РЕШЕТО - независимый литературный портал
Владимир Леви / Публицистика

Красная печать

565 просмотров

 

Библия  констатирует, что Господь сотворил нас вегетарианцами:  «И сказал Всесильный: «Вот я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу»[1]. А также, после соблазнения змеиного: «…проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от неё все дни жизни твоей. И тернии, и волчец произрастит она тебе, и питаться будешь полевой травою» [2].
   Поэтому любое живое существо – свято, и одна из 10 заповедей Божьих – «Не убий» - проста, понятна и требует неукоснительного исполнения.
   ФРАГМЕНТ ПЕРВЫЙ. Произошло невероятное – родной брат Каин убил Богоугодного Авеля.
   Итак, самый первый человек, рождённый женщиной, т.е. так, как затем будут появляться на белый свет и все остальные, оказался убийцей. Мало того, он уничтожил близкого родственника! Чего уж говорить об остальных.
   Какой пример для всех последующих поколений!
   А не говорит ли этот факт – и быть посему, и так будет всегда?..
   Но Библия просто и понятно осуждает убийцу. Правда, немножко непонятно – почему Господь защищает жизнь нарушителя («И сказал Господь – пусть только кто-нибудь посмеет убить Каина... И поставил Господь Каину знак, чтобы не убил его всякий встречный») [3], хотя имеется объяснение – Бог есть любовь, и Он прощает, если ты раскаялся...
   Но Каин только испугался!..
   Ну, мало ли непонятных мест в Святой Книге, сегодня не знаем, узнаем завтра, ведь мы созданы по образу Всесильного, а Он – Творец, значит, творцы и мы; в общем – развиваемся…
   На сайте Евгения Берковича [4] прочитал великолепное произведение Марка Азова «Каинова печать». Одна из идей – первый убийца в мире – не Каин, а… Авель, ибо он принёс в жертву Богу ягнёнка!  Проанализировав труд М.Азова, понял, почему Творец не уничтожил Каина – ведь тот, будучи решительным и не особо интеллектуальным, выполнил указание Писания – «око за око»!
   Это и есть, на мой взгляд, наказание первому убийце, именно это - причина смерти Авеля.  Родители барана не могли ни защитить своего ребёнка, ни наказать виновника, человека, который обязан был данной Богом властью спасти животное.
   Каин – рука возмездия!
   Мне возразят – «око» Авеля, человека, которому подчинено всё на земле по воле Божьей, не сравнить с «оком» ягнёнка.
   Не знаю, не знаю. Указания Творца необходимо выполнять, ибо вообще запрещено было кого-либо убивать.
   А жертва Каина была хлебной, БЕСКРОВНОЙ!  Может быть, именно поэтому Творец и наказал Каина только клеймом, печатью – вот он, первый, уничтоживший человека! Но он – второй, ибо первую кровь пролил Авель.
   …Ещё возражение – жертва Авеля понравилась Богу!
   Ну и что, ведь Творец нелицеприятен и глобален! Мало ли что в мире хорошо с определённой точки зрения, а Закон есть Закон! И Вождь первый должен его исполнять! И в этом сила примера!  Вы представляете, уважаемый читатель, насколько мощнее были бы государства и порядочнее их граждане, если бы все цари, короли, вельможи и другие руководящие на «и» первыми честно блюли конституцию.
   …Ещё одно стандартное возражение – «не убий» сказано Творцом позже, при встрече с Моисеем на горе Синай, о чём говорит книга Библии «Исход».
   В защиту осмелюсь заявить, что никто не сомневается, что 10 заповедей, данных Творцом человечеству через иудаизм, были известны как Адаму с Евой, так и нашим праотцам - Аврааму, Исааку, Якову, ведь Господь «беседовал» с ними очень часто!
А эти заповеди – основа ЕдиноБожия.
   Наши мудрецы даже утверждают, что Адам, в свободное от работы время, под Божьим управлением, учил в саду Тору!
   Возьмём двух других библейских персонажей, тоже братьев, и даже – близнецов. Рыжий Эйсав, мужик, охотник, человек степей, почти ежедневно рискующий жизнью, имеющий дело с кровью, как Каин - не очень далёкий, и - домосед, «маменькин сыночек» Яаков, тихой сапой надувший братца на предмет первородства.
   Господь же вещает: «Возлюбил Я Яакова, а Эйсава – возненавидел» [5], т.е. Творцу кровь не нужна, и это намного важнее других факторов …
   ФРАГМЕНТ ВТОРОЙ. Рассмотрим стих :«И сделал Бог Всесильный человеку и жене его одежды кожаные и одел их» [6].  Итак, первым убийцей живого на земле был даже не Авель, а...
   О, Боже, Творец Вселенной! Ведь ты же Созидатель! И что - ангел Шойхет (вальяжный убийца, высококлассный кошерный специалист), по Твоей команде, дал повод всем последующим поколениям, и иудейским, и христианским, вести и реализовывать дебаты о красном натуральном цвете?!
   Такого не должно быть. Глубоко уверен, что этого и не было.  Боже, но как это доказать?..
   Как комментируют сказанный стих мировые мудрецы?
   Евреи – полумолча: главное - Бог заботится о здоровье будущих трудящихся, поэтому заранее и приодел их капитальнее.
   Православные: «В этой краткой библейской заметке, по мнению лучших экзегетов, дано молчаливое указание на божественное установление института жертвоприношений… как наречение первой жене собственного имени имело ближайшее отношение к мессианской идее, так и заклание жертвенных животных символизировало собою ту же самую идею»[7].
   Протестанты: «С этой целью «в жертву» было принесено животное или животные… по наступлении «полноты времён» Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в «одежды праведности» [8].
   Т.е. шкура "агнца" Иисуса на Голгофе скрыла грехи всей христианской рати человечества!..
   А, может быть, вопрос решается просто - первобытный человек вообще не имел СОБСТВЕННОЙ КОЖИ, и Творец её просто НАРАСТИЛ?!..
   ФРАГМЕНТ ТРЕТИЙ. Пришло время, и убийство животных стало нормальной схемой. Это разрешение Всесильного мы получили сразу после всемирного потопа.
Народ был диким, верил всяким «видимым» божкам - баранам, солнцу, воде и пр., приносил им различные жертвы, в том числе с кровью, в том числе и человеческие.
Жертвоприношением Авраама Господь показал, что человек из списка жертв при ЕдиноБожии - исключается.
   Далее – чтобы навести порядок в процедурной части, Творцом дано указание – жертвы приносить централизованно, в одном месте – Иерусалимском Храме.
   Затем был разрушен Иерусалимский Храм. Одна из причин этому, на мой взгляд, - навсегда покончить со страшным анахронизмом - с жертвоприношениями, связанными с пролитием крови.
   Действительно, через пророка Творец вещает, что Ему достаточно жертвы уст наших, т.е. молитвы [9].
   К этому времени люди стали цивилизованнее, уже были серьёзные достижения в области науки и техники, философии, астрономии – Господь приоткрывал нам горизонт знаний, хоть и достигнуть его невозможно.
   Вернувшись к евреям – придёт время, и основная часть из нас вернётся в Израиль, мы отстроим Храм и будем в нём молиться. И, естественно, никаких других жертв, кроме молитвы, никакой крови!
   Все, кто останется за пределами Израиля, будут нести Слово Божье, сев за круглый стол с представителями других религий.
   Не исключено, что процесс духовного единения ускорит Мессия.
   А затем, как прогнозировал великий пророк [10], волк будет жить вместе с ягнёнком, а лев, как вол, будет есть солому, т.е. вновь наступит эра вегетарианства.
   Всё вернётся на круги своя!
   Вернёмся и мы к отправной точке – первой крови. Повторимся – она была угодна Богу. Жертвенные убийства свершались по указанию Всесильного.
   Не странно ли – Творец вроде бы начал с вегетарианства, но быстро, практически в самом начале, стал приветствовать кровеизлияние.
   М.б. потому, что человек, использовав свободу выбора [11], сам сделал решительный крен в сторону жертвоприношений? Ведь легче, сделав то, чего хотел, затем покаяться Богу, хоть далеко не от всей души, и отдать, откупиться животным?
   М.б. нужно стремиться к минимуму крови, хотя этот процесс и необходим, и неизбежен?
   А, м.б., приодев нас в «фирмовую» кожу, Господь вообще хотел показать, что животные созданы не для пропитания, а для использования в людском хозяйстве?
   ФРАГМЕНТ ЧЕТВЁРТЫЙ. В иудаизме имя библейского человека определяет его сущность, его жизненные качества.
   Имя Авель переводится по-разному - суета, пар, туман, дыхание, НИЧТОЖЕСТВО [12].
Каин же чётко фиксируется: – ПРИОБРЕТЕНИЕ [12, 13]. Приобретение для всего человечества!
   Каин – боец, созидатель, руководитель. Куда уж женопослушным в дальнейшем "Адамам" и недалёким, но исполнительным, угодным для хозяев, "Авелям"!
   Каин, внешне презренный Самим Богом, построил город, нарожал деток, уничтожил человека, убившего беззащитное животное, верившее и любящее своего хозяина; Каин дал пример всему человечеству – делать, работать надо! Несмотря ни на что!
Ведь от кипы извилин не бывает!
   Кредо каинов: лес рубят – щепки летят. Жертвы – суровая необходимость, часть общего дела.
   …«Каинова печать»: руки сельхоз-труженика и кузнеца, лоб – решительного творца, профиль – бойца, взгляд – дикий, пугающий, ослепляющий и злой, убивающий, в общем – ужасающий.
   …Часто новое создаётся уничтожением старого!
   Поэтому Каина боялись и чурались.
   ...Нельзя быть одновременно покорным исполнителем и активным, творческим созидателем.
   Авелей – множество. Каинов – единицы. Хотя те и другие – необходимы, долго жить должны Каины!
   Но оба они – убийцы. Таки – да, таки значит, что неестественная смерть – «узаконенная» Творцом часть нашей жизни, т.е. это - естественно?...  Но первый из них неверно использовал указание Творца: «Пусть властвуют люди …над скотом» [14], второй, как символ жесткой справедливости, показал, что любое убийство, не связанное с защитой – наказуемо.
   Творец – справедливость в объёме. Поэтому, как компенсация насильственной смерти на земле, по идее, должен быть послегробный, активный, творческий и справедливый мир.
Хотя не исключён вариант реинкарнации. И сын вора может стать тёщей короля.
   Нормально просматривается и позиция иудеев прогрессивного иудаизма – Господь через Моисея дал человечеству скрижали с 10-ю заповедями, а Тора написана людьми и корректировалась ими же.
   Поэтому и появились в Святой Книге никому не нужные (кроме колена Леви) жертвы с кровью и массой соответствующих недоразумений...
   ФРАГМЕНТ ПЯТЫЙ. Обратим внимание на один важный штрих – Богопослушный, исполнительный Авель не оставил наследства. Значит, дело на земле, которому он посвятил жизнь, не дало человечеству чего-то существенного, стимулирующего развитие, т.е. жизнь, по большому счету, прожита зазря?
   В иудаизме считается, что бездетность – наказание Божье. И это – другая сторона "медали" за невинно пролитую кровь?
   P.S. И всё же есть ещё один вопрос, который никто из нас, верующих в Бога Единого, и не задавал громко вслух, и не отвечал даже тихо-тихо: мы созданы по образу и подобию Божьему; и хотя толком ещё никто не ответил – что же они представляют, можно с уверенностью утверждать, что сие что-то глобально хорошее, а точнее – прекрасное. Так почему уже самые первые люди оказались такими слабыми к плохому – Адам с Евой согрешили, Авель и Каин – убийцы, а затем вся история человечества, несмотря на различный контингент действующих лиц, имела массу нарушений, от самого малого, до грандиозно большого – убийства?
   Неужели для того, чтобы мы постоянно развивались как в религиозно – духовном, так и физическом, нужна такая борьба противоположностей, которая приводит нас только к шаткому локальному единству? А, судя по солидной уже истории человечества, приближающейся к шестому тысячелетию, конца и края ненависти нашей друг к другу - не просматривается.
И, самое обидное, что мы всё это понимаем, но сделать, по большому счёту, можем очень мало.
   …А, может быть, нам это пока, или вообще, и не дано?
   …Только, пожалуйста, не будем прикрываться телом Мессии – мол, придёт и всё для нас за нас, бездельников плюс нарушителей, и сделает...
   А, может быть, как крайность, мы просто «отсиживаем» в аду за прошлые «дела», но Бог нам этого не сообщил?..

Литература:
       [1] Бытие 1:29
       [2] Бытие 3:17,18
       [3] Бытие 4:15
       [4] berkovich-zametki.com (Еврейская старина № 22)
       [5] Малахия 1:2,3
       [6] Бытие 3:21
       [7] А.П.Лопухин («Толковая библия», 1 том, С-Петербург 1904)
       [8] Протестантская библейская миссия СЕО (стр.29, ООО «Демос», 1994, Киев)
       [9] Осия (14:3)
       [10] Исайя (11:6,7)
       [11] (Второзаконие 30:15)
       [12] Библейская Энциклопедия Брокгауза, (Авель - дуновение, ничтожность; Каин - приобретать, добывать).
       [13] Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4, (Каин - приобретать, получать, производить)
       [14] (Бытие 1:26)

Владимир Леви, Хайфа
lvs@bezeqint.net
levi-vs.narod.ru
Теги:

 Комментарии

Комментариев нет