РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Магические Амулеты и Талисманы ч.3

4808 просмотров

Амулеты и талисманы, изготовленные на основе рунической мантики

 ч.3

Амулеты и талисманы, изготовленные на основе рунической мантики

Прежде чем приступить к изложению основной части этой работы, я хочу предуведомить читателя, что все амулеты и талисманы в МАГИИ делятся на четыре не взаимосвязанных между собой вида.

Во-первых, это амулеты и талисманы изготовленных на основе рунической мантике (от греч. mantike – искусство прорицания).

Затем идут талисманы, и амулеты где используется "ЧИСЛО" как мера всех вещей.

Потом идут личные зодиакальные талисманы.

И завершает наш перечень использования в качестве средств защиты символов карт "ТАРО"

Поэтому и мы начинаем наш рассказ с германо-скандинавских РУН.

§ 1

ОБРЕТЕНИЕ РУН

Еще в "Старшей Эдде" – скандинавском сборнике песен о Богах и Героях можно найти упоминания мистических свойствах рун как амулетов и талисманов в виде оберегов от различных опасностей, обмана, как целебных символов.

В частности обычно оккультной литературе цитируется речь валькирии Сигрдривы
 



(Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина.
 



Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран.

В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу – "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство.

Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда" да еще благодаря музыке немецкого оперного композитора Р. Вагнера.

И вот, что валькирия Сигрдрива поведала своему спасителю Сигурду:

Клену тинга кольчуг

даю я напиток,

исполненный силы

и славы великой;

в нём песни волшбы

и руны целящие,

заклятья благие

и радости руны.

Руны победы,

коль ты к ней стремишься, -

вырежи их

на меча рукояти

и дважды пометь

именем Тюра!

Руны пива

познай, чтоб обман

тебе не был страшен!

Нанеси их на рог,

на руке начертай,

руну Науд – на ногте.

Рог освяти,

опасайся коварства,

лук брось во влагу;

тогда знаю твердо,

что зельем волшебным

тебя не напоят.

Повивальные руны

познай, если хочешь

быть в помощь при родах!

На ладонь нанеси их,

запястья сжимай,

к дисам взывая.

Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай

на носу, на руле

и выжги на веслах, -

пусть грозен прибой

и черны валы, -

невредимым причалишь.

Целебные руны

для врачевания

ты должен познать;

на стволе, что ветви

клонит к востоку,

вырежи их.

Познай руны речи,

если не хочешь,

чтоб мстили тебе!

Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком,

где люди должны

творить правосудье.

Познай руны мысли,

если мудрейшим

хочешь ты стать!

Хрофт разгадал их

и начертал их,

он их измыслил

из влаги такой,

что некогда вытекла

из мозга Хейддраупнира

и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе

в шлеме, с мечом;

тогда голова

Мимира молвила

мудрое слово

и правду сказала,

что руны украсили

щит бога света,

копыто Альсвинна

и Арвака уши

и колесницу

убийцы Хрунгнира,

Слейпнира зубы

и санный подрез,

лапу медведя

и Браги язык,

волчьи когти

и клюв орлиный,

кровавые крылья

и край моста,

ладонь повитухи

и след помогающий,

стекло и золото

и талисманы,

вино и сусло,

скамьи веселья,

железо Гунгнира,

грудь коня Грани,

ноготь норны

и клюв совиный.

Руны разные

все соскоблили,

с медом священным

смешав, разослали, -

у асов одни,

другие у альвов,

у ванов мудрых,

у сынов человечьих.

То руны письма,

повивальные руны,

руны пива

и руны волшбы, -

не перепутай,

не повреди их,

с пользой владей ими;

пользуйся знаньем

до смерти богов!

Теперь выбирай,

коль выбор предложен,

лезвия клен, -

речь иль безмолвье;

решай, а несчастья

судьба уготовит.


