РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Херсонес Таврический -Корсунь -Севастополь ч.24

1914 просмотров

Херсонес Таврический в 988-989 годах
 

ч.24

Херсонес Таврический в 988-989 годах

В этой части мы уважаемый читатель займемся изучением состояния города Херсонеса Таврического или как его называют в византийских документах Херсонеса, а российских летописях Корсунем, перед его осадой в 988-989 годах войсками киевского конунга (князя) Вальдемара Святославовича.

А Херсонес был на то время самым древним (1400 лет письменной истории) из всех греческих городов-государств, основанных в Крыму.

И он был единственным, кто сумел выстоять в постоянных войнах с многочисленными ордами кочевых народов: скифами, гуннами, хазарами, периодически проходившими людскими волнами через степи Юга Украины, двигаясь дальше на Запад в сторону богатого Рима.

Сам же город Херсонес представлял собой мощную крепость, расположенную на скалистом участке побережья Крыма, которая примыкала на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе.

Основали город его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

Оборонительная система Херсонеса по состоянию на 988 год в первую очередь представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря.

Общая протяжённость стен – 2,9-3,5 км, толщина до 4 м.

Имелось на стенах 32 боевые башни, 7 боевых калиток и 6 отдельных ворот.

Высота стен достигала 8-10 м, башен 10-12 м



Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.



На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

Это хорошо видно вот на этом фото.



Военная и светская власти в городе в 988-989 годах находилась в руках византийского стратига Стефана Эротика.

Он был назначен императорами Византии Василием и Константином.

Военный контингент в Херсоне состоял из отрядов солдат византийской армии, флотилии военных судов и наемной варяжской дружины.

В этой дружине находился и варяг по имени Жербен. который сыграл роковую роль во взятии Херсонеса.

О нем известно, что ранее он был в дружине киевского конунга Вальдемара.

Церковная власть была в руках херсонского епископа.

И если поверить фальсифицированным российским летописям, то в 988-989 г. в Херсоне епископом был Анастас или "Анастас Корсунянин".

Но тут очевидно самодельная переделка и Корсунянин э то позднее прозвище, а не родовая фамилия.

Так же точно, не известно был ли он епископом или просто рядовым священником или настоятелем одного из херсонских христианских храмов.

Но о нем известно так же, что он по своему происхождению был славянином, а не греком. О нем так же известно, что он был в составе посольства византийского императора Василия II к князю Владимиру с просьбой о помощи в подавлении мятежа Варда Фоки в начале 987 г.

И считается, что с этого времени Анастас начал служит Владимиру своего рода тайным агентом, а затем и его доверенным лицом.

Те из вас уважаемые читатели, которые засомневались в утверждении автора о фальсификации древнерусских летописей я рекомендую для саморазвития прочитать вот эту работу академика М. Брайчевского:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Braich/05.php

А продолжая рассказ о Херсонесе, я хочу сказать, что во всем остальном управление и жизнь Херсонеса была урегулирована византийскими законами, поскольку город давно потерял статус независимого города.

Так же надо сказать, что Херсонес в 988-989 годах как бы достиг пика своего развития и поэтому темпы его экономической жизни снизились, состав населения был смешанным, с низким процентом коренного греческого населения.



А поскольку город и его население находились на краю Византийской империи отделенным от нее Черным морем, то благодаря этому избегали многих опасностей и войн что происходили в Византии.



И складывается впечатление, что горожане, находясь в такой "тихой гавани" как бы просто пожинали плоды своего роста, достигнутого во времена нахождения города под властью Римской империи.

А произошло это в I в. н. э. Херсонес и первую очередь стал базой его флота и гарнизона в Северном Причерноморье.

Римский гарнизон размещался в так называемой претории – цитадели, отгороженной от города крепостной стеной.

Как и всюду в империи, римляне стремились к созданию максимального комфорта: в эту пору идет оживленное строительство жилых и общественных зданий.

Новые хозяева перестраивают сооруженный в III в. до н. э. театр, расширяют его и, по-видимому, приспосабливают под цирк.



А в полутора-двух метрах над орхестрой возвышался каменный помост для выступления актеров – проскений, украшенный по фасаду полуколоннами, а над ним – здание, в котором артисты переодевались и на фоне которого шло представление.

На орхестре, против центрального прохода, стоял жертвенник- фимела, с востока в театр вел вход – парод, с запада он почти упирался в крепостную стену.







До трех тысяч горожан могли сострадать здесь трагическим героям, могли смеяться над остротами комедиантов, а в римское время – развлекаться травлей зверей и боями гладиаторов



От источников, расположенных за 8-9 км от Херсонеса, у Караньских высот, по водопроводным трубам в город поступала вода, а это давало возможность строить большие общественные бани -термы.

В отличие от современных бань, они предназначались не только для мытья.

Такого рола "банный комплекс" включал в себя, помимо парилен и бассейнов с горячей и холодной водой, площадки для гимнастических упражнений, галереи и залы для отдыха и бесед.

Кроме того, на площадях, у театра и терм устроены были так называемые латрины – туалеты с проточной водой.

Общую правильную планировку и, как говорят архитекторы, "принципы функционального зонирования", унаследованные от античности, город сохранил и в 989 году.

Но, римляне пришли и ушли в (IV в.н.э), а город продолжал жить. И естественно, что его облик менялся. Особенно большие изменения начались после победы новой религии – христианства.

Воинствующие апологеты нового учения, быстро уничтожили античные общественные сооружения, рельефы и статуи, декреты и постановления Народного собрания.

На месте разрушенных построек и часто из их остатков возводятся христианские церкви, баптистерии (крещальни) и часовни, жилые дома, лавки, мастерские...

И главной деталью городского пейзажа в Херсонесе с V- VI вв. становятся христианские храмы.



Их ставили на каждой городской площади, в глубине кварталов, часто рядом друг с другом.

Большинство их относится к разряду "базилик".

Не все знают, что такое базилика и чем она отличается от обычного храма, поэтому я немного отвлекусь от темы повествования, чтобы пояснить этот вопрос.

На площадях (форумах) городов античного Рима базилики служили местами для собраний, рынками и т. д.



В первых веках пашей эры, с распространением христианства, базилика стала основным типом христианского храма.

Продолговатое четырехугольное здание, разделенное колоннадами на три, реже – пять, залов-нефов.

В восточной стороне центральный неф обязательно, а нередко и боковые, завершались полукруглыми или многогранными алтарными нишами – абсидами. Центральный неф базилики перекрывала двухскатная кровля, он был выше боковых.

На уровне односкатной кровли боковых нефов в стенах центрального были окна (второй свет). Языческие храмы, где религиозные обряды совершались на прилегающей к храму площади, украшали, главным образом снаружи. Христианское же богослужение шло в храме.

Поэтому внешнее убранство ранних христианских храмов лаконично, зато внутри базилики, крестообразные и крестовокупольпые храмы богато отделывали фресками, мозаикой, резьбой по камню.

В 1853 г. в северо-восточном районе Херсонеса начаты раскопки религиозного центра средневекового города. И вот что там увидели археологи:

"В нем открыли самую крупную в Крыму трехнефную базилику (длина 50 м, ширина 22 м).

Пол центрального нефа вымощен мраморными плитами, в боковых полы выполнены в мозаике. С юга к базилике была пристроена длинная узкая галерея.

Перед храмом широкий двор с крытыми галереями по бокам и фонтаном в центре. Чуть южнее сохранилось здание, может быть, дом священника. Оно соединялось с базиликой крытой галереей.

Из двора базилики лестница вела к крестообразному зданию с купольным сводом – баптистерию (крещальне).

Стены его сложены необычно: ряды камней чередуются с рядами плоского кирпича. Каждую ветвь креста внутри здания завершает полукруглая ниша – эдикула. В центре крещальни – купель, представляющая собой бассейн, облицованный мрамором.

Вода в него шла по трубе из второго, наружного бассейна и сливалась в канал под полом.

Стены внутри баптистерия декорированы мраморной облицовкой и фреской, а купольный свод и полусводы эдикул – мозаикой (золотые звезды на темно-синем фоне).

Большинство херсонесских базилик к концу X в, были разрушены.

На их месте построены небольшие скромные церкви и часовни, по одной-две в каждом квартале.



Расположение христианских храмов в Херсоне (средневековое название Херсонеса) весьма своеобразно. Как правило, христианские храмы ставились по оси запад – восток, в Греции, на Балканах и в России алтарем к востоку, в странах Западной Европы – к западу.

В Херсоне церкви строили в условиях сложившейся планировки города и не считаться с направлением улиц, кварталов и площадей было невозможно.

Поэтому церкви, соборы, часовни здесь вписывали в уже существующую сеть основных магистралей, ориентируя храмы по оси юго-запад- северо-восток, алтарем на северо-восток.

Так же, работая, над сбором материалов о Херсонесе я обнаружил и редкий сборник документов "Известия Таврической ученой комиссии" изданных в Российской империи за 1912 год



И там, в сборнике N46 я нашел вот такое объяснение причин похода киевского князя Владимира на Херсонес Таврический.

Чем оно интересно для современного читателя?

А тем, то мы тут как бы видим официальную (цензурную) версию точки зрения российской историю, написанную для русского народа и представителем этого же народа с характерной фамилией Иванов.

И то, что это текст написан не историками типа Карамзина, Соловьева, Платонова, сумевшими в своих трудах маскировать неприглядные стороны Российской империи, а обычным уездным врачом Е. И. Ивановым, работавшим в Таврической губернии и написавшими свою работу "Херсонес Таврический" в память 900- летия Крещения Руси. Сути дела не меняет.

И вот что написал Е. Иванов:

"Историки недоумевают, почему Владимірь пошелъ на Кор¬сунь цельімь походомь, и не находять ответа на свой вопросъ, темь более, что не задолго до этого онъ, казалось, былъ въ самыхъ дружеских" отношеніяхь съ византійскими императо¬рами и оказалъ имъ громадную услугу, пославъ сильный отрядъ противъ возмутившагося полководца и претендента на престолъ Варды Фоки.

Какъ мне кажется, весь походъ Владиміра, этого Петра Великаго древней Руси, какъ его называетъ Герцбергъ, объяс¬няется очень просто.

Владимірь долго думалъ о реформе рели- гіи; но, подумавъ, решиль провесть ее очень широко и связать съ общимъ подъемомъ просвещенія Руси, которую онъ, оче¬видно, мечталъ включить въ число европейских державъ того времени и разсчитывалъ это сделать путемъ родственная сближенія съ домомъ византійскихь императоровъ, у которыхъ была незамужняя сестра Анна.

Бракомъ съ нею Владимірь разсчи¬тывалъ возвысить себя въ глазахъ своихь окружающихъ и ближайшихъ соседей, темь более, что въ то время даже развали¬вающаяся Византія считалась наиболее культурнымъ и богатымъ государствомъ Европы.

Константинополь въ ту эпоху занималъ место современ¬ная Лондона или Парижа, а Херсонесъ Таврическій былъ громаднымъ по тому времени торговымъ центромъ.

"Византійци, яворитъ Герцбергъ, были тогда почти единственными посредниками восточно-азіатской торговли того времени съ западными и северными странами, такъ какъ все индійскіе и китайскіе товары приходили къ нимъ по среднеазі-атской караванной дорогі и чрезъ Хозарскую землю.

Византійскія монеты преобладали въ тогдашнемъ міре, за исключешемъ восточныхъ халифатовъ, и византійцьі снабжали западный стра¬ны нужной имъ золотой монетой, которая обращалась тамъ не¬сколько вековь позднее"...

Относительно наукъ и искусства говорить нечего: Констан¬тинополь стоялъ во главе всей Европы.

Какъ было, при такихъ условіяхь, не принять релагію Царьграда и не породниться съ его царекимъ домомъ?

И русскій князь Владимірь рёшилъ это сделать.

Для этого надо было отправиться либо въ Константи¬нополь, либо въ Корсунь.

Идти въ столицу Византіи съ войскомъ было далеко, трудно и не по средствамъ, а безъ войска-для русскаго князя, грозив-шаго имперіи походомъ, и не безопасно;

Къ тому же здесь онъ рисковалъ жизнью, и могъ не получить руку Анны.

И Владимірь мирно направился въ Корсунь;

Отсюда онъ разсчитывалъ воздействовать на царей и здесь же положить начало своей грандіозной реформы, обновившей всю Русь.

Но почему же онъ, однако, шелъ съ большимъ войскомъ?

На это было много причинъ.

Во-первыхъ, было небезопасно двигаться но враждебнымъ печенежскимъ степямъ, где еще не такъ давно сложилъ голову князь Святославъ съ своей верной, но усталой дружиной.

Во вторыхъ, -не гоже было великому князю, правителю Русской земли, идти на крещеніе съ малымъ числомъ людей.

Да, наконец, для воздействія, надо было иметь съ собой внушительный силы.

Владимір, собралъ ихъ и весной 988 г. былъ подъ стенами Корсуня"

Вот так, оказывается все было просто и ясно российским верноподданным в 1912 году!

Но и сто лет спустя если спросить кого либо российских туристов бродящих в летнюю жару по развалинам Херсонеса, что нибудь об его истории Херсонеса, то они ничего,как о крещении князя Владимира, и то в редких случаях, сказать не могут.

Но, зато почти каждый считает, что Севастополь это Русская Троя!

А на вопрос "А почему "Русская Троя"", следует ответ – "Ну, как же – Свестополь ведь город русской славы, значит и эти развалины тоже русские!"



Ну, что тут скажешь, кроме вот этого последнего может быть аргумента....



(конец ч.24)
 
03 October 2012

Немного об авторе:

СТАРЫЙ СОЛДАТ....... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет