РЕШЕТО - независимый литературный портал
Бровко Владимир / Публицистика

Герои и предатели ч. 6-5

1103 просмотра

Причастен ли Ватикан и лично римский папа Пий XII к убийству Ярослава Галана?

 ч.6-5
Причастен ли Ватикан и лично римский папа Пий XII к убийству Ярослава Галана?

         Чтобы получить правильный ответ на это вопрос, нам нужно сделать хотя бы краткий обзор о взаимоотношениях Я. Галана, как крещенного греко-католика с Ватиканом.
        И начнем мы наш анализ с трудов Я. Галана, чтобы в них найти ответ на причины его «не любви» к Ватикану и католической ветви христианства, в частности.
        А он, в своих, особенно послевоенных сатирических памфлетах резко критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана). Вот небольшой список этих работ.
 «Их лицо» (1948), 
«На службе у сатаны» (1948),
«Перед лицом фактов» (1949),
«Отец тьмы и присные» (1949),
«Ватиканские идолы жаждут крови»,
«Сумерки чужих богов»,
«То, чего не забывают», 
«Ватикан без маски» 

      И по утверждению советской пропаганды, именно в связи с этим, 13 июля 1949 года римский папа Пий XII якобы и отлучил Я. Галана от церкви. 
     В ответ на это Я. Галан написал памфлет «Я и папа».
      Где в присущем ему провокационно-оскорбительном стиле, изложил свою версию этого события.

     Но, к самому памфлету мы еще вернемся, а пока давайте посмотрим на нашего второго героя этой части - Римского папу Пий XII. 
     И тоже зададимся вопросами: «А что мы знаем о нем?» и «Был ли он реакционером и «Поддерживал ли он А. Гитлера в развязывании и ведении Второй мировой войны?» в чем его лично и католическую церковь собственно и обвинял Я. Галан в вышеперечисленных памфлетах

     А кратко о папе Пий XII ( до интронизации — Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли, можно сказать следующее.
      Родился он 2 марта 1876 года, Рим , Кастель-Гандольфо) 
Стал первым папой, избранным из государственных секретарей, начиная с Климента IX в 1667 году.
       Пачелли происходил из благородной семьи — он был внуком основателя ватиканской газеты «L’Osservatore Romano» Маркантонио Пачелли, племянником финансового советника Льва XIII Эрнесто Пачелли и сыном начальника ватиканских юристов Филиппо Пачелли. 
       В апреле 1899 года Пачелли стал священником, в июне 1920 года был назначен апостольским нунцием в Веймарскую республику, а 16 декабря 1929 года получил кардинальский сан и широкие полномочия. 
      В письме кардиналу Пьетро Гаспарри от 14 ноября 1923 года Пачелли написал, что национал-социалистическое движение антикатолично и несёт антисемитизм.
       3 июня 1933 года в документе «Dilectissima nobis» Пачелли подчеркнул космополитизм во внешней политике, но в августе касательно нацистской политики написал британскому представительству при Святом Престоле о казнях евреев и о царстве террора, которому был подчинён целый народ.
        С 1920 по 1940 год Пачелли заключил конкордаты с Латвией, Баварией, Польшей, Румынией, Литвой, Пруссией, Баденом, Австрией, Германией, Югославией и Португалией и нанёс ряд дипломатических визитов, в том числе в США в 1936 году, а в марте 1942 года установил дипломатические отношения с Японией.
        Справка: Конкорда;т (от средневекового лат. concordatum — соглашение, от лат. concordo — нахожусь в согласии) — по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. 

         Но, нас интересует только один из этих  документов -Конкордат 1933 года (Имперский конкордат) — договор (конкордат), заключённый 20 июля 1933 года между нацистской Германией и Святым Престолом и определявший статус Римско-католической церкви в Германии. Тем более что он  действует в Германии и на день сегодняшний!
          Согласно конкордату Германия декларировала свободу церкви в решении внутренних вопросов, предоставляла широкие возможности для католического образования, расширяла сферу применения церковного брака, позволяла священникам служить в государственных госпиталях, тюрьмах и схожих государственных учреждениях.
          В свою очередь, важной уступкой со стороны церкви был роспуск католических политических организаций и запрет священнослужителям вступать в такие организации. 
          Партия Центра самораспустилась незадолго до подписания соглашения, что было предварительным условием заключения конкордата.
       Сам конкордат рассматривался как защитная мера в преддверии будущих репрессий и меньшее зло по сравнению с временами Культуркампфа.
       Уже в первую неделю после подписания конкордата нацисты начали проводить политику, которая была прямым нарушением соглашения. Уже 25 июля был принят закон о принудительной стерилизации, вызвавший возмущение церкви.
          Позднее нацисты репрессировали множество священников и католических общественных деятелей, закрыли множество организаций и журналов. 
         10 марта 1937 года Пий XI, окончательно утративший иллюзии относительно природы нацистского режима, опубликовал энциклику Mit brennender Sorge, критиковавшую нацизм.
        Как папа римский Пий XII с 2 марта 1939 года, провозгласил догмат о Вознесении Девы Марии и символически посвятил мир Непорочному сердцу Марии в 1942 году. 
        Понтификат Пий XII ознаменовался крайне сложной внешнеполитической ситуацией, когда Папа оказался «связанным» по рукам и ногам в оккупированном нацистами Риме. 
          Весьма сложными оказались отношения Ватикана, как и с антигитлеровской коалицией, так и с пронемецким лагерем.
        На Папу постоянно оказывалось давление извне.
        На Востоке сложились крайне неоднозначные отношения с Советским Союзом, в котором проводились как активная политика искоренения религии вообще, так и гонения на католическую церковь в частности.
          Во время Холокоста во Второй мировой войне, Пий XII, по некоторым оценкам, оказал всю ту возможную помощь евреям, которую мог. 
         Именно по его указаниям, представители Святого Престола укрывали евреев от нацистов и выдавали им фальшивые паспорта.
          Пия XII называли «Папой Марии» — за его огромную приверженность Матери Божией, проявившуюся в объявленном им вероопределении относительно Её Успения.
           Папа Пий XII скончался 9 октября 1958 года. С его понтификатом заканчивается «Эпоха Пиев».
          18 октября 1967 года Папа Павел VI начал процесс беатификации Пия XII. 