Но, написав эти строки, я подумал, что рассказывать современному читателю живущему "... когда космические корабли бороздят просторы Вселенной..." о германо-скандинавских рунах вообще и в частности об их защитных магических свойствах, без самого краткого изложения религиозных и даже космологических взглядов и идей народов, населявших Северную Европу будет не верным.

Ведь РУНЫ ТОЖЕ БЫЛИ ДАРОМ БОГА ОДИНА ЛЮДЯМ!
 



Легенда гласит:

"Чтобы получить знание рун, верховный бог Один принес себя в жертву, пронзив себя копьем и "Пригвоздивший" себя им к дереву (Иггдрасиль) через какое-то время Один случайно обломил девять ветвей (три длинные и шесть коротких), которые и упали на землю, окрашенные кровью его ран.

В узоре упавших на землю рун, затуманенному болью взору Одина и открылось очертание всех 24 рун."
 



Более подробно о Боге Одине можно прочесть вот в этой интересной статье (http://ragnar.ru/tradition/41-odin.html)

Так вот древние германцы и скандинавы жили в своем особом мире. Вернее они обладали знаниями о девяти МИРАХ.

АСГАРД

Асгард – небесная крепость, обиталище Асов.

Один – глава древнескандинавских богов, муж богини Фригг и отец всех других Асов. В Асгарде расположены палаты Одина – Вальгалла, куда вступают павшие в битве герои.

 



В Вальгалле они носят имя "эйнхерии". Валькирии ("избирающие павших") – девы Одина сопровождают павших героев в Вальгаллу и потчуют их там на пиру. Воины пируют в ожидании Последней битвы Рагнарек.

С небес Асгарда на землю (Мидгард) ведет радужный мост Биврест.

 



АЛЬВХЕЙМ

Альвы – природные духи. Различают светлых альвов, дружественных богам и людям, и темных альвов, враждебных, живущих под землей.

Альвхейм – мир светлых альвов.

 



Велунд – властитель светлых альвов.

Великий кузнец, даровал людям искусство ковки. Сковал себе железные крылья, на которых с успехом летает.

И, что для нас особенно важно! Велунд – первый мастер талисманов.

 



С Альвхеймом соотносятся руны Jera и Kenaz.

НИФЛХЕЙМ

Нифлхейм – мир холода и тьмы. Расположен на севере.

Из Кипящего Котла вытекают реки: Свель, Гуннтра, Фьерм, Фимбультуль, Слид и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт. А река Гьелль течет у самых врат Хель.

 



К Нифлхейму тянется третий корень Иггдрасиля, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхегг.

С этим миром соотносят руны Hagalaz и Isa.

ЙОТУНХЕЙМ

Йотунхейм – мир йотунов (инистых великанов), находится на востоке.

Утгард ("внешнее огороженное пространство") – твердыня Йотунхейма.

Появились Йотуны из брызг холодных Эливагара (потому они и жестоки).
 



Один из корней Иггдрасиля протянулся в Йотунхейм. Под тем корнем находится источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллархорн. Один, чтобы напиться воды из источника отдал в залог свой глаз.

Йотуны сильный и мудрый народ. Из Йотунхейма пришли норны. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть.

Великий Один ведет свой род из йотунов.

МИДГАРД

Мидгард – мир людей, срединный мир.

Мидгард создан асами из век Имира, из мозга его были сделаны темные тучи.

 



"Шли сыновья Бора (Один, Вили, Ве) берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей.

Первый дал им жизнь и душу, второй – разум, третий – облик, речь, слух и зрение.

Дали они им одежду и имена: мужчину они нарекли Ясенем, а женщину Ивой.

И вот от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда."

Покровитель рода человеческого – Хеймдаль.

 



"...Есть ас по имени Хеймдаль, его называют белым асом. Он велик и священен.

Он сын девяти дев, и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьерг, у самого моста Биврест. Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать. Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам..."

Хеймдаль протрубит в Гьяллархорн перед началом Рагнарек.

