
Но, в отличие от Христа, он не связан
напрямую с Высшим Аспектом Солнечного Логоса-Творца.
Абраксас –
мистическое слово, неправильно считается египетским, происхождения скорее
персидского и в таком случае заключает в себе все буквы, употребляемые в пельви
для численного обозначения и в то же время самые первые буквы азбуки этого
языка.
Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого
придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и,
кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей
головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с
двойным крестом внутри.
Подобного рода камни найдены в Азии, Египте,
частью в Испании, куда они вместе с василидовым учением занесены присциллианами,
а затем приняты были всеми магическими и алхимическими сектами и в Средние века
получили широкое распространение в качестве амулетов. Мистическая фигура
видоизменялась самым разнообразным образом и заменялась различными
изображениями, языческими и др., уже ничего общего с гностицизмом не
имеющими".
Продолжение теста статьи их Брокгауза и
Ефрона:
"Часто носили еще куски пергамента с написанными на них
начальными стихами Евангелия Иоанна как предохранительное средство от болезней и
несчастий.
Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею,
церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия, и, наконец,
употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе
IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре.
На Востоке А. еще
теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н.
дурного глаза".
Теперь переходим к современным энциклопедиям и
словарям.
Может за прошедшее столетие наука все же продвинулась
вперед?
"Толковый словарь живого великорусского языка Владимира
Даля"
АМУЛЕТ м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные
арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур;
приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и
пр.
Не густо. Видно, что не интересовался В. Даль амулетами.
Но
берем следующую книгу...
"Большая советская энциклопедия"
Так
сказать, квинтэссенция безбожного материализма с большой примесью утопического
коммунизма.
Амулет
"Амулет (от лат. amuletum), предмет,
которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца
от бедствий, болезни и "злых чар". Вера в силу А. возникла в связи с первобытной
магией и фетишизмом, но сохранилась до наших дней у многих народов как
пережиток.
Даже христианская церковь, осуждая суеверия, продолжает
применять А. под видом нательных крестов и ладанок, якобы оберегающих верующих
от "нечистой силы"
Молодцы! Как ведь не пнуть лишний раз христианскую
церковь, и за дело к стати!!!
Но, времена меняются и появляются новые
энциклопедии, к которым можно причислить и "Википедию"
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Амулет).
На ее данных мы и остановимся
подробнее.
"Амулет (от латинского amuletum – "дающий силу") -
предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье
(энергетическое, таинственное действие) и уберечь от потерь (защитное
действие).
Использование
Амулеты носят на теле (часто как
украшение) или на одежде, помещают в транспортные средства или в жилище, либо
вешают вокруг скота. Они могут быть изготовлены из множества материалов,
благодаря которым носитель должен быть пассивно защищён.
Уже в
первобытном обществе люди увешивали себя остатками убитой ими добычи (зубами и
когтями). Они должны были дать их носителю силу животного.
Амулеты
находят применение в нетрадиционной медицине, в качестве защиты беременных,
против сглаза и в качестве любовных чар. В амулете действует анимистское
представление, что на человека влияют магические силы, противодействовать
которым он может амулетом.
Амулеты известны во всех религиях. С каменного
века использовали раковины или жемчужины и особенные камни, как, например,
янтарь и горный хрусталь.
У арабов амулеты – это маленькие кожаные сумки
с вшитой бумагой, на которую написана сура Корана или магический знак. Подобное
амулету положительное действие имеют в народных верованиях цветные металлы,
особенно медь и латунь.
Амулеты в культуре
Древний
Египет: изображения священного скарабея, узел, глаз Гора
Ассирийцы:
досочки с заклинаниями
Китайцы: монеты с отверстиями, магические формулы
("фу") в тайнописи
Христиане: кресты, символы на культовой одежде,
реликвия, знаки паломников
Древние греки: абаскантон, байтил и Золотое
руно
Германская мифология: дубина Геркулеса, мьёльнир
Индейцы
Северной Америки: мешок с лекарствами
Персы: стеклянные
головки
Государства Магриба: рука Фатимы
Турки: нацар (камень от
сглаза)
Реакция христианской церкви
В Европе христианская
церковь давно высказывалась против суеверия, к которому причислялись также
амулеты. Это, однако, не помешало народной вере в том, чтобы придерживаться
амулетов с христианским отношением.
Даже высокопоставленное духовенство
имело амулеты.
Так, например, в 1295 году в сокровищнице Святого Престола
были зарегистрированы 15 ископаемых останков зубов акул.
Когда 9 февраля
1749 года от апоплексического удара умер архиепископ Ансельм Франц фон Вюрцбург,
всю жизнь выступавший против суеверия и колдовства, на его груди нашли амулет из
латунной жести, на которой были выгравированы пентаграмма и несколько магических
формул.
Но нельзя бороться с тем, что одной рукой преследуешь, а
второй поощряешь...
Так, что как видим, хотя и иносказательно, но
прав был Иисус Христос защищая неизвестную нам женщину...
"...утром опять пришел в храм, и весь народ
шел к Нему.
Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему
женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель!
эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать
таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти
что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом
на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он,
восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё
камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то]
и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до
последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус,
восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: Женщина! Где твои
обвинители? Никто не осудил тебя?
Она отвечала: Никто, Господи. Иисус
сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин.8:2-11)
(конец ч.1-1)
Комментарии
А ведь еще будет и практическая часть!
Вы готовы стать ученицей МАГА?