         И как сам видит читатель, папа Пий XII был влиятельном и уважаемым европейским политиком ничем не скомпрометировавший себя во время Второй мировой войны и после нее.
       И сейчас идет процесс беатификации Пия XII. Но не все знают, что это такое и зачем оно проводится. 
        В связи с чем пользуясь случаем кратко расскажу.
         
       Беатификация (лат. beatificatio от лат. beatus — «счастливый, благословенный») — причисление умершего к лику блаженных в католической церкви.
       Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых. Беатификация понимается как этап, предваряющий канонизацию
       Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение nihil obstat («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации. 
       С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий». Обычно решение nihil obstat даётся не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. 
       Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.
        Далее создается инициативная группа, начинающая сбор материалов о жизни умершего человека и свидетельств о его жизни и посмертных чудесах, своего родадосье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству. 
        Информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией.
        Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника.
         Инициативная группа назначает постулатора — человека, компетентного в учении Церкви и богословии, который будет представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане.
          Следующим этапом является епархиальный процесс, в ходе которого епископ и специальная комиссия рассматривают досье и, в случае положительного вердикта, передают его в Ватикан.
          В Ватикане, в свою очередь, проводится некое подобие судебного процесса, на котором рассматриваются как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы её противников (последних до 1983 года назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»).
         Если процесс завершается в пользу кандидата, то дело рассматривает ватиканская конгрегация по делам святых. Окончательное решение о причислении слуги Божьего к лику блаженных принимает папа.
        В ходе торжественного провозглашения нового блаженного, которое обычно (но не всегда) проходит в Cоборе Cвятого Петра в ходе торжественного богослужения, открывается покрытая тканью икона блаженного и поётся гимн «Te Deum».

     Разобравшись с историей жизни и деятельности папы Пия XII мы теперь сможем перейти к нашему политическому памфлетисту Я. Галану, но вначале давайте усвоим, что же в литературе понимают под ПАМФЛЕТОМ

     ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. 
     Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

        А вот теперь, давайте полностью прочтем и сам памфлет Ярослав Галан под названием «ПЛЮЮ НА ПАПУ»! 
Я затем обсудим впечатление от прочтения.

«13 июля 1949 года в моей жизни произошло знаменательное событие: папа Пий XII отлучил меня от церкви. 
Отлучил, как отлучают теленка от коровы. 
Без предупреждения.
Откровенно говоря, конфликт между нами начался довольно давно, примерно лет сорок назад, когда нынешний Пий XII был еще молодым попиком Пачелли, а на святом престоле сидел Пий X. 
Каждое воскресенье учитель водил нас парами в церковь монашеского ордена василиан, призывал любить императора Франца-Иосифа и ненавидеть «москалей», которых, говорил он, надо уничтожать под корень.
Однако, вместо того чтобы бить «москалей», пан-отец с легкостью бил нас, школяров.
Однажды пан-отец спросил меня:
— Почему святого отца мы зовем Пием?
Я простодушно ответил:
— Потому что святой отец любит выпить.
Не успел я опомниться, как мой живот очутился на поповском колене, а священная розга высекла на моем теле десять заповедей.
Господь не наделил меня смирением, и, очевидно, потому, вернувшись домой, я еще с порога крикнул матери:
— Плюю на папу!
Никто, кроме матери, этого не слыхал, но, видимо, вездесущий бог донес своему римскому наместнику, ибо с тех пор греко-католическая церковь начала против меня холодную войну.

И не только против меня. Вскоре я убедился, что таких грешников немало.

К ним в первую очередь принадлежали гимназисты, принимавшие участие в чествовании памяти Ивана Франко.
Для них учитель закона божьего придумал особое наказание: в самую жестокую жару сажал их на солнцепек. 

На протесты отвечал:
— А на концерте в честь Франко вы декламировали: «Мы стремимся к солнцу!» 
Вот вам и солнце. Погрейтесь!..
По-настоящему мой конфликт со святым престолом обострился, когда я в минуту хорошего настроения в одном журнале назвал митрополита Шептицкого мутителем святой водички.

Этот удар был для князя греко-католической церкви громом с ясного неба.
Как раз в это время граф Шептицкий был увлечен папоугодным делом подготовки антисоветского крестового похода.

Моя нетактичность вызвала понятное возмущение: поповны отвернулись от меня, а их отцы разорвали мою прямую связь с небесами, запретив пускать меня в церковь.
После этого Шептицкий впал в черную меланхолию, и только приход Гитлера к власти поставил его снова на ноги.

      Несколько лет назад умер монсиньор Ратти, то бишь Пий XI, и его место занял новый мой противник — Пий XII. 
      Все знаки на небе и на земле показывали, что в лице этого Пия я буду иметь еще более заклятого врага, чем два предыдущих, с Бенедиктом XV включительно, ибо он был одним из крестных отцов «третьего райха», он толкал Гитлера на войну против СССР, по его требованию Пилсудский шел огнем и мечом против моих неуниатских земляков Холмщины и Волыни.

