РЕШЕТО - независимый литературный портал
LanaGrig / Публицистика

Школа. Глава первая. Школьная программа по литературе.

63 просмотра

  Школьная программа по литературе побила все рекорды по постоянству. Какой она была лет пятьдесят назад, такой же осталась доныне. Редкое исключение - перестроечные годы, когда мы услышали в государственных СМИ имена Шаламова,
Солженицына, Коржавина, Пастернака, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой... Когда смогли говорить о них на уроках детям, не боясь за последствия... Ветер истории дохнул на нас свободой, но, увы, не освежил устоявшуюся и ставшую традиционной тему с названием - "Русская классика". Те же авторы, те же произведения, тот же подход к их изучению. Учителя литературы с завидным постоянством вкладывают в головы своих воспитанников всё то, что вкладывали в их головы, забывая порой о душах и сердцах... Менялась жизнь, менялись эпохи, а литература стойко несла свой изрядно потрёпанный всеми ветрами перемен флаг консерватизма.
   Читатель ждёт конкретики? С удовольствием!
   Литература 7 класса. Повесть (или роман?) А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Над ней Пушкин работал почти три года, составил пять планов (редакций), прошёл немало цензур... О чём это говорит? О сложности этого произведения, о неоднозначности трактовки  автором как самого восстания, так и образа Емельяна Пугачёва. А масштабы восстания? До конца 20 века не было ему равных как по продолжительности, так и по количеству его участников. Полтора года вооружённая и хорошо обученная армия Екатерины Второй не могла справиться с восставшими крестьянами, работными людьми, казаками Урала, Приуралья, среднего и нижнего Поволжья, Оренбургского края, Западной Сибири... Общая численность восставших доходила до 40 тысяч, а поддерживающих восстание было более миллиона. В "Капитанской дочке" история и современность связаны воедино, динамика событий переплетается с динамикой личных и общественных судеб.
   А теперь вопрос: в состоянии ли семиклассники осознать всю сложность изображённых в повести событий? Готовы ли они к этому осознанию? Безусловно, не готовы. И учителя, понимая их неготовность, сводят до минимума и замысел автора, и ход событий, и влияние этих событий на тех, кто оказался или свидетелем, или прямым их участником. Учителя вынужденно делают это, потому что выражение несогласия с Министерством образования чревато негативными последствиями...
   А повесть "Дубровский" тоже доступен для понимания пятиклассников? А возможно ли изучение поэмы "Мёртвые души" , романов "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Война и мир" в течение одного года при одном уроке в неделю? Может ли физически десятиклассник хотя бы прочитать эти объёмные и сложные произведения? Не говоря уже об осознанном анализе...
   Тогда ещё вопрос: к чему сводится изучение этих произведений в школе? И кому такое изучение приносит пользу? Учит ли оно, воспитывает ли или, наоборот, демонстрирует то, как нельзя относиться к произведению, а следовательно, и к его автору..?
   Любое литературное произведение - это богатейший материал, настоящий кладезь
для размышлений, рассуждений, для работы и развития мыслительной деятельности человека, почва для развития души ... Настоящая классика - это не развлекательная литература, не один из вариантов убить время... Думают ли об этом те, кто обязан об этом думать в силу высоты своего чиновничьего сана? Вопрос повисает в воздухе... А может быть, в пустом пространстве...

 
17 December 2022

Немного об авторе:

Приветствую Вас на своей странице. Спасибо! Мне очень нравится писать, вернее, нравилось всегда, сколько себя помню. Неожиданно потянуло к стихосложению. Мне кажется, что слово в поэзии значит больше, чем в прозе.Стихи создаются не то чтобы легче, но быстрее. Сразу видишь результат. Рада любому отзыву, любому комментарию, любой рецензии. Все прин... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Август
Признание
Чего-то жаль...

 Комментарии

Комментариев нет