А вот современное состояние вопроса с МИГАРДОМ тоже крайне интересно! Настоятельно рекомендую всем россиянам и не только прочитать вот эту статью.

http://via-midgard.info/news/in_midgard/9259-probuzhdenie-rusichej-probuzhdenie-midgard.html

ВАНАХЕЙМ

Ванахейм – мир ванов.

Ваны – боги, некогда враждовавшие с асами (первая в мире война). "Победа была то за асами, то за ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда и тем и другим это надоело, они назначили встречу для примирения, заключили мир и обменялись заложниками."

К асам заложниками пошли Ньерд, Фрейр и Фрейя. К ванам пошел Хенир.
 



Ваны связаны с силами природы, плодородием. К Ванахейму относят руну Jera (урожай).

МУСПЕЛЬХЕЙМ

Муспельхейм – мир огня. Расположен на юге.

"Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир. Так об этом сказано в "Прорицании вельвы".
 



Из искр, что вылетели из Муспельхейма боги сделали солнце.

ДВАРГХЕЙМ

Дваргхейм – мир двергов. Расположен под землей.

"...сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй – Дурин."

Дверги (Цверги) – искусные ювелиры и кузнецы. Дверги выковали ожерелье Бризингамен для Фрейи, волосы для Сив "из золота, которые росли бы, как настоящие", выковали путы Глейпнир для Фенрира-Волка.

Квасир – карлик, знаменитый своей мудростью. Из его крови, смешанной с медом, был создан мед поэзии.

ХЕЛЬ

Хель – мир холода и смерти, жилище Хель. Мир расположен на север и вниз.
 



"Ангбродой звали одну великаншу из страны великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын Фенрир-Волк, другой – Йормунганд, он же Мировой Змей, а дочь – Хель..."

"Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод ее блюдо, Истощение – ее нож, Лежебока – слуга, Соня – служанка, Напасть – падающая на порог решетка. Одр болезни – постель, Злая Кручина – полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину – цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый."

Словарь имен, названий и терминов,

важных для понимания скандинавской мифологии


Альвис – ("всезнайка"), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора; Тор делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса. дожидаться гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. ("Старшая Эдда", "Речи Альвиса").

Альвы – в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию.

Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" Альвы противопоставляются высшим богам – асам (часто повторяется формула "асы и альвы"), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой – с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической "Песни о Вёлунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Вёлунд называется князем Альвов.

Ангрбода (др.-исл. сулящая горе) (иногда – Ангброда) – великанша, породившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу царства мертвых – Хель.

Андвари ("осторожность") – карлик, обладатель рокового золота. Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад для уплаты выкупа Хрейдмару за убитого сына.

Асгард – ("ограда Асов"), небесная крепость, где живут Асы.

Аск и Эмбля ("ясень" и "ива") – первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и "лишённых судьбы", нашли на берегу моря боги (в "Старшей Эдде" – в песне "Прорицание вёльвы" – это три аса – Один, Лодур, Хёнир, а в "Младшей Эдде" – "сыны Бора", т. е. Один, Вили и Be). Боги их оживили (доделали как людей).

Асы, Азы (др.-исл. aesir) – основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда – обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам – дисам, норнам, валькириям; в "Старшей Эдде" часто встречается формула "асы и альвы", как противопоставление асов – высших богов более низкой категории – духам (альвам). Асы живут в небесном селении Асгарде.

В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги (бог поэзии), Хеймдалль (небесный страж богов), Хёд, Видар (бог лесов), Али (или Вали), Улль (бог охоты), Форсети (хранитель правды), Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магнии Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в "Старшей Эдде" неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один – Локи – Хёнир).

Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов.

"Младшая Эдда" перечисляет также 14 богинь ("асинь"): Фригг, Сага (богиня сказаний), Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив – жена Тора и Идунн (богиня юности) – жена Браги, а также Скади (дочь великана) – жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.
 



Бальдр ("господин") – юный бог из асов. Бальдр – любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.