     Друзья говорили мне, что дни мои сочтены и что я должен ждать контрудара. 
     Как всегда, в таких случаях, друзья несколько преувеличивали.
      Мокрая работа в то время в Ватикане была только запланирована.
      У Шептицкого не было еще тогда почетной стражи в лице гитлеровских солдат, а его прелаты еще не франтили в эсэсовских мундирах. Пока с их стороны я мог ожидать только сухой работы. 
      Им нужен был повод. И они нашли его.
Как-то в рождественский вечер я зашел к Александру Гаврилюку.»
         Справка: Гаврилюк Александр Акимович [10 (23). 4.1911, с. Заболотье Бельского уезда Седлецкой губернии, ныне в Польше, — 22.6.1941, Львов], украинский советский писатель. Родился в крестьянской семье. 
         В 1929 вступил в Коммунистическую партию Западной Белоруссии. Стихи «Воспоминания заключённого» (1929) стали песней политзаключённых в польских тюрьмах. В 1929—39 Г. 14 раз подвергался арестам, дважды был в польском концлагере Берёза-Картуская, из которого в сентябре 1939 его освободила Красная Армия. 
        В поэме «Львов» (1939) Г. воссоздал картину революционных событий 1936 во Львове. В памфлете «Паны и панычи над “Кобзарём”» (изд. 1936) Г. разоблачал так называемых «украинских буржуазных националистов». В поэме «Песня из Берёзы» (1937, изд. 1941), в повести «Берёза» (1941, изд. 1946) изображена борьба против полицейского режима в концлагере.
         Погиб вместе со Степаном Тудором в первый день Великой Отечественной войны во Львове от случайного попадания немецкой авиабомбы».

         «Над нами и под нами, справа и слева люди колядовали. Воспоминания детства нахлынули на нас, и, растроганные, мы решили опрокинуть чарочку. 
Традиционной рыбки не было, но ее с успехом заменило сало.

        Выпили по одной. И тогда Гаврилюку пришло на ум пригласить к столу домовладельца, жившего рядом. Тот приглашение принял, но, увидев на столе сало], по-тараканьи зашевелил усами и попятился к двери. 
        Только тогда Гаврилюк понял, что богобоязненный усач был членом ультрамонтанского «братства сладчайшего Иисусова сердца».

        Через несколько дней весть о совершенном преступлении дошла до консистории, а вскоре и до конгрегации священной канцелярии в Риме.

         По этому поводу львовская дефензива [охранка] начала следствие. Возмущение шпиков нашим святотатством не имело границ. 
        Гаврилюка в то время не было в городе, и повестку вручили только мне. Седовласый агент сидел передо мной и укоризненно покачи¬вал головой.

— Ваше тело, — говорил он, — сгниет в тюрьме, но что есть тленная плоть в сравнении с бессмертной душой, которую вы так безжалостно губите?
Седоголовый шпик жалобно высморкался и безнадежно махнул рукой.
— Идите, грешник, догнивайте в тюрьме, а я буду за вас молиться.
Шпик молился, а я сидел в тюрьме...

       Прошли годы. Украинский народ воссоединился в едином государстве — Украинской Советской Социалистической Республике. 
Были ж времена! — Товарищ К.
Наплевали на папу все западные украинцы и разорвали унию и готовятся сейчас к настоящему народному празднику десятилетия воссоединения.

Святой престол сменил Гитлера на Трумэна, однако от этого мои взаимоотношения с ним ничуть не улучшились. 
Наоборот. По данным, имеющимся в моем распоряжении, Пий XII узнал, что в глубоком шкафу редактора издательства «Радянський письменник» лежит рукопись моей антипапской книжки «Отец тьмы и присные».

     Правда, на сей раз Пию посчастливилось — рукопись лежит уже больше полугода и скоро покроется плесенью, но факт остается фактом: моя святотатственная рука еще раз поднялась на «пастыря пастырей» ... 

      Чаша горечи переполнилась, и «пастырю пастырей» не осталось ничего другого, как отлучить меня от своей церкви.
        Единственное мое утешение в том, что я не одинок: вместе со мной папа отлучил по меньшей мере триста миллионов человек, и вместе с ними я еще раз в полный голос заявляю:
— Плюю на папу! 
      1949 г.

      Ну, а теперь давайте посмотрим на все написанное с точки зрения психологии.

      Полученная в детстве, в период обучения в школе психологическая травма, вызванная неадекватным поведением самого Я. Галана вызвала у него, на протяжении всей жизни стойкую и ничем не обоснованную злобную антипатию на любого из римских эпископов занимавших пост ПАПЫ и переросла очевидно став психическим заболеванием в агрессивную ненависть ко всей римско-католической церкви. 

       Но, у нас еще впереди есть очень важный свидетель Петр Терещук и сейчас пришло его время выхода.
       Петр Терещук, канадский украинец написавший и издавший в 1962 г. книгу «История одного предателя (Ярослав Галан)».

          И из этой книги мы впервые узнаем целый ряд сенсационных данных о жизни и деятельности Я. Галана. 
        И первой такой сенсацией стал тот факт, что Я. Галан не имел высшего образования, поскольку он прослушав курс обучения в Краковском Ягелонском университете в 1928 г. не стал сдавать выпускные экзамены.
      После учебы Я. Галан нашел место учителя польского языка в Луцкой гимназии, но пробыл там всего чуть больше 6 месяцев и был исключен в связи с конфликтом из инспектором гимназии коренным поляком которого Галан обвинил в незнании польского языка. И как это обычно пишут Я.Галана, за эту сумасбродную выходку исключен «с волчьим билетом».
       Так же   П. Терещук утверждает, что Я. Галан с 1934 р., начал работать платным агентом польской полиции. 
       И его краткий арест в 1934 г., был задуман для того, чтобы он находился среди других арестованных как «подсадная утка» информировал полиции. О настроениях заключенных и собирал среди них данные о членах ОУН.
                И вот что вспоминал очевидец этих событий Иван Кузич.

         „Після вбивства польського міністра внутрішніх справ Броніслава Пєрацького відбулися в Галичині масові арешти. Попав у число арештованих і я, та ще інші березівці.
      Але попав туди і Ґалан. Нас провадили з громади на станицю польської поліції разом, і Ґалан цілу дорогу воркотів, чому його спрягли з „націоналістичною бандою”, яку він поборює так само, як польська поліція. 
      Так само провокативно він поводився на станиці поліції, де доказував при нас усіх, що він з „синьо-жовтими” не має нічого спільного. 

     Та польська поліція взяла його відтиски пальців так са.мо, як наші, і списала докладний протокол з усього, що він знав про УВО та ОУН. А знав він немало. З причини браку яких- небудь доказів нас усіх після двох днів випустили.

       Намагання Ґалана дістатися в члени місцевої Читальні „Просвіти” і місцевої кооперативи йому не вдалися, а коли він ужив для пресії впливу свого тестя, який був довголітнім крамарем в кооперативі, березів¬ці викинули з членів кооперативи також його тестя і тещу та ще й їх сина Антона. 
     Так скрутили карка Ґаланові в Березові остаточно.
        Виславши свою жінку в Україну, Ґалан по якомусь часі перенісся до Львова на постійне. Але час від часу навідувався в Березів»

     Другой неназванный  П.Терещуком свидетель вспоминало о Я.Галане следующее:

„Весною 1929 року несподівано приїхав Я. Галан зі Львова в район Карпат і зайшов до Н. Й.
  Візита була несподівана. Н. Й. саме вийшов з львівської в’язниці, де сидів під закидом приналежности до націоналістич¬ної організації. 
   Розмова в чотири очі мала такий зміст. Ярослав Галан, нав’язуючи до того, гцо Н. Й. перервав гімназійну науку з причини арештування і може не матиме можливости її закінчити, запропонував „допомогу”. 
     Вона мала виглядати так: Н. Й. хай виїде до Львова і там, з маркою націоналіста, спробує замеш¬кати в Академічному Домі. Леґітимація політв’язня допоможе йому дістатися в круги УВО і ОУН. За ін¬формацію про роботу і людей Н. Й. буде отримувати 250 „злотих” місячно. Для замаскування — Н. Й. дістане ще працю і за те окремо ще 50 „злотих”. 
   Разом „допомога” буде виносити 300 „злотих” місячно”.
       Епілог справи такий: Н. Й. відкинув пропозицію „бідного” Я. Галана, -який ие тільки вербував аґентіп, але розділяв гроші і посади).

            Так же П.Терещук утверждает, что Я.Галан был двойным агентом. 
     Одновременно с работой на польскую полицию он еще был информатором и НКВД СССР и выполнял задания   советской резидентуры НКВД СССР  в Львове, работавшую под дипломатическим прикрытием с консульством  СССР в г. Львове.

Вот документ польской полиции.
„ДОНЕСЕННЯ КОМЕНДАНТА ПОСТЕРУНКУ ДЕРЖАВНОЇ ПОЛІЦІЇ СЕРЕДНЬОГО БЕРЕЗОВА, КО¬ЛОМИЙСЬКОГО ПОВІТУ, СЛІДЧОМУ СУДДІ В ЯБЛУНЕВІ ПРО АРЕШТ тСЬМЕННИКА-КОМУНІСТА ЯРОСЛАВА ГАЛАНА.

17 червня ц. р. пшодовнік Владислав Косманя дізнався таємним шляхом, що Ярослав Галап, син Олександра й Марії Галан, щонародився 27 липня 1902 року в Динові, Бржозівського повіту, державна приналежність польська, національність українська, одружений, бездітний, проживає в Березові Нижньому, має університетську освіту (філософію), греко-католик, літератор, без майна, в армії не служив, орденів і відзнак не має, опіки ні курателі не виконує, забезпечення від держави не одержує, некараний.

В останні часи, тобто в кінці місяця травня й на початку червня ц. р., одержав значну кількість заборонених газет та антидержавних брошур (КПЗУ) з Радянської Росії від своєї дружини Ганни Галан, яка вивчає медицину в Харкові, а так само одержує подібну літературу від своїх колег і знайомих з різних місцевостей. 

До того ж згаданий, як один з визначніших діячів КПЗУ, працював з квітня 1931 р. до серпня 1932 р. у Львові редактором журналу „Вікна”, звідки потім, утік перед розпуском пар¬тії „Сельроб-Єдність”, а тепер у Березові Середньому та в навколишніх місцевостях далі працює в тому ж напрямку, вербуючи до партії КПЗУ молодь..., з якою зустрічається чи в себе вдома, чи в умовленому місці, читаючи їм заборонену літературу антидержавного змісту... 

В результаті вищезгаданої інформації пшодовнік Косманя в присутності Федора Фіцича, громадсько¬ю стражника з Березова Нижньою, на підставі статей. 1 42 і 150 § 2. К. П. К. провів 17 червня 1934 року з 11-ої по 14-ту годину обшук житла й особи підозрюваного Галана, під час якого знайдено в печі значну кількість попелу з недавно спалених газет і брошур, цілком імовірно антидержавного змісту. 

Під попелом знайдено 1Н клаптиків паперу з двох листів, що писали до Галана його прихильники з Перемишля та Львова. 

Після скла¬дання одного з листів та прочитання його виходить, що згаданий лист написав інженер Леон Кушко з Перемишля, вул. Жеромського, 12, з яким Галан підтримує тісний зв’язок. У цьому листі Кушко інформує Гала¬на про комуністичних діячів у Польщі, хто де перебуває та яку кару дістали окремі діячі КПЗУ за комуністичну діяльність у Луцьку, як про це говорить доданий лист, де так само згадується, що незабаром має намір виїхати до Радянської Росії.

Запідозрений Ярослав Галан, допитаний у вище викладеній справі, давав викрутливі відповіді.

Виходячи з статті 165, пункти „а” і „б” К. П. К. запідозрений Ярослав Галан був 17 черв¬ня 1934 року о 18-й годині притриманий пшодовніком Косманею і доставлений п. слідчому судді в Яблуневі з висновком накладання слідчого арешту.
Знайдений під час обшуку житла в запідозреного Галана лист (порваний) додається в додатку.

У відповідності з ст. 150 § 2 і ст. 158 § 2 К. П. K., прохання до гродського суду в Яблуневі затвердити згаданий обшук і конфіс¬кацію знайденого листа.
Пшодовнік Косманя.
Відповідність копії з оригіналом підтверджую в Ко¬ломиї.
24. VI. 1934 р.
Повітовий комендант ДП Бр. Задзельський

      И в частности П. Терещук обвиняет Я.Галана в причастности к  аресту и расстрелу Ивана Крушельницкого и  других членов его семьи.
http://vcisch2.narod.ru/KRUSHELNITSKY/Krushelnitsky.htm
        Справка: Иван Антонович Крушельницкий родился 12 ноября в 1905 года в Коломые на Прикарпатье в писательской семье. Кроме отца, в литературе работала и его мать (печаталась под псевдонимом Мария Свобода), которая выступала также на сцене как актриса. Крушельницький получал образование в Венском, а затем в Пражском университетах, поддерживал тесные взаимоотношения с культурными кругами Европы. 
           В частности, был в приятельских взаимоотношениях с известным австрийским писателем Гуго фон Гофмансталем, сборник произведений которого издал в своем переводе.
         Писать Иван Крушельницкий начал еще в студенческие годы. Первый сборник его стихов “Весняна пісня” (“Весенняя песня”) напечатан в 1924 году. С 1927 года он член КПЗУ. За революционную деятельность был лишен права учительствовать в украинских школах, потому существовал за счет литературного и художественного труда. Выступал он также как искусствовед, график, помещая свои работы в периодических изданиях.
         Как поэт печатался в журналах “Нові шляхи”, “Світ” и др. Издал сборники стихов “Юний спокій” (1929), “Радощі життя” (1930), “Спір за мадонну Сільвію” (1930), “На скелях (Таверна № 16)”. 
         В них проявил себя тонким лириком, интересным экспериментатором в отрасли художественной формы. Антивоенняя драматичная поэма Ивана Крушельницкого “На скелях (Таверна № 16)” на конкурсе Народного комиссариата образования УССР в 1931 году была отмеченная первой премией. 
        Иван Крушельницкий приложил много усилий к обновлению и обогащению художественной культурной жизни на западноукраинских землях. В 1931 году он выпустил “Альманах лівого мистецтва”.
         В этом же году издал интересный работу “Джерела творчості Ярослава Галана”, впоследствии безосновательно “развенчанную” самим Я.Галаном (спрятавшегося как он обычно это делал под вымышленным  псевдонимом) как “пасквиль доморощенного фашиста, неуча и графомана”.
         Не имея возможности в нормальных условиях продолжать свою деятельность во Львове, придерживаясь, как и его отец, просоветских взглядов, Иван Крушельницкий в 1932 году выехал на лечение в СССР. 
       Семь месяцев провел он в Сухуми, после чего поселился в Харькове. С энтузиазмом включился в общественно-культурную жизнь столицы Украины. 
        Но в 1933 году он был безосновательно арестован и обвинен, как и многие другие “западники”, в организации подготовки террористических актов против руководителей Советской власти. 
       13 декабря 1934 года выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР, заседавшая в Киеве, на основании постановления Президиума ЦИК СССР от 1 декабря в 1934 года осудила Ивана Крушельницкого (вместе с братом Тарасом, Григорием Косынкой, Дмитрием Фальковским, Романом Сказинским, Олексой Влызько и другими) к расстрелу.
        На следующий день он был расстрелян вместе с другими "врагами народа" – деятелями культуры Украины. Место захоронения Ивана Крушельницкого неизвестно.

      Так же от П.Терещука мы узнаем подлинные причины ареста и гибели в застенках НКВД СССР  первой  жены Я.Галана.
           И вот, что пишет П.Терещук ссылаясь на работу советского писателя В. Беляева.  Сам разговор о В. Беляеве как о кадровом сотруднике НКВД-МГБ-КГБ СССР работавшего под прикрытием маски «советского писателя»,  у нас будет впереди, а поэтому давайте прочтем то что он написал:
      «Побоюючись, як би поліція не арештувала його ще дуже молоду дружину, Галан відправив її в Радянсь¬кий Союз продовжувати освіту. Дружина Галапа стала вчитися в Харкові.
        Це було якраз після того, як покін¬чив самогубством необгрунтовано обвинувачений Ми¬кола Скрипник, який був наркомом освіти. 
       Його звинувачували і в зв’язках з галичанами-біженцями з панської Польщі.
       Такі обвинувачення особливо посилилися після самогубства Скрипника і, природно, ки¬дали тінь на багатьох чесних людей, що виїхали із За¬хідної України. Незабаром був арештований талано¬витий поет, один з основоположників „Вікон”, Василь Бобинський. Дружина його покінчила життя самогуб¬ством. А саме в цій сім’ї і була 
прийнята в Харкові дру¬жина Галана. І ця обставина, і брехливий донос, що надійшов із Львова від ідейних противників письмен¬ника й кидав тінь на його дружину, зробили і її жерт-вою невиправданих репресій…»

А вот, что В. Беляев писал в „Литературной Украине” о методах и стиле работы  Я.Галана:
:
         „Ярослав Галан працює в обласній партійній газеті „Вільна Україна”, друкує тая прекрасний памфлет про українських націоналістів „Лицарі насильства і зра¬ди”, пише статті і замітки, бере участь у роботі Львів¬ської філії Спілки письменників. 
         Однак, треба чесно сказати, тоді він ще не займав того заслуженого стано¬вища в радянській українській літературі, на яке вже мав право. 
         Тінь підозри, кинутої на всіх колишніх чле¬нів розпущеної помилковим рішенням Комінтерну Польської Комуністичної партії і КПЗУ, падає і на Га¬дана, і на Гаврилюка, і на багатьох інших учасників „Вікон”.

          На повну силу розгортається талант Галана в тяжкі роки війни. Гітлерівське вторгнення застає Ярослава Галана на відпочинку в Коктебелі.
        Відірваний від Львова, без речей і грошей, залишившись тільки в літ¬ньому костюмі, він знаходить притулок на російській землі — в Москві, Саратові, Уфі та інших містах Ро¬сійської Федерації. 
         Він працює радіокоментатором в українських радіостанціях, що працювали на окуповану Україну. Його радіокоментарі зібрані в книжечці „Фронт в ефірі” і видані Держвидавом ще в 1943 році.

         Більшість з цих коментарів народжені експромтом. Галан слухав ворожі радіопередачі, кілька хвилин обдумував відповідь, потім ішов у студію до відкритого мікрофона і без якогось підготовленого тексту відповідав — говорив усе, що було в нього на душі. 
      То був справжній бій по радіо з усією армією гітлерівських пропагандистів, починаючи з Ґеббельса, Дітріха та інших! 
        Можливість воювати так, одразу, без паперу, за¬свідчувала велике довір’я, виявлене письменникові з боку уряду і Центрального Комітету Комуністичної партії України.

      На жалъ, і в цій благородній, сміливій роботі Галан замість заохочення зіткнувся з порядками культу особи.
      Якось він з сумом оповідав мені, що в одній з передач зачепив польський еміґраційний уряд у Лондоні, який все ще виношував пляни загарбання Львова. Посол цього уряду (чи то Ромер, чи то Кот) прийшов зі скаргою на Галана до В. Молотова, що відав тоді нашою іноземною політикою. 

         Молотов, вперше почувши ім’я Галана, зажадав тексти його виступів по радіо, а коли текстів не виявилося, наказав припинити цю „крамольну витівку”.

       Так мені затулили рота, — сумно посміхаючись, сказав Галан. — А я ж до самого кінця війни міг би виступати з своїми коментарями, воюючи з ворогом в ефірі»!

В заключение П. Терещук  и дает  ощую характеристику  Я.Галана как  литератора.

          «Оповідання, нариси, а зокрема памфлети і фейлетони Я. Галана кидають світло на мораль, характер, психічну структуру автора, а далі на його діяльність. Безперечний публіцистичний талант він зужив на службу ворогові, чим себе поставив поза рамки укра¬їнського народу. Енерґію і творчу думку спрямував проти власного народу і його інтересів.
        Несамовитий егоїст, єгоцентрик, грошолюб і на¬клепник, інтриґант, цинік і провокатор, аґент двох роз¬відок, людоненависник і фальшівник, спекулянт і до¬нощик — ось те все, що складається на Я. Галана. 
….
       Типічний наклепник, інтриґант і аморальний тип, маючи можливість писати, в приступі манії пересліду¬вання на тлі зради власного народу, свою жовч вили¬вав і на митрополита Андрея Шептицького, Наукове Товариство ім. Т. Шевченка, Рідну Школу, Літературно-Науковий Вісник, змішуючи їх та інших разом з польськими журналами, політиками, установами і т. п. Проте ні разу Галан не виступив проти москвофілів, які вислуговувались полякам і не станув на захист українців, що їх нищила Москва в тих же роках.»


    Так же  именно П. Терещук  открывает нам  что Я. Галан  понимая  всю аморальность и заказной характер  своих памфлетов  особенно против  римско-католической  церкви и его верховных иерархов  а так же представителей  УГКЦ и ее руководителей,  большую часть своих  «памфлетов пописывал» как  Иван Росович или Иван Семенюк!

  В том числе и работы « С крестом и с ножом», «Что такое «Уния?», «Хватит!»
  И по этому поводу П.Терещук пишет:

         «Щоб краще зрозуміти всю інсценізацію цієї бодь- шевицької маскаради, слід повернутись до ролі в ній Ярослава Галана. 
         Він, оцей безсоромний безбожник, підшився під прізвище Володимира Росовича, під ні¬бито завзятого ісповідника православної віри, і від імені оборонців православія, відкрив атаку на Українську Католицьку Церкву, її ієрархію та священиків, Ватикан, Унію тощо.

        Переповідаючи історію виникнення церковної Унії, згідно з офіційним курсом у Москві, Галан вдався знову до дуже примітивного трюкарства. 
       Він написав таке:
...„її завдання (Унії — прим. П.Т.) було розбити сдність і дружбу російського та українського народів, вона відкривала, нарешті, шлях до ополячення впертих і незламних русинів
          Головний удар проте спрямував Галан у бік мит¬рополита Андрія Шептицького. У „розвінчанні” він застосував всі завчені методи провокаторів, включно з доносами на митрополита Йосифа Сліпого та окремих священиків, які пізніше впали жертвою репресій.

          Згідно з галанівським „актом обвинувачення”, мит¬рополит А. Шептицький „винен”, що:

„зпарувався” з віденським кардиналом Інніцером і „обидва вони розгортають і очолюють скажену антираянську кампанію: один на Сході, другий на Заході);
Закликав українську молодь іти слідами „левів Альказара”;

Кадри духівництва поповнював колишніми вояками УГА і УНР;
Дав працю А. Мельникові);

Писав „до представників Радянської влади „протести” проти... засновування в Галичині комсомольських і піонерських організацій”**).

Канцелярія митрополита випустила в 1940 році„нелегальну брошуру: „Головні правила сучасного душ- пастирства”, автором якої був О.Й.С. 
Він „в кожному рядку пропагує державну зраду”);

...„Були й такі, які вдень носили хрест на грудях, а вночі, озброєні пістолетами, пліч-о-пліч з оунівськими бандитами, вбивали радянських людей);

„У своїй відозві до підлеглого йому духівництва весною 1940 року він писав:

„...Многим з нас Бог (Бог у Галана з малої літери, що являється теж свідоцтвом фальшування тексту — П. Т.) дасть ту ласку — проповідувати в церквах В. України, Право- і Лівобережної, аж по Кубань і Кавказ, Москву і Тобольськ);

Підписав відозву, „в якій вітає „побідоносну німецьку армію” та... визнає оперетковий уряд Степана Бандери з його оперетковим прем’єром Ярославом Стецьком.”

„дозволяє уніатським священикам служити лі¬тургію не вдень, а ввечері, щоб не відривати, чого доб¬рого, селян від праці на благо німецької зброї”;
Син колишнього екзарха „уніатської церкви в Києві”, священик Гнат Цегельський з м. Кам’янка Бузь¬ка вручив своїм парафіянам, які йшли до дивізії „Галичина”, прапор збережений його батьком з часів гетьмана Скоропадського;

Призначив капелянів до дивізії: о. В. Лабу, о. Й. Карпінєького і о. Д. Ковалюка і понад десяток інших ;
На 32 делеґатури УЦК у Львівській області — 15 з них очолювали католицькі священики;

Священик о. „Й. Годунько, голова Личаківської районної делегатури, активно набирав робочу силу до Німеччини та збирав у жителів харч і одежу для німецьких розбійників. 

Водночас він знаходив вільні хвилини і на те, щоб підтримувати зв’язок з УПА та подавати їй також матеріяльну допомогу”).

Ієрархи далі „винні”в тому, що не виявили „мінімальне принаймні бажання змити свої важкі провини перед народом” і хоч тепер „підуть слідами православ¬них священиків, які в більшості показали себе віддани¬ми синами своєї Вітчизни”;

„У селі Немилів, Радехівського району, диякон Ст. Мельничук, колишній бандерівський станичний з кличкою Світовий, переховував німецьких парашутистів

„У Перемишлянському районі, в гуртожитку уніатського монастиря, знайдено чотири гвинтівки, три ручні гранати і боєприпаси”).

„В селах Виспа г Ходоровець, Стрілецького ра¬йону, Дрогобицької області, під церквами у сховищах піайшло притулок  озброєних бандитів з літературою, складом підроблених документів та... бочкою спирту

„В селі Соколів, Ново-Милятинського району, и сховищі під вівтарем викрито трьох бандитів з боївки

Доноси і провокації Галана-Росовича в 1945 р. закінчуються такими погрозами:
„Ці вороги українського народу, вдягнені в ряси уніатських священиків, є організаторами банд україн¬сько-німецьких націоналістів, є агентами міжнародної реакції”).

„Кривава діяльність цих злочинців мусить бути рішуче припинена”.
В іншому місці сказано ще й таке:
„Цей шлях неминуче призведе до їх загибелі»

       Сейчас эти обвинения читать если не смешно то нельзя к ним относится серьезно.
       Но тогда с 1945 по 1950 года каждое из «обвинений» высказанное ранее Я. Галаном  в его так называемых «памфлетах»  потом становились  строчками  обвинения  в постановлениях  следователей  НКВД СССР  по уголовным делам  священников  УГКЦ начиная  с архиепископа И. Слепого.

    А закончив с обзором литературных талантов Я. Галана и его взаимоотношений с Ватиканом нам самое время приступить к решению главного вопроса этой части.

          А был ли конкретный декрет римского Папы Пия XII об отлучении от христианской церкви именно лично Ярослава Галана?
Ведь именно этот факт по утверждению советской пропаганды подвиг его на выше приведённый памфлет-плевок в отношении Римского папы

    И тут советская пропаганда очень хитрит. Ее апологеты пишут:
   «1 июля 1949 года современная инквизиция опубликовала декрет об отлучении от церкви коммунистов, а также всех сочувствующих и помогающих коммунистическим партиям и даже всех читающих их газеты. Принимая этот декрет, кардиналы заявили, что это делается в интересах веры и нравственности
       А 13 июля 1949 года папа Пий XII отлучил Галана от церкви»

         Вот и получается, что было якобы два документа Декрет от 1 июня 1949 г. и декрет от 13 июля 1949 г. по которым Я. Галана дважды (а не большая ли это честь для него) отлучили от церкви.

         Ну и раз так т давайте разберемся с документами. 
         Откроем и прочтем что там написано! 
         Вот первый из них. После прочтения становится ясно почему в СССР и др. странах с коммунистическим режимом так, на его издание бурно прореагировали!

Конгрегация Священной Канцелярии 
Декрет против коммунизма 
28 июня (1 июля) 1949 г., AAS 41(1949)334 
Вопрос I: Дозволительно ли вступать в коммунистическую партию или оказывать ей поддержку? 
Ответ: Нет. Коммунизм - [учение] материалистическое и антихристианское; лидеры же коммунистов, даже если порой заявляют на словах, что не борются против религии, все же и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой. 
Вопрос II: Дозволительно ли публиковать, распространять или читать книги, периодические издания, журналы или листовки, в которых защищаются учения и действия коммунистов, или писать в них? 
Ответ: Нет. Это запрещено самим законом. 
Вопрос III: Дозволительно ли христиан, сознательно и свободно совершающих то, о чем говорится в пп. 1 и 2, допускать к принятию таинств? 
Ответ: Нет, согласно обычному принципу отказывать в таинствах тем, кто не имеет [должного] расположения. 
Вопрос IV: Навлекают ли на себя христиане, придерживающиеся материалистических и антихристианских коммунистических учений, и прежде всего - защищающие или распространяющие их, как отступники от католической веры, отлучение, оставляемое за Апостольским Престолом? 
Ответ: Да. 
Утверждено 20 июня 1949 г. Папой Пием XII.
Ответ Священной Канцелярии относительно избрания конгрессменов, поддерживающих коммунизм 
25 мая (4 апреля) 1959 г., AAS 51(1959)271s 
      Вопрос: Дозволительно ли гражданам-католикам при избрании народных представителей голосовать за те партии или кандидатов, которые, даже если не исповедуют принципов, противоречащих католическому учению, и называют себя христианами, в действительности, тем не менее, связаны с коммунистами и поддерживают оных своими действиями? 
Ответ: Нет, согласно норме п. 1 Декрета Священной Канцелярии от 1 июля 1949 г. 
Утверждено 2 апреля 1959 г. Папой Иоанном XXIII.
   А вот что пишут современные историки:

      «Декрет против коммунизма» — декрет Верховной Священной Конгрегации Священной Канцелярии от 28 июня (1 июля) 1949 г. (утверждён папой Пием XII, опубликован в издании AAS[1] 41(1949)334), которым было формально провозглашено отлучение верующих от Римско-католической церкви за принятие коммунистического учения и его пропаганду, за членство в коммунистической партии, сотрудничество с ней, за чтение и распространение её прессы, на том основании, что коммунизм представляет собой «материалистическое и антихристианское учение», а коммунистические лидеры «и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой».
        Как пишет профессор Женевского университета Патрик де Лобье, по окончании Второй мировой войны военный и идеологический престиж Советского Союза, разгромившего нацистскую Германию, придал коммунистической идеологии невиданную силу и огромную привлекательность в глазах интеллектуалов и рабочего класса некоторых европейских стран, в том числе Италии и Франции. 
     В 1949 году коммунистические силы одержали победу в многомиллионном Китае. Распространение коммунизма по планете стало явной реальностью. 

Именно на этом фоне появился «Декрет против коммунизма», ставший своего рода продолжением антикоммунистической энциклики папы Пия XI «Divini Redemptoris» (1937).

Документ сохраняет свою силу до настоящего дня. 

Он был подтверждён в 1962 году папой римским Иоанном XXIII, отлучившим лидера кубинской революции Фиделя Кастро от церкви за атеистическую политику на Кубе!
  Но я не слышал, чтобы Ф. Кастро по этому поводу как то отреагировал?
А прошло 50 лет и вот новая сенсация!!!
Фидель Кастро обратился в католицизм
http://www.kclc.ru/events/hristianskie_novosti/fidel_kastro_katolik.html
    «В мировых СМИ распространилась сенсационная весть: кубинский коммунистический диктатор Фидель Кастро обратился в католицизм.
    В 1962 году Фидель Кастро был отлучен от Церкви за преследования католиков. В ближайшее время Кастро может быть возвращен в сакраментальное общение с Католической Церковью.
    Об этом СМИ сообщила дочь Фиделя Кастро Алина Фернандес: «В последнее время отец вернулся к религии. В конце своей жизни он встретил Иисуса. Но это меня не удивляет, ведь отец воспитывался у оо. Иезуитов, которые постоянно молились за его обращение». 

   Итальянское издание La Republicca предполагает, что вовремя своей апостольской поездки на Кубу в марте этого года Бенедикт XVI может принять Фиделя Кастро к полному общению с Католической Церковью.

   Что касается второго документа от 13 июля 1949 г. об отлучении от церкви именно Я. Галана то такого документа нет и никогда не было!

  В отличие от Лютера, Ф. Кастро и других видных политиков, и врагов католицизма Ватикан не никогда отлучал Я. Галана от католической церкви. 
  Но, за зомбированные советской пропагандой, многие читатели в СССР восприняли слова Я. Галана буквально, а его “отлучение” даже вошло в некоторые энциклопедии, не говоря уже о множестве обычных газетных статей. 

  Хотя сразу же должен возникнуть очевидный вопрос: как можно отлучить от церкви атеиста и ктому же с 1926 года коммуниста, а членом ВКП(б) он стал только в начале 1949 г.? 

  На самом деле в памфлете Я. Галан иронизирует над декреталией Пия ХII от 1 июля 1949 года, в который объявлялось об отлучении от церкви тех, кто собирается на выборах голосовать за коммунистов.

  Теперь уже хорошо зная всю историю с мнимым персональным «отлучением Я.Галана от католической церкви мы можем с уверенностью сказать, что в деле об убийстве Я. Галана нет и никогда не было никакого «Ватиканского следа»!
    (конец ч.6-5)
Все фото к этой части находятся тут:
http://h.ua/story/375077/

 Комментарии

Комментариев нет