РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч.8

1828 просмотров

Христианский Херсонес

 

ч. 8

Христианский Херсонес

В этой части, уважаемый читатель мы в процессе изучения истории Херсонеса Таврического, снова вернемся на несколько столетий назад и уже зная из предыдущих материалов сам ход истории города, вплоть до подчинения его Восточной Римской империи, не спеша, отдельно рассмотрим историю распространении христианского вероучения в среди его граждан.

А важно это нам потому, что в Херсонесе Таврическом (Корсуне как его называли в Киевской Руси) киевский князя Владимир I принял христианство восточного обряда в форме "православия", а затем и крестил остальных своих подданных.

И этот факт, в свою очередь стал тем краеугольным камнем в мифотворчестве современной "Русской православной церкви Московского патриархата" переживающий период своей реанимации в России с его нынешней взятой на вооружение экспансионистской идеей "Русского мира".

В основу вышеназванной идеи, положена полностью сфальсифицированная в недрах РПЦ история о том, как киевский князь Владимир I Святославич, прозванный затем "Владимиром Святым", "Равноапостольным Владимиром Крестителем", захвативший в 988 г. византийский город Херсон (Херсонес Таврический) и под угрозой вторжения в Византию, вынудивший греческих императоров Василия II и Константина VIII выдать за него их сестру Анну.



И это, выглядело кощунственно даже с точки зрения морали тех лет. Ведь до этого у Владимира I уже были несколько официальных жен и 500 постоянных наложниц собранных в двух его гаремах под Киевом.

Причем, по крайней мере, две из четырех его жен, по состоянию на 988 год были живы и не состояли, так сказать в "разводе" с Владимиром.

Византийские императоры попытались тут, так же и разыграть и свою геополитическую карту, чтобы обезопасить себя от новой войны с Киевской Русью или как они называли руссов – "тавроскифами".

На требование Владимира I они согласились, но поставили перед ним как язычником, обязательное условие – принятие им христианской веры.

А именно они потребовали крещения князя, чтобы их сестра вышла за единоверца.

А сам он, автоматически как христианин сразу подпадал под подчинение Константинопольского патриарха и уже, поэтому под угрозой отлучения от церкви и преданию анафеме не мог начать новой войны с Византией.

Ведь процесс "Крещения" сопровождался и обязательным учреждением церковной иерархии. Так Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.


Получив на это условия согласие Владимира, кстати уже бывшего женатым на немецкой, чешской, болгарской принцессах и возжелавшего теперь породнится еще и с византийскими императорами, византийцы прислали в Херсон византийскую принцессу Анну со священниками.

И именно 25 летняя принцесса Анна, а вернее "Анна Византийская" ибо под этим именем она вошла в мировую историю, лично, ценой саможертвования, склонила 28 летнего князя Владимира I к принятию христианства, а вовсе не те странствующие греческие философы, с которым якобы в Киеве беседовал князь Владимир как это описано в русских летописях о "выборе вер".

А надо сказать, что Анна была завидной невестой. Ее до этого уже сватали королевские дома германцев, франков и болгар.

Сама она не желала этого брака и вынуждена была на него согласится, только под давлением братьев.

Византийские хроники донесли до нас ее слов сказанные при прощении с родными "С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть."

А забегая наперед, скажу, так же, что детей в браке с Владимиром у Анны Византийской не было. И скончалась она в 1012 году за 4 года до смерти князя Владимира. Так, что этот брак, никак кровно не связал Византию и Киевскую Русь и выгоду получила только Византия, куда Владимир после заключения договора с Византией, отправил часть своей варяжской дружины и где она сражалось в составе византийских войск.

И, тем не менее, в 988 году события в Херсоне развивались по следующему сценарию.

Владимир вместе со своей дружиной в Херсоне прошел обряд крещения.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, затем было совершена церемония бракосочетания и он с новой женой вернулся в Киев.

Где сразу же начал религиозную реформу – повелел опрокинуть языческие идолы, а жителей Киева погнать в Днепр для крещения.

Но, сам полный рассказ о князе Владимире и его бабке княгине Ольге будет у нас с Божией помощью впереди.

А тут я только отмечу, что сама эта "история с крещением в Херсонесе князя Владимира I"теперь является главным доводом, в обосновании русофильской идеи о том что "Севастополь – исконно русский город" и местом крещения Руси, трансформировавшуюся затем в Московию, потом в Российскую империю, затем в СССР и наконец в Российскую Федерацию.

А так же, что Второй Рим Константинополь пал, но осталась стоять Москва Третий Рим, как правопреемница Византии.


А вот, как оно было на самом деле, мы и попытаемся разобраться в процессе изучения истории Херсонеса Таврического.

И в этой части я расскажу о посещении Херсонеса Таврического апостолом Андреем Первозванным и о ссылке в Херсонес Таврический из Рима на каторжные работы в инкерманских каменоломнях, епископа Климента, четвертого Римского папы.

Начну с апостола Андрея.
 



Сохранилось и активно находится во внутри церковном употреблении предание о том, что апостол Андрей Первозванный приходил, распространяя христианское учение в Херсонес Таврический.

Поэтому прежде чем мы продолжим, давайте обновим свои познания о его личности:

Справка: Апостол Андрей больше известный как апостол Андрей Первозванный – один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных, повествуется в книгах Нового Завет

Двенадцать учеников Иисуса после его распятия в Иерусалиме разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу.

Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли "Эвксинским Понтом" ("Гостеприимным морем")

Примерно около 70-го года апостол Андрей римлянами был арестован в Греции и за проповедь христианства распят на косом кресте.

При императоре Констанцие II мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

Но, в житии и апостола Андрея, написанном около VIII-IX в., говорится, что апостол, "оставив Феодосию, город многолюдный и образованный... отправился в Херсон, как жители Херсона нам рассказывали.

"Херсаки же (херсонитяне) - народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякаго ветра.

Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль, переплыл в Синоп".

С этого отрывка видно, что ничего у апостола Андрея в Херсонесе Таврическом в смысле создания первой христианской общины в этом городе не получилось и он, покинув город, перебрался вначале на территорию Бспорского царства, где правил царь Митрида́т VI Евпатор, очевидно побывав в г. Пантикапей (нынешняя Керчь), а уже оттуда, уплыл на греческом корабле в г.Синоп, бывший в то время официальной столицей Боспорского царства.

Но, за то вот после захвата Крыма Российской империей, идеологи РПЦ модернизировали эту незначительный эпизод из жизни апостола Андрея и стали открыто заявлять, что раз апостол Андрей был в этих местах, то, несомненно, проповедовал здесь божественное ученее и тем самым посеял первые семена христианства, из которых потом на Руси и возникли первые христианские общины.

И составлять эту "легенду" в РПЦ о посещении апостолом Андреем уже не только Херсонеса Таврического, Феодосии и Пантикапеи, а всей "Скифии" (как греки называли территорию по обои берегам реки Днепр), стали с конца XI века написав письменные предание о посещении ее святым Андреем, якобы благословившим Киевские горы и предсказавшим будущую славу христианства в Русской земле.

То есть русские летописцы, начиная с "Повести временных лет" и последующие церковные писатели самостоятельно "продолжили за апостола Андрея его путешествие "по Скифии" т.е. по Днепру, а затем по Ладоге.

И так как не все, в той же РПЦ, да и среди официальных российских историков были согласны с этой церковной версией, то споры о том был ли апостол Андрей на Руси или не был, продолжались до 1907 года.

Именно тогда когда обер-прокурор Святейшего Синода, профессор А. В. Карташев (и тут надо сказать о том, что не все знаю что с времен Петра Первого в Российской империи должность Патриарха была упразднена и его заменял как раз Обер-прокурор Святейшего Синода) в журнале "Христианское чтение" опубликовал статью "Был ли апостол Андрей на Руси?" в которой предложил универсальную точку зрения, на спорный вопрос, так выгодную РПЦ МП и сегодня. http://www.pravoslavie.ru/put/2729.htm

А Карташов в своей статье изложив практически все высказывавшиеся в отечественной науке XIX века точки зрения по этому вопросу и делает достаточно оригинальный вывод.

Он признает вполне достоверным факт проповеди апостола Андрея в Грузии и Абхазии, а возможно и в Крыму, то есть в пределах будущего Российского государства.

"Но если бы даже ап. Андрей и не дошел физически в своих апостольских трудах до границ нашей земли, – пишет далее Карташев, – то это не меняет сути дела...

Жребий, выпавший каждому апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства...

От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека".

Таким образом, независимо от того, куда дошел с проповедью святой Андрей, он остается небесным покровителем выпавшего ему удела.

А в этот удел, несомненно, входит Русская земля".


Вполне очевидно, что при таком подходе проблема историчности анализируемого нами летописного сказания фактически снимается, ибо не очем спорить при таком подходе.

.

Но сама "легенда" о Андрее Первозванном побывавшем на Руси, в Московии была использована еще ив другом более утилитарному смысле.

Косой крест его символ апостола Андрея как мученика, стал геральдическим знаком на флаге российского флота.
 



Считается, что в 1712 год Петр I лично нарисовал флаг для российского флота. При этом им была использована легенда о распятии Апостола Андрея а 70 г. н.э. на косом кресте.

По замыслу Петра I это выглядело так: "Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он".

В такой форме Андреевский флаг существует в Российском Флоте и доныне.

Но, вот при этом, российские историки замалчивают два важных факта.

Что саму эту идею царь Петр Первый заимствовал с флага Шотландии.



Ведь шотландский флаг является одним из древнейших национальных флагов в мире, его появление, согласно легендам, относится к 832 году, когда король скоттов Ангус перед битвой с англо-саксами увидел в синем небе знамение из белых облаков в виде X-образного креста, на котором, по преданию, был распят Андрей Первозванный, считающийся покровителем Шотландии.

Согласно легенде, в 832 году н. э. король Ангус II, возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан, в ночь перед битвой молился Богу о даровании победы на поле брани, и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии.

Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву "Х", повторяющую форму креста, на котором в 70 г. н. э. в греческом городе Патры был распят святой апостол Андрей Первозванный.

Пикты и скотты воодушевились этим божественным предзнаменованием, а англов охватил трепет.

В результате войско Ангуса II, уступавшее по численности войску англов, одержало победу в битве и святой апостол Андрей Первозванный был провозглашён святым покровителем Шотландии.

И, что Шотландский флаг в 1606 году вошёл в качестве составляющей во флаг Великобритании, а через него во флаги Австралии, Новой Зеландии и других государств Британского содружества. На флагах всех британских колоний, до обретения ими независимости, изображался британский флаг.



А после посещения города Херсонеса Таврического апостолом Андреем жизнь в нем продолжила идти своим чередом.


Но, ближе к концу I века н.є., очевидно по все тем же причинам, которые отметил и апостол Андрея "Херсаки же (херсонитяне) - народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра" Херсонес Таврический стал в Римской империи, своего рода прообразом "печально известного СЛОН НКВД СССР (Соловецкого лагеря особого назначения) куда высылалась в 1933-1937 годах для дальнейшего уничтожения все идеологические противники советской власти.

Вот и в Риме тогда посчитали, что Херсонес Таврический с его отдаленностью от Рима и наличием инкерманских каменоломен, есть прекрасное место для ссылки попавших в опалу знатных римских граждан, особенно из числа тех кто принял христианскую веру и которых власти почему то не желали, открыто казнить.

Так из истории известно, что племянница императоров Тита и Домициана (79-96), Флавия Домицилла, за принятие христианства была сослана в Херсонес, где, будто бы, жила в заточении.

А в конце I в., в царствование Траяна, сюда сослан был главный римский епископ Климент, четвертый Римский Папа.
 



И тут у нас рождается риторический вопрос.

А вы уважаемый читатель можете вот так сразу ответить на вопрос "Что вы знаете о императора Траяне"?

Я уверен, что 90% из вас уважаемые читатели о нем слышат впервые.

А зря!



Справка: Марк Ульпий Нерва Траян, больше известный как Траян (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) – римский император из династии Антонинов в 98-117 годах.

Траян носил следующие победные титулы: "Германский" с октября 97 года; "Дакийский" – с конца 102 года; "Парфянский" – со 116 года; полный титул к моменту смерти: "Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества"

Траян был первым императором, рождённым вне Рима. Его семья восходила к группе солдат, которую Сципион в 205 до н. э. переселил в Италику Испанскую.



Колона Траяна

Траян был высокого роста и имел хорошее телосложение. Его лицу было свойственно сосредоточенное выражение собственного достоинства, усиленное преждевременной сединой.

Вот что писал Дион Кассий о его привычках:

"Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек... Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха.

На клеветников он не обращал внимания и не давал воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и он не совершал неправедных убийств.

Он расходовал огромные средства, как на войны, так и на мирные работы, и, сделав очень много крайне необходимого по восстановлению дорог, гаваней и общественных зданий, он не пролил ничьей крови в этих предприятиях...

Он был рядом с людьми не только на охоте и пирах, но и в их трудах и намерениях...

Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи. Ему недоставало образования в строгом смысле этого слова, но, по сути, он многое знал и умел. Я знаю, конечно, о его пристрастиях к мальчикам и вину.

Но если бы вследствие своих слабостей он совершал низменные или безнравственные поступки, это вызвало бы широкое осуждение. Однако известно, что он пил, сколько хотел, но при этом сохранял ясность рассудка, а в отношениях с мальчиками никому не нанес вреда".

А вот что говорит Аврелий Виктор в своем произведении "О цезарях":

"Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими.

Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти – кинжал, неоднократно ему напоминал:

"Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня".

Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров

Но нас интересует отношения Траяна к христианам. И тут наиболее ярким свидетельством отношений римского государства и раннего христианства является переписка Траяна с Плинием Младшим (Секундом), во время наместничества последнего в Вифинии.

Ранние христианские общины (экклезии) с точки зрения римского законодательства того времени рассматривались как коллегии – объединения лиц, связанные отправлением культа или общей профессией.

Их деятельность регулировалась имперским законодательством, которое требовало, как минимум, регистрацию устава и получение разрешения.

Кстати именно так и сейчас что в России, что в Украине и рассматриваются в законодательстве общественные объединения граждан под названиями "РПЦ МП" и "УПЦ МП"!

А возвращаясь к времена Траяна надо сказать, что христианские же экклезии Вифинии в силу распространённых тогда в протохристианской среде эсхатологических настроений от любого взаимодействия с светскими властями отказывались, что и привело к расследованию.

На запрос Плиния Траян ответил, что анонимные доносы принимать не следует, однако в случае доказанности принадлежности к христианам следует требовать простого отречения, наказывая лишь при отказе от него:

Ты поступал должным образом, мой Секунд, при расследовании дела тех, на которых доносили тебе как на христиан.

Нельзя в таких случаях установить раз навсегда определённой формулы.

Не надо разыскивать их: если о них донесут и удастся уличить их, надо подвергать их наказанию, руководясь, однако, тем, что раскаяние снимает вину с обвиняемого, какие бы ни лежали на нём подозрения, если он станет отрицать свою принадлежность к христианам, подтверждая своё уверение делом, то есть поклонением нашим богам.

Безымянные доносы не должны приниматься во внимание ни при каких обвинениях.

Это очень плохой пример, не надо его держаться в наш век".

Существует и предание, впервые упоминаемое в манускрипте VIII века, по которой Папа Григорий Великий, однажды, проходя мимо Траяновой колонны в Риме, был "уязвлён в самое сердце" мыслью о том, что справедливейший из правителей мучается в аду.

Григорий предался усиленной молитве, проливая потоки слёз, и, в конце концов, был извещён ангелом о том, что язычник Траян обрёл спасение.

И вот что важно, историки точно установили, что Единственным известным священномучеником времен Траяна считается святой Игнатий.

Справка: Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг...)

В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение.

По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию.

Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам.

Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе.

Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее

Однако только в православном житии святого священномученика Климента император Траян указывается непосредственным инициатором гонений на христианскую общину Херсонеса и казни святого Климента около 100 г.

А завершая рассказ об императоре Траяне, я как юрист хочу процитировать два его правовых новеллы, вошедшие потом во все уголовно-процессуальные кодексы мира.

В том числе ив ныне действующие российский и украинский.

"Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного".

"Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером".


А закончив с императором Траяном и убедившись, что перед нами самый наверно гуманный, из римских императоров, мы можем перейти к изложению истории о эпископе Клименте.

И высылка Климента из Рима в в Херсонес на каторжные работы это еще одно подтверждения о того факта, что император Траян был справедливейший из римских правителей.

А епископ Климент, тут выступает как религиозный фанатик, не пожелавший подчинится римскому законодательству.


О самом эпископе Клименте на одном из официальных сайтов РПЦ МП http://days.pravoslavie.ru/Life/life6677.htm имеется вот такая информация:

"Священномученик Климент – Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией.

Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей.

Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы – вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения.

По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3).

Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа.

После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент.

Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке.

Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан.

Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды.

По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника.

Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек.

Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.
 



В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее.

Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины.

По молитвам его верных учеников – Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя.

После этого, каждый год в день мученической кончины Климента (25ноября 101 года) море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало.

В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников – Константина-философа и его брата Мефодия.

Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника – апостола Климента.

Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!

В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь.

Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер.

Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента.

Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики".

И как сам видит уважаемый читатель, перед нами, современными людьми, отягощенными небывалыми, с сравнении в жителями Херсонеса 101 года научными познаниями о человеке и мире, сейчас прошла невероятная по своей фантастичности история священомученика Климента.

И уже из нее видно, что вокруг личности Климента для РПЦ МП завязано очень много важных моментов касающихся российской истории.

Но тут уместно будет задаться и риторическим вопрос:

А что же в истории с Климентом, правда?

Ответ на этот вопрос получить трудно, ибо и в самой РПЦ МП до сих пор так и не пришли к единому мнению.

Вот два примера.

Первый: http://www.belmagi.ru/apostoly/kliment.htm

"Блаженный Климент был неразлучным учеником Петровым, разделял с ним его путешествия, труды, скорби и гонения за Христа, и участвовал в благовестии. Еще до своей страдальческой кончины от Нерона Петр поставил Климента во епископа.

После мученической смерти апостола Петра, Климент мужественно и с великодушным терпением управлял Римской церковью, твердо пас стадо Христово, которое, как хищные волки, хотели расхитить разные лжеучители. Многих язычников присоединил он к церкви Христовой не только из простого народа, но и из людей благородных и знатных, даже из рода царского.

Но Диавол, исконный враг всякого добра, внушил одному воину, именем Торкутиан, нечестивую мысль – вооружить против Климента язычников.

Взволнованный народ обратился к градоначальнику Мамертину с жалобой, что Климент унижает и поносит богов их.

Потому пусть или принесет им жертву, или погибнет. Напрасно верные защищали своего пастыря, тщетно доказывали, что, кроме добра, он ничего не сделал, – градоначальник позвал Климента на суд.

Выслушав, он не нашел его виновным, но счел за нужное известить императора Траяна.

Траян предписал: послать Климента в заточение на пустынное место близ Херсона, если не принесет жертвы богам языческим.

Но у епископа и мысли не было изменить святой своей вере. Он много говорил об этом с градоначальником, и слова праведника так на него подействовали, что тот со слезами отпустил от себя святителя Божия.

Многие из верующих последовали за Климентом, желая лучше терпеть добровольное изгнание со своим учителем, чем свободно жить в родном городе среди язычников.

На месте ссылки Климент нашел более двух тысяч христиан, в разные времена туда сосланных, принужденных обтесывать камень в горах.

На то же низкое дело осужден был и святитель. Благодушно переносил он тяжелые труды и бедствия и своим примером утешал других несчастных, разделявших с ним горькую участь.

Тяжелое положение сосланных христиан усугублялось нехваткой воды. Изнуренные каждодневными трудами, они должны были еще доставлять себе воду издалека.

По молитве Климента, в чудном видении ему было указано место – он раскопал там немного земли, и источник чистой воды полился пред глазами изумленных и обрадованных христиан.

Слух об этом чуде святого разнесся по всей стране и привлек к нему множество желающих узнать истинный путь ко спасению. Божественная благодать содействовала усердию святителя – каждый день он крестил толпы язычников. Под его руководством по всей стране стали строить храмы Божии, а языческие капища разрушать.

Его проповедь была так убедительна, что вскоре не осталось ни одного идола, и все неверные приняли крещение.

Услышав об этом, император Траян послал на место заточения Климента игемона Авфидиона, который начал истязать христиан разными муками.

Но видя их непоколебимость в вере, ревностное желание пострадать за Христа, мучитель велел потопить вдохновителя святого дела, Климента.

Когда сей великий муж был брошен в море с камнем на шее, народ, в великом числе собравшийся на берегу, горько плакал о кончине пастыря и учителя.

И было это 25 ноября 101 года, против берега Херсонеса,

По молитве его учеников Корнилия и Фива, море отступило от берега на несколько стадий, и все верные увидели нерукотворенную храмину, где лежали честные мощи мученика.

Когда же дерзнули взять его святое тело, то Господь восхотел чудодейственно прославить Своего раба и открыл ученикам святого: каждый год в память его блаженной кончины вода морская будет отступать от берега до семи дней – и верующие в продолжение этого времени будут приходить на поклонение угоднику Божию.

И действительно, каждый год море отступало от берегов, со времени царствования Траяна даже до правления Никифора, царя греческого.

Много было чудес, когда во время отлива морского верующие стекались на поклонение честным мощам.

Однажды забыт был отрок в нерукотворенной обители Климента, и море скрыло его. Горько плакали родители мальчика, но Господь, по молитвам угодника Своего, сохранил отрока от погибели.

В следующий год, когда снова отступило море, отец и мать нашли сына в обители святого невредимым.

На вопрос, как под водою он остался жив, отрок отвечал, что святой Климент сохранил его и отгонял всякий страх. Велика была радость родителей и всего народа. Верные благодарили и прославляли Бога и Его угодника.

Но в царствование Никифора, царя греческого, в один из годов не было морского отлива, и так повторялось более пятидесяти лет.

В IX веке пришли в Херсон Кирилл и Мефодий, направлявшиеся на проповедь к хазарам.

По их просьбе – отыскать духовное сокровище, честные мощи священномученика Климента – в Херсон из Константинополя послан был клир. Под звуки церковных песнопений духовенство вместе с Кириллом и Мефодием направилось на морской берег; но вода не расступалась.

После захода солнца все сели на корабль.

Около полуночи из глубины моря показался свет, и сначала явилась глава, а потом и все мощи священномученика, которые и были честно отнесены в город и положены в апостольской церкви.

Когда начали совершать литургию, Господь еще раз чудодейственно прославил Своего угодника. Многие, одержимые различными болезнями, получали исцеления от мощей священномученика".

Как видим и эта история не согласуется с первой и к тому же она дополнена еще более невероятными, по своей фантастичности подробностями.

Второй пример: http://www.patriarchia.ru/db/text/912792.html

"Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу.

Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека.

Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.

Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса.

Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды.

Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река.

Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря.

После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам.

Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика.

После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента.

Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов.

Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в "Писаниях мужей апостольских".)

Для того чтобы вы уважаемый читатель отдохнули и получили новую визуальную информацию предлагаю посмотреть небольшой фильм о священомученике Клименте.

http://www.youtube.com/watch?v=-vi1O4k3NVY&feature=player_embedded#!

И еще! А вы знаете, что глава эпископа Климента, до сих пор хранится в Киево-Печерской лавре? Если нет, то рекомендую посмотреть вот этот видео ролик.

https://www.youtube.com/watch?v=-EC47bQz_9w&feature=player_embedded

И в связи с этим, у УПЦ МП, да, и у ее главы – РПЦ МП есть прекрасная возможность подтвердить легенду о святом великомученике Клименте, передав эту свою святыню, для научного исследования.

В первую очередь для проведения датировки этих мощей и потом восстановления по костям черепа точного портрета одного их первых руководителей христианства.

Но, не спешат монахи Киево – Печерской лавры подвергнуть свое "сокровище" независимой экспертиз

е.

Ведь крушение этого мифа сразу лишить монастырь большой доли доходов приносимых туда прихожанами поклоняющихся "мощам эпископа Климента"



А теперь, когда вы отвлеклись, и может быть, в ваших головах появились новые мысли о прочитанном материале, мы можем ипродолжить наше историческое расследование:

И тут мы должны сразу сделать некоторые первоначальные выводы.

Во-первых, история не знает фактов, когда бы уровень Черного моря в районе Херсонеса Таврического, резко падал – "море отступало" на 500 и более метров от берега, причем чтобы это явление периодически (ежегодно) в одно и тоже время, повторялось на протяжении почти 700 лет. От 101 до 811 годов н.э
.

Во вторых, историками установлено, что казнить эпископа Климента распорядился не император Траян, а император Нерва.

http://www.ank.in.ua/index.php

"По свидетельству историка Евсевия, папа Климент I, сделавшийся епископом в 12-й год царствования Домициана (т. е. в 92 г.), после девятилетнего периода "проповедания слова Божия" скончался в третий год царствования Траяна, т. е. в 101.

Однако, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96-98 гг)."
 



Справка: Марк Кокцей Нерва (лат. Marcus Cocceius Nerva), более известный как Нерва, – римский император с 18 сентября 96 года по 27 января 98 года, основатель династии Антонинов и первый из "Пяти хороших императоров".

Происходил из знатного старинного сенаторского рода. В 71 и 90 годах Нерва был консулом, а после гибели Домициана в результате заговора был провозглашён императором. Он правил, согласовывая все свои действия с сенатом, права которого он восстановил. Политика экономии, проводившаяся Нервой, позволила привести в порядок государственную казну. В его правление осуществлялась раздача земли безземельным гражданам, был учреждён алиментационный фонд для нищих детей. В 97 году под нажимом военных усыновил своего полководца Траяна, сделав его своим соправителем и наследником трона. Вскоре после этого Нерва скончался от апоплексического удара[1].

Нерва носил победный титул "Германский". Трибунскую власть получал 3 раза (18 сентября 96 года и дважды в 97 году: 18 сентября и 10 декабря). Консулом был четыре раза: в 71-м, 90-м, 97-м и 98 годах

Теперь давайте разберемся с бродячими греческими философами Кириллом и Мефодием.
 



И выясним, были ли они в Херсонесе Таврическом?

Если были, то когда и зачем?

Как, когда и при каких обстоятельствах ими были обретены мощи святого Климента
?

Справка: Кири́лл (в миру – Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827-869, Рим) и Мефо́дий (в миру – Михаи́л; 815-885, Велеград, Моравия) (греч. Κύριλλος καὶ Μεθόδιος, ст.-слав. Кѷрї́ллъ и Меѳо́дїй), братья из города Солуни (Салоники) – реформаторы славянской азбуки и создатели церковнославянского языка, проповедники христианства.

Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные "учители словенские"; принятая очерёдность – сначала Мефодий, а потом Кирилл.



Но это официальная версия т она на совести тех кто ее озвучил и уже почти 1200 лет пытается навязать остальному миру. В первую очередь православному.


. А нам нужна, правда!

А, правда эта такова, что мы имеем дело с двумя античными авантюристами и искателями приключений на службе у византийских императоров.

Историки установили, что Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. "Солунь").

Их отец по имени Лев, "хорошего рода и богатый", был друнгарием, то есть офицером, при стратиге (военном и гражданском губернаторе) фемы Фессалоники.

В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) – старший, а Константин (Кирилл) – младший из них.

А Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне и который, по исследованиям современных лингвистов, и лег в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.

Справка: Фессалоника (ныне Салоники), крупный торг. город на пути, называемом Виа Эгнация, адм. центр второго из четырёх районов Македонии.

Македонский царь Кассандр, один из преемников Александра Македонского, сделал селение, первонач. принадлежавшее ионийским племенам, своей резиденцией и назвал его в честь своей жены Фессалоники, сестры Александра.

Свой наивысший расцвет город переживал в рим. эпоху.

Во времена, когда его посетил Павел, он насчитывал прим. 100 тыс. жителей, среди к-рых было много евреев. Во главе гор. управления стояли два "политарха" (в Синод. пер. – "городские начальники", Деян 17:6,8), этот титул встречается в надписи, сохранившейся на одной из древних арок.

Павел начал свою деят-сть в Ф. в синагоге (ст. 1 и след.); уверовавшие иудеи и греки образовали в городе церковь, в к-рую вошли, вероятно, большей частью обратившиеся язычники-эллины (ст. 4).

Во время пребывания в Ф. Павел получал поддержку от филиппийских верующих (Флп 4:16).

Но поскольку иудеи вскоре подняли волнения, ему пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство (Деян 17:5-10).

Членам преследуемой и искушаемой молодой церкви Павел направил впоследствии два послания (см. Послания к фессалоникийцам). Из Ф. происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд (Деян 20:4; 27:2).

До пострижения в монахи Михаил (Мефодий), пользуясь поддержкой друга и покровителя семьи, великого логофета евнуха Феоктиста, сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (губернатора) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.

Константин (Кирилл) был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Зачем он это делал никто пока объяснить не может.

Да и не разрешалось в Восточной Римской империи в то время переводить Библию на другие языки греческого и латинского.

И, тем не менее, о Константин (Кирилле) известно обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам.

По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета, Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально "хранителем библиотеки"; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе.

Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье.

Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ).

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина (Кирилла) в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. И Константин (Кирил) опасаясь для себя такой же участи, вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием тайно скрылся в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий.

В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

В 860 году Константин (Кирилл) направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана.

Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство.

Во время пребывания в Корсуни Константин (Киррил), готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то "русьское" письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо "русьские" письмена следует читать "сурьские", то есть сирийские – арамейские; во всяком случае, это не древнерусский язык, который в те времена не выделяли из общеславянского).

Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно "Житию" кончился победой Константина, однако каган веру не поменял.

Арабские источники и "Письмо Иосифа" дают иную картину: победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Константина с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры.

И так, мы проследили всю жизнь и деятельность Кирилла и Мефодия, но увы так и не получили ответа на наши вопросы о том, когда, как и где они обнаружили мощи священомученника Климента.

Но тут важно то, что Константин (Кирилл) был в Херсонесе Таврическом сам, без брата Мефодия

А в в "ЖИТИЕ КОНСТАНТИНА-КИРИЛЛА" http://old-ru.ru/03-42.html этот эпизод описывается так:

"Тогда цесарь стал искать Философа, и, найдя его, поведал ему слова хазар, говоря: "Иди, философ, к этим людям. Дай им ответ и поучение о Святой Троице с ее помощью, ведь никто другой не сможет достойно сделать это".

Он же сказал: "Если велишь, владыка, на такое дело с радостью пойду пешим и босым и без всего того, что не велит Бог ученикам своим носить". Отвечал же цесарь: "Если бы ты хотел от своего имени это делать, то правильно говоришь. Но помня о цесарской власти и чести, с почетом иди с цесарской помощью". И тотчас отправился он в путь.

И придя в Корсунь, научился там жидовской речи и книгам, перевел восемь частей грамматики и воспринял их смысл.

Жил же здесь некий самаритянин и, приходя к нему, спорил с ним. И принес книги самаритянские и показал ему. И попросив их у него, Философ затворился в храме и стал молиться. И получив разумение от Бога, начал читать книги без ошибки. Увидев это, вскричал самаритянин громким голосом и сказал: "Поистине те, кто в Христа веруют, быстро приемлют Дух Святой и благодать". Сын же его крестился тогда, а после того и сам он крестился.

И нашел Философ здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью.

И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком.

И вознося молитву к Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога.

(Очень важные данные, свидетельствующие что Кирилл и Мефодий не изобретали славянской письменности, а только приспособили и усовершенствовали уже бывшую в употреблении!)

И слышав, что мощи святого Климента еще лежат в море, помолился, сказав: "Верую в Бога и надеюсь на святого Климента, что должен мощи его найти и извлечь из моря".

И убедив архиепископа с клиросом и с благочестивыми людьми, взошли в корабли и поплыли к тому месту, когда успокоилось море.

И придя, начали копать с пением молитв.

И тогда распространился сильный аромат, как от множества фимиама. И после этого явились святые мощи, и взяли их с великой честью и славой.

И все священники, и горожане внесли их в город, как и пишет Философ в его Обретении".

Их этого отрывка видно, что Константин (Кирилл) действовал не один, а совместно с местным архиепископом и была снаряжена целая флотилия.

И, что были на суше, проведены раскопки и найдены некие "мощи", которые посчитали за мощи священномученика Климента.

Но, окончательный ответ на поставленные выше вопросы об обретении мощей священно мученика Климента я нашел вот в этой публикации.

http://www.graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-08-45/2012-03-18-09-25-51/103-climent автором которой является Андрей Васильев, председатель "Общества Святого Феодора Гавраса"

Текст, предается в сокращенном виде.

"Справедливости ради надо заметить, что не существует ни одного убедительного исторического свидетельства о пребывании в Херсонесе легендарного римского папы Климента.

Христианское предание утверждает, что Климент был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. За проповедь христианства он был сослан властями на окраину Римской империи, в Крым, где претерпел мученическую смерть в 103 г. РХ. Святого подвижника сбросили в море с якорем на шее.

Древняя церковь ничего не знала ни о мученичестве папы Климента, ни о его ссылке в Херсонес Таврический.

Греческий и латинский житийные тексты, в которых приводится эта легенда, были составлены не ранее конца IV века – начала V века, то есть спустя 400 лет, после описываемых в них событий, и имеют мало связи с реальностью.

Однако нельзя отрицать того, что на островке недалеко от Херсонеса действительно находилась гробница с мощами почитаемого Святого по имени Клиент, позже обнаруженная Константином Философом (впоследствии принял монашество и причислен к лику Святых как Святой Кирилл).

Свидетельства об этом слишком многочисленны, чтобы можно было отвергнуть их все как недостоверные.
 



Авторитетный российский эллинист Дмитрий Спиридонов предполагал, что в Херсонесе был свой местночтимый Святой Климент, образ которого в церковных преданиях позже слился с Климентом Римским, а также с другими известным святым – Климентом Анкирским, принявшим мученическую смерть недалеко от современной Анкары во время гонений на христиан в начале IV века.

Нелишне упомянуть и о византийской традиции, согласно которой Климент Римский умер там же, где и Климент Анкирский – в Анкаре.

Позже ученики перевезли его мощи в Херсонес, где они были выброшены идолопоклонниками в море, и с тех пор совершили немало чудес.

Так или иначе, к V веку уже прочно сформировалась легенда о том, что римский папа Климент похоронен где-то на острове недалеко от Херсонеса Таврического, где ежегодно совершается чудо. Как говорит "Мученичество Климента Римского", молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него.

С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на 20 стадий (3.75 километра) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице.
 



Масштабы чуда со временем росли. В VI столетии дьякон Феодосий писал: "Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется".

В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком.

На нем нашли остатки крошечного храмика, с криптой, в которую некогда был открыт доступ.

Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента. (6). Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не десятки стадий, как это утверждают легенды

В VIII веке крипта оказалась заброшенной. В это время уровень моря поднялся на 1-1.5 метров, в результате чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком.

Кроме того, в VIII-IX веках у власти в Византии находились императоры-иконоборцы, при которых почитание мощей хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось.

Местные духовные власти, выполняя директивы из Константинополя, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку. (7). Через несколько поколений о могиле святого подвижника все забыли. Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы в 861 году в Херсонес не приехал молодой священнослужитель Константин, по прозвищу Философ.
 



Константин направлялись с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Зиму 860-61 гг. он решил провести в Херсоне, изучая еврейский язык, необходимый для ведения богословских диспутов с хазарскими иудеями.

Однако молодой ученый не удовлетворился филологическими занятиями в сонном зимнем Херсонесе, инициировав поиски мощей Святого Климента

В современной научной литературе нередко пробуют приуменьшить заслуги Константина.

Идею с поиском мощей приписывают то константинопольскому двору, то местному духовенству.

Самому же просветителю славян отказывают не только в праве участвовать в обретении мощей, но даже обвиняют его в том, что он тайно похитил их часть!

Главный аргумент в пользу пересмотра роли Константина Философа в том, что он не принадлежал к числу сильных мира сего, не был обладателем пышных званий, санов и титулов.

Маловероятно, однако, что события, произошедшее в Херсонесе зимой 861 года, были организованы Константинопольским двором, стремившимся к дипломатическому соглашению с папским Римом.
 



Хорошо известно, что ни в одной византийской хронике они не нашли своего отражения, и о них, судя по всему, были плохо осведомлены в имперской столице.

Для подтверждения версии об инициативе херсонесских клириков обычно цитируют текст "Прологов" так называемой "второй русской редакции" "Слова на перенесение мощей святого Климента из глубины моря в Корсунь".

В нем действительно говориться, что Херсонесский епископ Георгий, обеспокоенный утерей важной Святыни, лично отправился к патриарху в Константинополь с просьбой содействовать в ее обретении.

О роли Константина в этом тексте не упоминается. Однако автор редакции, живший спустя много лет после описываемых событий, был очень плохо осведомлен о них, путал имена, факты, даты, поэтому вряд ли стоит опираться на столь зыбкое основаие для построения новых научных гипотез.



Тем более, что у нас имеются свидетельства современников. Кстати, из источников известно, что Константин, сам старался скрыть свое участие в перенесении мощей св. Климента, боясь "греха гордыни", и даже не упомянул о нем в составленном им самим описании событий. Однако его роль была слишком важной, чтобы ее можно было проигнорировать.

Так, согласно свидетельству Смирнского митрополита Митрофана, который в это время находился в ссылке в Крыму, именно Константин побуждал Херсонесского епископа, священнослужителей и народ взяться за "разыскание столь драгоценных мощей святого и апостолика".

Константин был универсально начитан. Еще в молодости, приняв священнический сан, он получил назначение в патриаршью библиотеку в Константинополе, где хранилось огромное количество древних текстов в том числе "отреченных" или апокрифических.
 



Из свидетельств современников известно, что Константин, видимо, захватил с собой в Херсонес какие-то манускрипты, в которых содержалась информация о мучении, чудесах, сочинениях блаженного Климента и о постройке храма для его мощей недалеко от Херсонеса. Эти книги он и предъявил местному священноначалию.

Многие херсонеситы вдохновились идеей поиска древней святыни. Константин, руководствуясь воспоминаниями местных жителей, провел предварительное и целенаправленное исследование берегов будущей Севастопольской бухты, пока, наконец, не нашел то место, которое подходило под описание гробницы св. Климента.

О дальнейших событиях мы знаем из "Слова на перенесение мощей преславного Климента", которое, возможно, написал сам Константин Философ.

Обретение мощей

Ранним утром 30 ноября 861 года от Херсонесской пристани отошел корабль. На его борту находились императорский посол Константин Философ, епископ Херсона Георгий со своим причтом, певчие, несколько знатных горожан со слугами. Так началась экспедиция с целью поиска мощей Святого Климента Римского, которой суждено было изменить историю всего славянского мира.

Главный ее организатор Константин, будущий учитель словенский, с тревогой смотрел в темное беззвездное небо, вслушиваясь в молитвенные просьбы екетении.

Миром Господу помолимся! – возгласил иерей херсонесского храма св. Прокопия Соломон.

Господи помилуй! – ответил хор.

– О вышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся – Господи помилуй... О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Господи помилуй... О Богохранимей стране нашей, властех и воинтсве ея, Господу помолимся...

Константин тихо молился Святому Клименту. Мысль об обретении мощей подвижника, которого он считал покровителем дела всей жизни, жгла его давно, будто искра, попадающая в кучу угля. Еще во время пребывания в монастыре на далеком Олимпе душа его желала голубиных крыльев, чтобы долететь до гроба Святого и отдохнуть на нем.

"Не отврати ны посрамлены, Клименте, верою припадающа к твоему гробу, Святый", – повторял молодой священник.

Корабль уже входил в бухту, ранее указанную одним из херсонесских верных старожилов, сохранившим память о месте, где находилась почитаемая ранее святыня.

Но случилось то, что и должно было произойти в пасмурное зимнее утро.

Небеса разверзлись мощными дождевыми потоками. Священник Соломон был смущен.

В темноте, под проливным дождем он не видел находившийся у него в руках текст с песнопениями, и не мог вести хор.

Внезапно облака рассеялись, проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние.

Вознеся хвалу Святому Клименту, участники экспедиции сошли на берег с факелами и светильниками.

Больного и немощного епископа Георгия служки несли на переносном кресле. Поклонившись до земли, начали слушать утреню, которую служил сам архиерей.

Затем, обойдя остров, увидели небольшой курган, где и решили начать раскопки под пение псалмов и молитв.

Копать пришлось долго. Некоторые потеряли надежду и не видели смысла продолжать работу. Но тут один из служек наткнулся на реберную кость.

Это придало силы участникам благочестивой экспедиции. Теперь рабочие уже без понуждения копали землю.

Когда хор пел 33-й псалом, в котором есть такие слова "Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится", в раскопе показался череп Святого мученика.

Воцарилось всеобщее ликование. Некоторые плакали от радости. Ребра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей – все было сложено в специально подготовленный ковчег. Епископ Георгий, несмотря на преклонный возраст, возложил ковчег себе на голову, и поднялся на борт судна под пение благодарственных молитв. Вместе с мощами Святого на корабль погрузили и якорь, который по преданию был орудием казни Климента Римского.

Благочестивые паломники вместе со своей драгоценной находкой отправились в обратный путь. Когда корабль приближался к Херсонесу, они увидели огромную толпу народа у западных городских ворот со светильниками и свечами.

Во главе процессии находился городской стратиг Никифор со своими приближенными.

Он вышел на встречу мощам, облобызал раку и просил епископа поставить ее на время на специально сооруженный столп, дабы она была доступна для обозрения всем херсонеситам.

Архиерей совершил благодарственный молебен, а Константин Философ прочитал торжественную речь на обретение мощей Святого Климента Римского.

Толпа все росла, встречать мощи вышли все христиане города, и процессия столкнулась с неожиданной проблемой.

Из-за большого количества народа невозможно было продолжать движение. Шедший во главе молодой стратиг Никифор в силу неопытности не смог организовать городскую стражу так, чтобы она обеспечила проход в толпе.

В связи с этим мощи изначально были доставлены в загородный храм Святого Созонта.

Затем, когда стало уже совсем темно, и народ начал расходиться по домам, их перенесли в храм Святого Леонтия у западной оборонительный стены, где и оставили на ночь.

На следующее утром, затемно начался крестный ход с мощами по всему городу, в котором приняло участие множество херсонеситов.

После его, их доставили в кафедральный собор (Уваровскую базилику), где была отслужена Божественная литургия.

(конец ч.8)
 


 

 Комментарии

Комментариев нет