РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Херснес Таврический - Корсунь- Севастополь ч.2

1573 просмотра

Основание и первый период развития Херсонеса Таврического
. 2

Основание и первый период развития Херсонеса Таврического

Начав работать над историей Херсонеса Таврического я обнаружил тот факт, что нет современной книги, в которой бы полностью была описана история этого древнего города, начиная от основания и до окончательной гибели в XV веке нашей эры.

А о том, что описывать было что, могут свидетельствовать и сама перемена названий города, происходившая при смене и правящей элиты и национального состава населения.



Вначале город назывался Херсонес Таврический, или просто Херсонес. В византийское время – Херсон, в Генуэзский период – Сарсона, а в русских летописях – Корсунь, а затем он стал Севастополем!

И все это на происходило том же месте – Гераклейском полуострове. На юго-западном побережье Крыма.



А ведь на протяжении 2000 лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией!

И тут, уместным будет вначале выяснить:

А кто же это такие ДОРИЙЦЫ, что основали Херсонес? Ну и зачем они его основали??

Справка: Дорийцы или доряне (др.-греч. Δωριεῖς, ед. число Δωριεύς) – наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён.

Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, единственным современным потомком которого является цаконский язык.

На рубеже XIII-XII вв. до н. э. дорийцы в составе других племён (говоривших на западногреческих диалектах) вторглись на территорию Средней Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации.

Это событие получило название "дорийское вторжение". Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения, Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в юго-западной части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).

В ходе Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н. э.) дорийские полисы возникли на восточном побережье Адриатического моря, в Южной Италии, на Сицилии, в зоне проливов и Причерноморье.

Основные государства дорийцев:



Спарта - наиболее известный дорийский полис, долгое время оставшаяся самым сильным в военном отношении греческим государством. В Спарте дольше всего сохранялись простой образ жизни, воинская доблесть и дисциплина граждан, что, как полагали античные авторы, было свойственно именно дорийцам;

Коринф Мегары Эгина полисы КритаАргос.колонии южной Италии ("Великая Греция") ("Большая Греция")

Колонии Мегары: на Босфоре – Византий (ныне Стамбул),

по берегам Понта Эвксинского (Чёрного моря) – Гераклея Понтийская на Южном побережье (совр. Ерегли в Турции)

Сицилия - там на протяжении столетий ведущая роль принадлежала Сиракузам

Из Феры вышли дорийские поселения в Киренаике.

Дорийским полисам было присуще развитие, прежде всего, аграрного сектора производства.

В то же время среди дорийских государств были такие развитые торгово-ремесленные центры, как Коринф, Эгина, Мегары.

Сам Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря.
 



Справка: Гераклея Понтийская (греч. Ηράκλεια η Ποντική) – мегарская колония на южном побережье Чёрного моря, около устья реки Киличсу (в древности – Лик или Ахеронт).

На территории древней Гераклеи сейчас расположен турецкий город Эрегли (тур. Karadeniz Ereğli) и одноимённый район в провинции Зонгулдак, Турция.





Река, называлась так же, как река в царстве мёртвых – Ахеронт.



Здесь, по верованиям древних, находился один из спусков в преисподнюю, естественно, что здесь было и прорицалище, где вызывали и вопрошали души умерших.

Гераклея Понтийская была основана дорийцами из Мегар. Единственная дорийская колония в Северном Причерноморье – Херсонес Таврический – была основана выходцами из Гераклеи Понтийской.

В VI в. до н. э. известен тиран Эвопий.

В IV в. до н. э. в Гераклее некоторое время (363-352 гг. до н. э.) правил Клеарх – ученик Платона. После него его брат – Сатир.

В 345 г. до н. э. Сатир передал власть сыну Клеарха – Тимофею. В 337 г. до н. э. власть наследовал другой сын Клеарха – Дионисий. Дионисий был женат вторым браком на Амастрис, дочери Оксафра, брата последнего персидского царя Дария III. Выдал замуж дочь от первого брака за Птоломея правителя Геллеспонтской Фригии, племянника Антигона. В 306 г. до н. э. Дионисий принял титул царя.

В 305 г. до н. э. смерть Дионисия, и при его малолетних детях регентшей стала их мать Амастрис.

В 299 г. до н. э. она повторно вышла замуж за Лисимаха (Это был его третий брак).

Но уже скоро Лисимах развёлся с Амастрис и женился на дочери Птоломея I, царя Египта – Арсиное.

Ок. 291 г. до н. э. Амастрис была убита сыновьями Клеархом и Оксафром, но и сами убийцы были убиты по приказу Лисимаха. Лисимах отдал город своей новой жене Арсиное, которой он и принадлежал до 281 г. до н. э.

В начале III века до н. э. Зипойт – вифинский царь развернул агрессию против Гераклеи; воспользовавшись ослаблением этого полиса в период господства Лисимаха, он отторг большую часть гераклейской хоры и даже серьёзно угрожал самому городу.

Гераклея входила в состав так называемой "Северной лиги" (Византия, Гераклея и Калхедон).

Никомед (вифинский царь), по договору с лигой, вернул гераклеотам (правда, за значительную денежную сумму) их прежние владения.

В конце 190-х годов Прусий (вифинский царь) предпринял поход против гераклеотов, завоевав Киер и Тиос и едва не захватив саму Гераклею.

Мифы

Гераклея Понтийская – один из наиболее известных городов которые посетили аргонавты. Согласно мифологии, Ясон, Орфей, Геракл и другие приплыли на судне Арго, по пути в далёкую страну Колхиду за Золотым Руно.

Именно тут Геракл совершил один из своих 12 подвигов. Он победил пса, охранявшего вход в пещеры ведущие в подземное царство бога Хадеса и спустился в царство мёртвых.

Впервые века нашей эры эти пещеры использовались, как тайное место поклонения первыми христианами.

А заложили греческие колонисты с Гераклеи Понтийской, новый город -колонию в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной.
 



В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI в. до н. э.).

Но, кроме вышеперечисленных данных о Херсонесе у нас есть еще один источник о жизни древней Гераклеи Понтийской где точно показаны причины возникновении города Херсонеса. Этот источник роман Юлии Латыниной "Клеарх и Гераклея"1994 г.

И вот, что написала Ю. Латынина, добросовестно поработав с греческими первоисточниками:



"Город был основан выходцами из Мегар, однако задолго до этого Геракл,отправившись за поясом Ипполиты, победил царя бебриков Мигдона и отдал здешние земли Лику, царю мариандинов.

Мегарцы, выводя колонию, потребовали эти земли обратно, фригийцы ответили отказом;

Лисимен, предок Клеарха, Пандионид повторил подвиг Геракла, разбил мариандинов и обратил их в наказание за неблагодарность навеки в рабов наподобие илотов и пенестов.

(рабы и орендаторы -автор)

(Впрочем, Неоклиды, которые переселились в Гераклею позднее и возводили свой род к Полидевку, говорили, что царь бебриков звался не Мигдоном, а Амиком и убил его Полидевк, а не Геракл.)

Пандиониды – старейший род Гераклеи, приплыли из Мегар по пути аргонавтов, мимо Симплегад, а не мимо Халкидики. Это путь, по которому никогда не проплыть торговцам с товарами, по нему плавают лишь воины и дары.

В это время в Гераклее был как бы золотой век: каждый обрабатывал свой участок, довольствуясь необходимым, простой народ питал уважение к знати, а знатные люди были чужды алчности и полагали, что достойней раздать золото друзьям, приобретая их защиту и поддержку, нежели дрожать над ним и закапывать его в землю; железные рудники в горах, земля и мариандины, бессильные владеть собой из-за отсутствия разума, были в общей собственности.

В Мегарах же чернь стала требовать передела земли и прощения долгов: знакомая пагуба, словно созданная для того, чтобы разъедать изнутри лучшие и процветающиегосударства.

Чернь бродила по домам, требуя подаяния и, если не находила его достаточным, расправлялась с обитателями: однажды народ снес знатных младенцев со всего города на ток и пустил туда быков.

А потом, как это часто бывает везде, где зависть делает невыносимым блеск богатых, к власти пришел тиран Феаген, и множество людей бежали из Мегар в Гераклею.

Как раз в то время, когда Кир овладел Мидией, ойкист Гнесиох опять вывел в Гераклею колонию, но, как я уже сказал, "сто семейств" были там раньше. Начались войны с фригийцами. Из полученной земли каждому колонисту выделили навечно по шесть плефров и участок для застройки в городе.

Помимо народного собрания, в котором принимали участие все способные к военной службе и владеющие землей, был учрежден совет трехсот, он же избирал десятерых эсимнетов из лучших граждан.

Никто не смел, облагать налогом свободного гражданина или платить должностному лицу, словно поденщику, и должности сами собой принадлежали лучшим.

Знать соревновалась не в подачках народу, а в сооружении храмов.

Подати взимали с фригийцев, пошлины – с торговцев. Сумма пошлин все росла, а после неудачи ионийского восстания в дорийскую Гераклею хлынули ионяне, испорченные тиранами, персами и торговлей.

Так-то получилось, что лучшие люди бежали от горшечников и колбасников в Понт, а на самом деле проложили горшечникам дорогу, – вскоре одни стали тайком продавать землю, а другие обирать своих граждан.

Тогда город вывел несколько колоний с тем, чтобы удалить безземельных из города и наделить их землей, ибо, бесспорно, лучший способ отвратиться от посяганий на чужую собственность – это иметь свою.

Последнюю колонию, Херсонес, вывели лет за тридцать до описываемых событий, по предложению Клеонима, деда Клеарха.

Клеоним был избран эсимнетом, когда афинянин Ламах разорял гераклейскую хору, и сумел удержать Ламаха от поддержки городских болтунов, а гераклеотов – от необдуманной расправы с афинянами. Через год он, однако, сложил с себя должность, говоря, что эсимнетия – это, в сущности, выборная тирания и нужна лишь во время войны или смуты.

Во время описываемых событий во главе лучших людей и во главе города стоял муж по имени Архестрат, человек безупречной честности и придерживавшийся умеренности во всем, как в частной, так и в общественной жизни.

Он неоднократно говорил, что бедные имеют право на жизнь и имущество, а богатые имеют право не быть разоренными в результате обогащения бедняков.

Полагая неразумным, чтобы людям, расстроившим леностью и небрежением собственное достояние, было вверено достояние общественное, он препятствовал необузданной демократии, однако облегчил бремя долгов, а также учредил суд по образцу афинского.

Полис выдавал за участие в нем по два обола. Вскоре после этого поссорились два молодых человека, знатных юноши, Эветион и Аристодем: Аристодем соблазнил любимца Эветиона, а последний в отместку – его жену. Народ, подстрекаемый друзьями Аристодема, выставил Эветиона на городской площади с колодкой на шее, и от этого произошел раскол среди аристократии. Воспользовавшись им, Архестрат вместо деления по трем филам со знатью во главе убедил людей разделиться на шестьдесят сотен, так что имущие были рассеяны по сотням среди народа; ввел правило платить налог не с земли, а с имущества и вдвое увеличил совет трехсот за счет недавно разбогатевших.

Последним обстоятельством не только знать, но и многие из народа были недовольны и воспротивились, когда некто рыбник Фаней стал добиваться архитеории. И действительно, когда знатный человек за свой счет строит корабли или снаряжает посольства для города, тут ведь речь идет не о тратах золота, а о том, чтоб удача, сопутствовавшая предкам и ставшая золотом, сопутствовала кораблю.

Авторитет Архестрата был неоспорим, пока неудачная война с тиранами Боспора не дала желанного повода Метону, главе демократов, обвинить совет шестисот и Архестрата лично в изменен растрате общественных денег.

Город, казалось, стоял на пороге гражданской распри, и все чаще и чаще раздавались требования передела земли и прощения долгов, словно Метону было неведомо, что первая мера приведет к запустению обширных пашен, а вторая окончательно подорвет всякое доверие в денежных делах".

Но прибывшие в Херсонес новые поселенцы лет так через сто с небольшим (то есть около 428 г. до. н. э. после основания колонии уже разбогатели и их колония стала большой.

Она уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого "Херсонес" и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

 



Торговля Херсонеса была в основном посреднической. Из греческих городов Малой Азии, островов Эгейского моря и материковой Греции (Гераклея, Синопа, Делос, Родос, Афины) торговцы привозили сюда украшения из драгоценных металлов, оружие, расписную черно-лаковую посуду, оливковое масло, мрамор и т. п.

Часть этих товаров перепродавалась соседям – скифам. Значительную долю херсонесского экспорта составляли туземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы. Гераклейский полуостров херсонеситы превратили в свою сельскохозяйственную округу – хору, где были возведены укрепления, усадьбы, размежеваны наделы, зазеленели виноградники и сады.

Виноградарство и виноделие составило основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительное и косторезное дело. Во все времена жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками
 



Начиная с этого времени Херсонес уже как самостоятельный город-республика начал принимать активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вел активную внешнюю политику.

В IV-III вв. до н. э. Херсонес, набрав экономическую мощь с торговле со скифами, начинает, выпускает свои массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

.

НО жизнь херсонеситам была не спокойной. Все годы существования государства гражданам города приходилось вести войны.

Во II век до н. э.к примеру, началась кровопролитная, длительная война со скифами.

По ее итогам греки потеряли свои опорные форты-крепости Керкинитиду, р Калос Лимен и сильный враг неоднократно стоял у самих ворот города.

В виду этого Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом.

Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трех кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошел на Керченский полуостров и захватил Пантикапей.

Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата.

С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

Античные авторы о Херсонесе

И раз так-то мне обойтись без рассказе о этом славном правителе.
 



Митридат VI Евпатор (др.-греч. Μιθριδάτης Στ' Ευπάτωρ), также имевший прозвища Дионис (др.-греч. Διόνυσος) и Великий; (134 – 63 до н. э.) – царь Понта, правивший в 121 – 63 до н. э...

После гибели своего отца, ему пришлось покинуть родину, так как родная мать не желала видеть собственного сына новым правителем. Возвратившись домой, он начал расширять изначальные владения, подчинив своей воле Колхиду, Боспор, Пафлагонию, Каппадокию и Галатию.

После этого он переключил своё внимание на Вифинское царство, которое было последним независимым соседом Понта, стоявшим на страже интересов Рима. Понтийские цари уже давно имели претензии к Римской республике, и Евпатор трижды боролся с этим государством, успев столкнуться на полях сражений с её величайшими полководцами: Суллой, Лукуллом и Гнеем Помпем.

В ходе этой борьбы Митридат под маской защитника эллинизма стремился возвратить себе владения своих предков – Отанидов и Ахеменидов, насаждая во вновь приобретённых владениях жестокий контроль в духе восточных деспотий. Этим он отвернул от себя античные полисы, не желавшие терять свои права и оплачивать будущие войны понтийского царя. Это и предрешило исход его борьбы, и в итоге вся Малая Азия досталась наследникам Ромула и Рема.

Митридат VI Евпатор был весьма неоднозначным человеком. Воспитанный в персидском и греческом духе, он стал последним великим правителем эллинистического Востока. Любовь к искусству и образованность сочеталась с коварством и жестокостью к своим противникам и ближайшему окружению. Ярчайшим примером этого стало массовое убийство римлян и италийцев на территории Малой Азии в начале Первой Митридатовой войны.

О нем древний автор написал:

"Митридат, царь Понта, муж, о котором нельзя ни умолчать, ни говорить с пренебрежением, в войне полный решимости, выделяющийся воинской доблестью иногда великий своей удачливостью, но всегда – храбростью, замыслами был вождь, в битвах воин, по ненависти к римлянам – второй Ганнибал" (Vel., Pat., II, 18) "

И вот около 110 г. до. н. э. из союзного ему города-республик Херсонеса, Митридат получил мольбу о помощи в борьбе со скифами, так как имевшийся понтийский отряд не мог их одолеть.

Царь отправил туда своего полководца Диофанта с 6 000 воинами. Высадившись на побережье, понтийцы смогли разбить 50 000 войско роксоланов, бывших союзниками скифского царя Палака.

После этого были подчинены племена тавров, а на их владениях была заложена крепость Евпаторий.

(Рассказ о народе роксоланах с которыми Михаил Ломоносов отождествлял прародителей русского народа а украинские историки доказывают, что это были прародители украинцев, будет далее)

А я продолжу рассказ о военной компании со скифами. После полученной победы на царем Палака Диофант отплыл в соседнее Боспорское царство для переговоров с царём Перисадом V.

Вернувшись в Херсонес, полководец весной 111 года смог захватить несколько скифских городов, включая их столицу Неаполь.

Причиной этого стали претензии братьев Палака на престол и отказ Боспора следовать союзному договору.

После этого понтийский генерал вернулся на родину, а Херсонес и Ольвия признали власть Митридата.

Выросший при дворе Парисада Диофант имел большое внимание на Боспоре, и с его помощью было достигнуто соглашение о наследовании царства Евпатором. Но этим была недовольна скифская аристократия во главе со Савмаком, который убил боспорского государя. Мятежников поддержала только западная часть царства, а восточная сохранила верность Митридату. Диофанту пришлось уплыть из Пантикапея в Херсонес, а заручившись поддержкой горожан – отправиться на Понт.

Весной 108 года войско понтийского стратега выступило из Херсонеса, и к началу 107 года до н. э. освободило Феодосию и Пантикапей. Савмак был пленён и отправлен на материк, со скифскими вождями были заключены союзные договора, а в крепостях разместились понтийские гарнизоны

Справка: Роксола́ны (лат. Roxolani, др.-греч. Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan "светлый алан") – ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона.

Этимология

В. И. Абаев выдвинул предположение, что этноним "роксоланы" исходит от иранского roxs-alan, имеющий перевод как "светлые аланы", где roxs от древнеиранского rauxšna "светлый", а alan от aryana "арийский, ариец"

География

Первой фиксацией роксолан в письменных источниках является труд "География" греческого писателя Страбона.

Местоположение роксолан писатель фиксирует на II-I вв. до н. э. между Борисфеном (Днепром) и Танаисом (Доном).

На юге роксоланы граничили с Меотийским озером (Азовским морем).

На севере от них была земля, необитаемая из-за холода. В ходе участия в войне против понтийского правителя Митридата VI Евпатора, о чём сообщает Страбон, роксоланы продвинулись на юг, ближе к Меотийскому озеру.

Птолемей и Аммиан Марцеллин их располагают на всём побережье Меотиды вместе с языгами[8][9]. Роксоланы постепенно во II в. перемещаются на запад, поближе к Дунайским землям (Дион Кассий) [10]. Готский историк Иордан, последний автор, упоминающий роксолан, их локализует восточнее от Дакии.

История

Помимо географических сведений, у Страбона имеются упоминания оказания военной помощи Палаку (скифскому царю) роксоланами под предводительством Тасия (по другому Тазий) в борьбе с войсками Митридата Евпатора:

Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными.

Однако любая варварская народность и толпа легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой.

Во всяком случае, роксоланы числом около 50 000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены

Вооружение и быт

Страбон указывает на наличие у роксолан шлемов и панцирей из сыромятной бычьей кожи, кроме того носившие плетеные щиты в качестве защитного средства. Были у них копья, лук и меч.

Все то, что было и у остальных варваров.

Тацит указывает на наличие пик, длинных мечей (держали двумя руками), панцирей; было не принято пользоваться щитами (однако Страбон писал обратное).

Римский автор оставил подробную характеристику панцирей:

Панцири у них носят все вожди и знать и делают их из пригнанных одна к другой железных пластин или из самой твердой кожи; они действительно непроницаемы для стрел и камней, но если человека в таком панцире удается свалить на землю, то подняться сам он уже не может

По мнению Тацита, роксоланы в пешем бою представляли собой слабое войско, однако мало кто мог противостоять натиску их конных орд.

Роксоланские правители

Тазий – жил во времена Митридата VI Евпатора (конец II в. до н. э.), упоминается Страбоном

Распараган – жил во времена императора Адриана (II в. н. э.), в одной из эпиграфических надписей, сопоставим с анонимным правителем роксолан в Scriptores Historiae Augustae

Предполагаемые

Сусаг – жил около 102 г. во время императора Траяна, может быть царем роксолан.

Равсимод – (ум. 332 г.), может быть царем роксолан

Теории о родстве со славянами

Но вот первым, кто в России предложил отождествлять роксолан с росами/русами, был М. В. Ломоносов.



Он утверждал, что варяги-россы в древности назывались роксоланами или россоланами (так как россы были соединены с аланами), причем верным считал он название россоланы, так как роксоланы являлось искажением греков.

Помимо этого, росомонов он называл роксоланами. На том же настаивал Д. И. Иловайский, выражая уверенность в том, что "Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ".

Ну, а теперь узнав в общих чертах древнюю часть истории города Херсонеса Таврического давайте обратимся к сочинениям античных авторов.

Чтобы самим получить новую для себя информацию их первоисточника:

Скилак Кариандский


"ОПИСАНИЕ МОРЯ, ПРИЛЕГАЮЩЕГО К НАСЕЛЕННОЙ ЕВРОПЕ, АЗИИ И ЛИВИИ"

Скилак, уроженец карийского города Карианд, по поручению Дария I объехал берега Аравийского залива.

Сохранившееся под его именем сочинение, наверное, ему не принадлежит и написано, по мнению исследователей или между 338 и 335 г. до н. э., или в 356 г.

Перевод В.В. Латышева

... "ЕВРОПА"

68. Скифия. Тавры. За Фракией живет народ скифы, а в их земле следующие эллинские города: река Тирас, город Никоний, город Офиуса.

За скифской землей народ тавры заселяют мыс материка; а мыс этот вдается в море.

В Таврической земле живут эллины [у которых город] следующий: торговый город Херронес, мыс таврической земли Бараний Лоб.

Затем опять живут скифы, в земле которых следующие эллинские города: Феодосия, Китей и Нимфей, Пантикапей, Мирмекий.

От Истра до Бараньего Лба три дня и три ночи прямого пути, а вдоль берега вдвое, так как там есть залив. В этом заливе есть пустынный остров, по имени Белый, посвященный Ахиллу. От Бараньего Лба до Пантикапея день и ночь пути; от Пантикапея же до устья Меотийского озера 120 стадий. Меотийское озеро, говорят, на половину меньше Понта.

На Меотийском озере прямо при входе в него по левую руку живут скифы; ибо их область простирается от внешнего моря над Таврической землей вплоть до Меотийского озера...

Скимн Хиосский

ЗЕМЛЕОПИСАНИЕ


Текст (Перевод И. И. Бережкова)

... 804-812. При слиянии рек Гипаниса и Борисфена лежит город, прежде называвшийся Ольвией, а затем эллинами переименованный в Борисфен.

Этот город основали милетяне во время мидийского владычества. До него 240 стадий от моря вверх по течению Борисфена.

813-819. Эта река более всех других полезна, так как доставляет много крупной рыбы, дикие плоды и пастбища для скота. Течение ее, говорят, судоходно на пространстве около сорока дней пути, но в места, лежащие выше, нет ни прохода, ни проезда вследствие снегов и льдов.

820-821. Ахиллов Бег – морской бег, очень длинный и узкий.

822-830. С этими местами граничит так называемый Херсонес Таврический с эллинским городом, основанным гераклеотами и делосцами вследствие данного гераклеотам, живущим в Азии внутри Кианей, прорицания заселить вместе с делосцами и Херсонес. В эту местность Таврики, говорят некоторые, прибыла некогда Ифигения, похищенная из Авлиды.

831-834. Тавры – народ многочисленный и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестными деяниями.

835-840. Затем при самом устье Меотийского озера лежит наиболее отдаленный Пантикапей, называемый столицею Боспора. Выше этих мест лежит варварская страна Скифия, граничащая с землей необитаемой и неведомой никому из эллинов...

Теперь накопив определенный массив инфомации по Херсонесу мы можем обсудить и устройство его государственный строй

И тут Херсонес Таврический был как бы типичным греческим полисом, и представляло собой рабовладельческую республику с демократической формой правления.

Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия.
 



Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города.

Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) – на год. Так называемый царь (василевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год.

От древней высокой должности царя сохранились почетные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.
 



Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица – дикасты (судьи).

Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путем тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: "буду судить камешками по законам".

Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах.

Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы – за точностью мер веса и объема, имена последних ставились на монетах и ручках амфор.

Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Поэтому здесь существовала особая должность гимнасиарха.

Все эти должности были выборными, выборы производились либо хейротонией (голосование поднятием рук), либо по жребию. К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки – магистраты, характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее.

Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей, цементирующей вооруженные силы.

Политическая история Херсонеса V-II вв. до н. э. нам почти неизвестна.

А теперь несколько слов о том, что же раскопали современные археологи на месте Херсонеса Таврического.
 



Городище Херсонесанамдень сегодняшний представляет собой экспозицию открытых раскопками зданий и сооружений, относящихся к различным периодам жизни города: эллинистическому, римскому и, главным образом, византийскому.

Площадь экспозиции обширна (45 га) и дает исчерпывающее представление о городской планировке (т.н. гипподамовой), претерпевшей лишь незначительные изменения на протяжении двухтысячелетнего существования Херсонеса.

Херсонесское городище, компактно расположенное на живописном морском берегу, в городской черте Севастополя, но вдали от его современной застройки, является одним из самых привлекательных туристических объектов в Украине.
 



В начальный период жизни Херсонес занимал незначительную часть полуострова, примыкающую к западному берегу Карантинной бухты. В дальнейшем, вследствие неоднократного расширения границ города, его территория увеличилась почти в два раза, и к началу первых веков нашей эры подошла к восточному берегу Песочной бухты.

Античный город – это, прежде всего, крепость с мощной линией обороны, построенной с учетом рельефа местности и способной длительное время выдерживать осаду и штурм неприятельских войск.

В V-IV веках до н.э., когда Херсонес занимал участок около Карантинной бухты, он был опоясан небольшой по протяженности стеной, которую в конце IV – начале III веков до н.э. заменили новой.

После этого длина оборонительных стен Херсонеса составила около 3,5 км при максимальной их толщине 3.5-4 м.

Высота стен, по-видимому, достигала 8-10 м, а башен – 10 -12 м. Общая площадь города к этому времени, огражденная оборонительными стенами со всех сторон, составила около 30 га.
 



Как всякий город, границы которого определялись крепостными стенами, Херсонес имел тесную застройку с узкими улицами и небольшими площадями, расположенными, как правило, в наиболее оживленных районах.

В городе была регулярная планировка, при которой кварталы занимали примерно одинаковую площадь и пересекались под прямым углом.

В античную эпоху каждый квартал состоял из 2 – 4 жилых домов. В средние века происходит объединение кварталов и увеличивается плотность городской застройки за счет сокращения, как количества улиц, так и их ширины.

Однако, унаследованная от античности регулярная планировка города сохраняется, несмотря на то, что отдельные кварталы и даже целые районы сильно изменили свой внешний вид.

За городскими стенами и вдоль дорог находились некрополи (кладбища).



В античное время умерших хоронили в могилах или склепах; этот обряд долго сохранялся и после принятия христианства.

На могиле устанавливали памятник – стелу – первоначально только с именем умершего, а затем с указанием его возраста. Только в X-XIV вв. стали совершать погребения внутри города, как правило, в храмах, часовнях или возле них.

У оборонительной стены, за пределами города, размещались мастерские ремесленников и их поселки. К ним почти вплотную подходили сельскохозяйственные земельные наделы.

Из сочинений античных авторов известно, что ближайшими соседями херсонеситов были тавры и скифы, позже – сарматы и аланы.

Надписи на камне – еще один источник сведений о населенных пунктах в окрестностях Херсонеса.

Известно, что Керкинитида и Калос Лимен (Прекрасная Гавань) входили в III веке в состав Херсонесского государства, а Палакион, Хабеи, Неаполь и Напит были скифскими крепостями.

В бухте Символов – Симболон Лимен – устраивали разбойничьи засады кровожадные тавры, пока их не вытеснили оттуда цивилизованные пришельцы – греки.

Римляне строили в окрестностях Херсонеса свои укрепления и лагеря. Один из римских лагерей был обнаружен археологами совсем недавно на территории Балаклавы.

За два тысячелетия Херсонес неоднократно менял архитектурный облик: войны, пожары, рост населения, смена религии накладывали отпечаток на вид города. Обветшалые или сгоревшие постройки сносили, на их месте строили новые, при этом строительным мусором часто засыпали остатки зданий, стоявших здесь раньше, или приспосабливали их под фундаменты вновь строящихся.

Так, в раннее средневековье в связи с принятием христианства были разрушены все постройки, связанные с культом языческих богов.

Постоянные набеги кочевых племен в XII-XIV вв. подорвали экономику Херсонеса. После очередного монголо-татарского нашествия в конце XIV в., завершившегося взятием и разрушением города, он долгое время представлял собой пепелище с остатками полуразрушенных домов, храмов и крепостных сооружений.

Со временем городище заросло травой и кустарником, превратилось в место, откуда брали строительный материал. Так выглядел Херсонес к началу первых раскопок, производившихся на его территории в конце двадцатых годов XIX в.

Наиболее подробное и полное описание Крыма дает географ Страбон, живший в начале I в. н. э.

В его "Географии" подробно изложен митридатовский период истории Крыма (конец II-I вв. до н. э.).

Уделено в ней достаточно места и описанию Херсонеса и его окрестностей. Сам Страбон в Крыму, однако, не был и для истории Херсонеса пользовался другими авторами, в частности, Димитрием из Каллатии.

Ну, о Страбоне и его описании Херсонеса Таврического мы поговорим уже в следующей части этой работы.

(конец ч.2)
 



 

 

 Комментарии

Комментариев нет