Школьная программа по литературе побила все рекорды по постоянству. Какой она была лет пятьдесят назад, такой же осталась доныне. Редкое исключение - перестроечные годы, когда мы услышали в государственных СМИ имена Шаламова,
Солженицына, Коржавина, Пастернака, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой... Когда смогли говорить о них на уроках детям, не боясь за последствия... Ветер истории дохнул на нас свободой, но, увы, не освежил устоявшуюся и ставшую традиционной тему с названием - "Русская классика". Те же авторы, те же произведения, тот же подход к их изучению. Учителя литературы с завидным постоянством вкладывают в головы своих воспитанников всё то, что вкладывали в их головы, забывая порой о душах и сердцах... Менялась жизнь, менялись эпохи, а литература стойко несла свой изрядно потрёпанный всеми ветрами перемен флаг консерватизма.
Читатель ждёт конкретики? С удовольствием!
Литература 7 класса. Повесть (или роман?) А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Над ней Пушкин работал почти три года, составил пять планов (редакций), прошёл немало цензур... О чём это говорит? О сложности этого произведения, о неоднозначности трактовки автором как самого восстания, так и образа Емельяна Пугачёва. А масштабы восстания? До конца 20 века не было ему равных как по продолжительности, так и по количеству его участников. Полтора года вооружённая и хорошо обученная армия Екатерины Второй не могла справиться с восставшими крестьянами, работными людьми, казаками Урала, Приуралья, среднего и нижнего Поволжья, Оренбургского края, Западной Сибири... Общая численность восставших доходила до 40 тысяч, а поддерживающих восстание было более миллиона. В "Капитанской дочке" история и современность связаны воедино, динамика событий переплетается с динамикой личных и общественных судеб.
А теперь вопрос: в состоянии ли семиклассники осознать всю сложность изображённых в повести событий? Готовы ли они к этому осознанию? Безусловно, не готовы. И учителя, понимая их неготовность, сводят до минимума и замысел автора, и ход событий, и влияние этих событий на тех, кто оказался или свидетелем, или прямым их участником. Учителя вынужденно делают это, потому что выражение несогласия с Министерством образования чревато негативными последствиями...
А повесть "Дубровский" тоже доступен для понимания пятиклассников? А возможно ли изучение поэмы "Мёртвые души" , романов "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Война и мир" в течение одного года при одном уроке в неделю? Может ли физически десятиклассник хотя бы прочитать эти объёмные и сложные произведения? Не говоря уже об осознанном анализе...
Тогда ещё вопрос: к чему сводится изучение этих произведений в школе? И кому такое изучение приносит пользу? Учит ли оно, воспитывает ли или, наоборот, демонстрирует то, как нельзя относиться к произведению, а следовательно, и к его автору..?
Любое литературное произведение - это богатейший материал, настоящий кладезь
для размышлений, рассуждений, для работы и развития мыслительной деятельности человека, почва для развития души ... Настоящая классика - это не развлекательная литература, не один из вариантов убить время... Думают ли об этом те, кто обязан об этом думать в силу высоты своего чиновничьего сана? Вопрос повисает в воздухе... А может быть, в пустом пространстве...
Комментарии