Согласно мифам ("Старшая Эдда" – "Прорицание Вельвы" и "Сны Бальдра"), юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы); пробуждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрёт от руки слепого бога Хёда.

Фригг взяла клятву со всех вещей я существ – с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, - что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы.

Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра ("Младшая Эдда"). Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрзнгхорни (её удаётся столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Бальдр сожжён в ладье. Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир. Вали ("однодневный" сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра, а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых с целью освобождения Бальдра ("Младшая Эдда").

Хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, во при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра.

Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу – смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.

В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим.

Биврест, Бильрёст ("трясущаяся дорога"), в скандинавской мифологии радуга-мост, соединяющий землю и небо.

У Бивреста находится Химинбьёрг – жилище Хеймдалля сына Одина. Перед концом мира сыны Муспелля переходят этот мост для схватки с богами, и он при этом рушится.

Бор ("рождённый"), в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев – Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В "Старшей Эдде" упоминаются "сыны Бора" как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).

Брисингамён ("ожерелье Брисингов"), в скандинавской мифологии чудесное ожерелье, изготовленное, как и другие сокровища асов, Брисингами (карликами, цвергами); один из главных атрибутов богини Фрейи.

Брисингамён называется также "поясом Брисингов", что, видимо, соответствует первоначальной функции – помощи при родах, отсюда название Фрейи дисой ванов ("Младшая Эдда"), а важнейшая функция дис с этим связана. Локи упрекает Фрейю в том, что она заплатила цвергам за Брисингамён своей любовью. По инициативе Одина Локи похищает Брисингамён, а затем возвращает на определённых условиях. За Брисингамён борются у камня Сингастейн Локи и Хеймдалль, принявшие обличье тюленей. Брисингамён упоминается и в англосаксонском эпосе о Беовульфе.

Бури (букв. "родитель") – отец Бора и дед Одина. Бури возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла

Вали – сын Одина и Ринд (пасынок Фригг); ребёнок-мститель, который в возрасте одного дня отомстил Хёду за убийство Бальдра. После гибели мира и богов (см. Рагнарёк) Вали вместе с другими представителями "младшего поколения" богов будет жить в обновлённом мире.

Вальгалла - палаты Одина, куда вступают павшие в битве герои.

Ваны (др.-исл. vanir) – в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу ванов относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети – Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ ванов проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление местн. культа асов. Отсюда миф о войне асов сванами, закончившейся их объединением.

Вёльва - прорицательница, колдунья, пророчица, по просьбе Одина предсказавшая Рагнарёк и множество других не менее интересных событий. "Прорицание вёльвы" – самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и "золотого века" до его трагического конца – так называемого "дня судьбы богов" – и второго рождения.

Видар – сын Одина. В прорицании вёльвы было предсказано, что он убьет волка Фенрира в день Последней Битвы.

Вотан – одно из имен Одина.

Гарм -дословно: "жадный". Чудовищный пес, который согласно прорицанию вёльвы должен "сожрать солнце".

Ёрмуганд - буквально "великанский посох", в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Ёрмуганд живет в Мировом океане, окружающем обитаемую землю. "Когда... дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед... послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И... бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост..." – Младшая Эдда. Л., Наука, 1970.
 



Иггдрасиль – в скандинавской мифологии мировое дерево, гигантский ясень. "Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве". – Старшая Эдда. – Однажды Один принес себя в жертву на этом дереве и провисел там девять дней, в результате чего получил доступ к некоему "тайному знанию", таким образом он открыл руны.

Локи – в скандинавской мифологии бог из числа асов, то помогающий богам, то вредящий и издевающийся над ними ("Старшая Эдда", "Перебранка Локи"). Согласно "Младшей Эдде", во время последней битвы богов Локи выступит на стороне хтонических сил и примет участие в разрушении мира.
 



Нагльфар - корабль, который должен быть построен перед "днем судьбы богов" из ногтей мертвецов. Любопытно, что в Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. – Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.

 



Один - верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдора, Тора и мн. др. богов. Один – творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее – бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Valholl – чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент. германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).

Оскопнир – в скандинавской мифологии одна из версий названия места Последней Битвы богов (в речах Вафтрундира, например, это место называется Вигрид).

Рагнарёк - судьба (гибель) богов, апокалипсис скандинавской мифологии, в подробностях предсказанный вёльвой.

Слейпнир - в скандинавской мифологии восьминогий конь Одина.

Сурт – в скандинавской мифологии огненный великан. В "Прорицании вёльвы" рассказывается, что он придет с юга перед концом мира и сожжет мир (по некоторым версиям – солнце) своим огненным мечем.
 



Тор - в сканд. мифологии – бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ёрд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёлльнира, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Тор – гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент. германцев Тору соответствовал Донар, у англосаксов – Тумор (Тонар).



Турсы или Ётуны
- в скандинавской мифологии великаны, они обычно враждебны и богам и людям.

Утгард - в скандинавской мифологии окраина земли, где обитают демоны и великаны. Существует множество споров по поводу личности Утгарда-Локи, таинственного правителя Утгарда: одни специалисты полагают, что он не имеет никакого отношения к Локи, поссорившемуся с асами, другие считают, что это одно и то же лицо.

Фенрир - в скандинавской мифологии чудовищный волк, одно из порождений Локи и Ангрбоды. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был проглотить Одина в день Последней Битвы.

Фрейр - в сканд. мифологии – бог плодородия, брака, изобилия и мира из числа ванов, сын Ньёрда, брат Фрейи. После войны ванов с асами попал к асам в качестве заложника, прижился и стал одним из них. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был погибнуть в битве с великаном Суртом. Культ Фрейра был особенно распостранен в Швеции.

Фрейя - в сканд. мифологии – богиня плодородия, любви и красоты, дочь бога моря Ньёрда, сестра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).

Фригг (старосканд. frigg, др.-готск. Frija – возлюбленная, госпожа) – в сканд. мифологии – супруга Одина, мать Бальдра, богиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ванов способствовало Слиянию образов Фригг и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Фригг.

Хеймдалль – в скандинавской мифологии бог из числа асов, считается сыном Одина. Хеймдалль – страж богов, ему сопутствует эпитет "светлейший из асов". Согласно прорицанию вёльвы, в Последней Битве он должен был сразиться с Локи, согласно некоторым источникам, эти двое убивают друг друга.

Хель - в скандинавской мифологии: 1) подземный мир, царство мертвых, куда уходят души тех, кто не погиб в бою и не достоин Вальгаллы – чертогов Одина.

2) богиня-владычица подземного мира, порождение Локи и великанши Ангрбоды, олицетворение царства мертвых.

В сканд. мифологии Хель считается аналогом христианской преисподней (Стурулсон Снорри в "Младшей Эдде" говорит, что это место предназначено для "дурных людей") и противопоставляется Вальгалле – небесному чертогу для избранных. Согласно предсказанию вёльвы, в Последней Битве мертвецы из Хель выступают на стороне хтонических "злых" сил, а обитатели Вальгаллы – на стороне асов.

Хрюм - имя великана, который, согласно некоторым источникам, должен был править кораблем Нагльфаром (по другим версиям, этим кораблем должен был править сам Локи).

"Эдда" – известно два памятника исландской литературы под этим названием: "Младшая Эдда", к созданию которой приложил руку Снорри Стурулсон, и "Старшая Эдда", или "Эдда Сэмунда Мудрого", пергаменты с текстами которой нашел в 1643 году исландский епископ Бриньольв Свейнссон. Впрочем, позднее выяснилось, что Сэмунд Мудрый не имеет никакого отношения к этим пергаментам.

Эйнхерии - так называют в Вальгалле обитающих там павших в битве героев.

Чем дело кончится?

Рагнарёк - гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Пророчество о Рагнарёке было произнесено мёртвой провидицей (вельвой), которую специально для этого на время вызвал из могилы Один.

Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей ("детей сестёр"), моральный хаос. В "Речах Вафтруднира" ("Старшая Эдда") и в "Младшей Эдде" упоминается также трёхгодичная "великанская зима" Фимбулвинтер (Фимбульвинтер), предшествующая Рагнарёку.

Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог Локи вместе с инеистыми великанами – хримтусами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма скачет по мосту Биврёст, который при этом рушится.

Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн – "громкий рог". Перед битвой Один отправляется к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.

Один сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибнет; Хеймдалль – с Локи; Тюр – с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом, битву Тьмы и Света.

Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина – Видар и Вали, и сыновья Тора – Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его убийца – слепой бог Хёд.

Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека – Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.

МИСТЕРИЯ РУН

"Рунатал" ("Песнь о рунах") – часть "Речей Высокого" (Старшая Эдда), в которой рассказывается о появлении рун.

В "Старшей Эдде" упоминается девять миров, которые расположены вокруг Мирового Дерева (Иггдрасиль). Все миры (кроме Мидгарда) названы по имени народа его населяющего.

Мистерия – обряд инициации, в котором человек умирает и вновь рождается "не проходя ворот смерти". Человек очищается и рождается заново перед лицом богов.

СТРУКТУРА МИРОВ

Главное святилище богов "у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд. Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна.

Третий же тянется к Нифлхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхегг. А под тем корнем, что протянулся к инистым великанам, – источник Мимира, в котором скрыты знание и мудрость. Под те корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд, там место судьбища богов."

"Младшая Эдда".

Иггдрасиль проходит через все девять миров и соединяет их в единое целое.

МИСТЕРИИ СЕВЕРА

"Один владел искусством менять свое обличье, как хотел. Он также владел искусством говорить так красноречиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было также складно, как в том, что теперь называется поэзией.

Он и его жрецы зовутся мастерами песен, потому что от них пошло это искусство в Северных странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги."

"Всем этим искусствам учил Один рунами и песнями, которые называют заклинаниями. Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей еще не случившиеся, а также причинять людям болезнь, несчастье и смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим.

Эти искусства его очень прославили. Он обучил своих жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и колдовстве только ему. Да и другие многому научились от него, и так колдовство очень распространилось и долго держалось.

Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам."

Описание Мистерий по Холу:

"Мистерии Одина проводились в пещерах, число которых было равно девяти и которые представляли Девять Миров Мистерий. Кандидат, ищущий допуска в Мистерию, должен был возвратить к жизни Бальдра. Хотя кандидат не понимал этого, он сам играл роль Бальдра. Он называл себя странником; пещера была символом миров и сфер Природы. Жрецы, которые посвящали его, представляли солнце, луну и звезды.

После нескольких часов блужданий в хитросплетениях коридоров кандидата подводили к статуи Бальдра Прекрасного, прототипа всех инициированных в Мистериях. Посвящаемый прославлялся как человек вновь рожденный: о нем говорили, что он умер и вновь родился, не проходя ворот смерти".

Более подробно о скандинавской мифологии можно прочесть вот в этой ссылке.

http://www.norse.ulver.com/

Закончив с важным вступлением и надеюсь, что заинтриговав этой темой читателя, могу перейти к сути вопроса, в том его виде, как его подает нам современная наука.

Слово runa означает "тайна" и восходит к древнейшему корню со значением "прятать, скрывать".

Его следы сохранились и в современных языках, немецкое raunen – "нашептывать", латышское runat – "говорить" или финское runo – "стихотворение, заклинание"

Руны и рунические надписи это знаки древнейшего германского алфавита относящегося к периоду II века нашей эры. Рунический алфавит является самым раним алфавитом получившем распространение в Северной Европе. Другое его название – ФУТАРК по названия первых шести рун.

По этому поводу в различных современных энциклопедиях пишется примерно такое.

"Фута́рк – общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов. Слово происходит от "сквозного" чтения первых шести букв старшего рунического алфавита: f, u, þ, a, r, k. (Что типа клавиатуры стандарта "QWERTY"

Обычно этим словом обозначаются любые рунические алфавиты, вне зависимости от народа, который использовал ту или иную модификацию.

Однако в силу некоторых причин древнегерманский рунический алфавит называется "старшим футарком", а остальные – "младшими" алфавитами.

Более того, "младшие" алфавиты могут также именоваться более конкретно по образу и подобию старшего футарка, принимая во внимание произношение первых шести букв в соответствующем строю. Так, к примеру, английский рунический алфавит может называться "футорком". К примеру – англо-саксонский рунический алфавит насчитывает 33 буквы

Но, называя "Руны" древнегерманским алфавитом мы должно помнить одну их особенность, они (Руны) не расположены в строго алфавитном порядке, а скорее говоря сегодняшним языком напоминают нам систему символов (букв) расположенных на клавиатуре компьютера какого ни будь космического НЛО.

Первоначально РУНЫ как буквы писались слева на право, а позднее, наоборот, с права на лево.

И это важно помнить как при чтении РУН так и написании ими скажем своего собственного имени при изготовлении амулета или талисмана.

Употреблялась РУНЫ как средство письменности с I-II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X-XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века.

Но и современная наука не забыла о "РУНАХ". Они были введены в Юникод или (англ. Unicode) – стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки практически всех письменных языков.

Всего в Юникод занесено 76 рунических знаков, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил, также в Юникод занесены, три слово разделительных рунических знака: точка (16EB), двоеточие (16EC) и крест (16ED) и три дополнительных знака для обозначения "золотых чисел": arlaug (16EE), tvimaður (16EF) и belgþor (16F0).

Надо же как будет людям в Конце Мира общаться с Богами!

Сама ж история появления РУН как алфавита в истории и культуре народов Европы крайне интересна и увлекательна и по этому вопросу имеется много широкодоступной литературы. Я же рекомендую, читателю в качестве дополнительного материала ознакомится вот с этой статьей: http://ru.wikipedia.org/wiki/Руны
 



Нас же, РУНЫ интересуют, прежде всего, в их оккультном значение. И по этому поводу есть вот такая информация.

Магические свойства рунам приписывали ещё древние германцы и скандинавы. Кроме того РУНЫ использовались и сейчас продолжают использоваться для гадания.
 



Но эта сторона применения РУН, нами рассматривается в этой работе не будет, поскольку это предмет отдельного исследования, выходящий за рамки изучаемого нами вопроса.

Поэтому в заключение общего обзора я скажу о двух важнейших авторитетах по Рунам на трудах, которых и строятся наши сегодняшние познания о РУНАХ.

 



А речь пойдет у нас о американских исследователях Эллиоте и Блуме, которые сумели в значительной воссоздать утраченное людьми значение РУН.

При чем первый из них систематизировал все сведения о рунической культуре и дал ее описание в современной терминологии оккультизма (1959 г.) а второй исследователь унифицировал написание рун и предложил собственный порядок следования их в системе (1982).

Он же прибавил к 24-м рунам, 25-ю и назвал ее "Рукой Одина". Среди оккультистов, ее теперь называют "руной Вирд" или "руной Судьбы".

 



Вот этот 25 рунный древнегерманский алфавит мы и берем за основу при изготовлении в дальнейшем нами амулетов и талисманов.

И кстати о Р. Блуме. Обе его книги "Книга Рун – Руководство по пользованию древним Оракулом" и "Целительные руны" можно бесплатно скачать по данной ссылке:

http://www.koob.ru/blum/

Ему же посвящена и одна из книг В. Пелевин "Гадания на рунах или рунический оракул Ральфа Блума" (http://pelevin.nov.ru/rass/pe-runy/1.html)

А вот о руническом алфавите и его магическом значении мы поговорим в следующей части.

(конец ч.3-1)
 



 

Теги: Амулеты
25 March 2011

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет