Порой обвиняем писателей-либералов в том, что пишут для узкого круга. Но в
патриотическом литературном лагере происходит то же самое - работают
словно под заказ определённых изданий. Раз и навсегда очерчен круг тем. Из
текста в текст кочуют штампы, фразы и образы: нашего страдальца-мужика,
любящего выпить, подлого бизнесмена иной национальности, бабы, которая
терпеливо несёт извечные тяготы жизни, часто присутствует мудрый и
скромный священник. Водка и слёзы. Вера в чудо - то ли, что явится Святой
Георгий и поразит копьём демократов, то ли, что воскреснет Сталин и
наведёт порядок. Стремление соединить белую и красную идеи, тут мне
вспоминается фраза Есенина «Розу белую с чёрной жабой...». А грехи
Советской власти перед русским народом традиционно свалить на евреев - это
у писателя-патриота отработано до автоматизма. Отсутствие новых мыслей,
елейность и уныние...
Писатели-«деревенщики» сейчас пишут очень надуманно. Наверное, об этом
слова Кирилла Анкудинова «почвенническая фальшь». Речь идёт о реализме
произведений, которым когда-то славилась русская литература. Я приехала из
провинции не так уж давно, чтобы не замечать промахов этих, заигрывающих с
редакторами-славянофилами, сочинителей. Особенно надоела тема спивающейся
деревни, несмолкаемые стенания о нищем потребителе палёной
сорокоградусной. На всё село обычно пьяниц человека три, да и у тех есть
огород и скотина. Сейчас тем более, кому суждено спиться, тот давно
спился, руины ферм поросли травой, но все завели собственную скотину. Жили
до революции своим трудом, а не воруя из колхоза, и теперь научились
работать. Да, жалуются, а там всегда жаловались – чтобы соседи не
завидовали.
Вспоминаются судьбы знакомых: работящий парень, в семнадцать лет трудился
комбайнером, затем отслужил по контракту в Чечне, открыл автосервис, дом –
полная чаша, две машины. Другая семья из села, где разрушена вся
инфраструктура, выращивает скотину, держит пчёл, сажает большой огород,
есть машина, компьютер. Компьютеры в провинции у каждого третьего, и
русский крестьянин вечером сидит в Интернете, а не плетётся за самогоном
из курной избы в залатанной телогрейке. У сёл появились собственные сайты.
А теперь о вашем стиле, господа-«деревенщики». Откуда в наше время вы
берёте такие допотопные имена для своих персонажей? Где в современной
деревне вы встречали Терентиев, Акулин, Марфут и прочих Акакиев?
Стремитесь дать своим деревенским персонажам прозвания покорявее, полагая,
что этим придаёте беднягам дополнительный сельский колорит?
Редактор-горожанин, может быть, и умилится этому, но я лично, зная
провинцию, просто смеюсь над такими именами вместе со своими знакомыми:
«Опять Терентий и Акулина?» «Опять»...
Помню, позабавил меня один перл – «деревенщик», описывая модно одетого
молодого человека, приехавшего в деревню из столицы, нарядил его в шляпу.
Опомнился бы замшелый сочинитель: шляпу в современной деревне одевает
разве что ветеран, когда идёт на праздник 9 мая. Сельчане одеваются так
же, как и горожане, разве что пожилые женщины более склонны к
аляповато-красочным тканям, когда выбирают платье для поездки в райцентр.
Идеализация русского крестьянина – другой вопрос. Незлобивый честный
мужичок и благочестивая забитая баба существуют только в
сладостно-слезливом воображении «деревенщика», как следствие его
ностальгии по малой родине, откуда уехал лет сорок назад. Мне же одной из
черт крестьянского характера запомнилась склонность к воровству. Колхоз
был безропотным спонсором для десятилетиями растаскивавших его тружеников
села. И вовсе не потеряли они способность к хозяйствованию, которую якобы
выкорчевывала советская власть - ворованное несли в собственные дворы с
высокими заборами. Я, прожившая в селе до двадцати, помню летние ночи,
когда степная луна озаряла картины безудержного расхищения: мужики везут с
тока зерно грузовиками, бабы тащат с ферм бидоны молока, ветхие старушки
волокут мешки силоса, дети обламывают кукурузу на полях. Да и у порога
собственного дома нельзя оставить сапоги – унесут. Возможно, местный
менталитет. Рассказывали, что когда в 30-е годы в это село приходили
голодающие Поволжья менять вещи на хлеб, то после обмена их нагоняли за
околицей и убивали, чтобы взять хлеб обратно. Так что далеко до ангелов
вашим персонажам... Я перечитывала на днях Анатолия Иванова, автора
знаменитого романа «Тени исчезают в полдень» и других книг, которые можно
отнести к деревенской прозе. Это целая серия произведений. Почему они,
несмотря на свою советскость, и сейчас читаются как абсолютно современные?
Там нет слащавости в образах персонажей – это люди с сильными жестокими
характерами, они переубивать друг друга готовы – одни за Советскую власть,
другие за свои кулацкие амбары. То же у Михаила Шолохова. А в книгах
современных почвенников персонажи или однозначно положительные, или
абсолютно отрицательные, многогранности, сложности характеров показать
авторы не способны. Крестьянин - этакий забитый ангел, совращённый
демократами.
Когда моя мать приехала в Тамбовское село 30 лет назад, домом, который нам
выделил колхоз, пользовался самочинно сосед-ветеран, он там мешки с зерном
хранил. И огородом, и садом, который за домом. И вот этот ветеран мой
матери-одиночке, которая с тремя детьми приехала учительствовать, заявил:
«Жизни ня дам». Как вам такой герой?..
В итоге читателя, знающего современную глубинку, раздражает в
«деревенской» прозе слезливость повествования и надуманность характеров,
деталей, имён.
А теперь о теме Великой Отечественной войны, которую прозаики-патриоты
эксплуатируют постоянно. В чём проблема? В низком художественном уровне
произведений, словно собранных из справочников и энциклопедий. В невнятных
незапоминающихся сюжетах. Кому интересны перечисления дивизий, фронтов и
генеральских фамилий? Разве что многомудрому старцу Владимиру Бушину,
чтобы найти там ошибки. А военная тема, как правило, прикрывает отсутствие
интриги, ярких персонажей, качественного стиля. Идеологически выдержанная
графомания.
За последние двадцать лет я прочла только одну захватившую меня книгу о
ВОВ: «Белый тигр» петербуржца Ильи Бояшова - о поединке русского танкиста
и одушевлённой силами Зла немецкой машины.
У читателя есть право высказать авторам претензии. И я не называю
конкретных фамилий только потому, что мы представители одного
литературно-политического лагеря.
Теперь о патриотической поэзии. Она – сплошной перепев Есенина, Рубцова,
Кузнецова. У троицы классиков привычно заимствуют мысли, рифмы, не пытаясь
дорасти и перерасти их. Чего проще - в очередной раз описать среднерусский
пейзаж и поклясться в любви к берёзкам. Давайте вспомним поэтов
Серебряного века, которых можно отнести к русским патриотам – Клюева,
Васильева, Есенина. Какими разными они были! А мои современники прикрывают
почтением к традиции неспособность создать индивидуальный стиль,
сформулировать собственную философию, высказать рискованную идею. Да есть
ли у вас личные судьбы, пииты, если стихи у всех, как под копирку?..
Думаю, есть у нас новые, качественные и проза и поэзия, только вот до
столичных изданий они не доходят. Когда говорят о новом реализме,
машинально вспоминают уже не пишущего Шаргунова, Прилепина, реже Садулаева
– из уважения к чеченцу-патриоту России. О поэзии – тоже начинают
перечислять одних и тех же. Но надо искать и открывать новые имена. И это
задача критиков. Особое внимание нужно обратить на провинциальные издания,
замечать перспективную молодёжь.
В мире громадных тиражей Дашковой и Марининой, в мире либеральных и
патриотических междусобойчиков, возможно, признаком настоящей литературы
становится её непубликуемость, нежелание автора подстраиваться и подпевать
кому бы то ни было.
Комментарии
- легонько-любя, без конкретики и цитат;
- доводы больше к политике и социологии, нежели к поэзии ..
-крик души - да, но не критика! ... да и вообще - как можно критиковать стихи ВООБЩЕ, хоть и в современном разрезе??
- я тоже плююсь (пишу затем пародии), когда читаю топ на Стихире .. только это не к стихам (поэтам) вообще - а к тому топовому г-ну, кое всплывает ввиду политики сайта ... но ведь есть и реальные, неодноразовые вирши - др. дело, что невидны, непропиарены, но - это не значит, что их нет!
... да, и еще - у нас, что всея поэзия сводится к русской деревне?! (которой именно в этом, посконно-домотканном варианте - уже лет 50, как ушла - все старинное-патриархальное - порушено, нового не построено) ... и к теме Великой Отечественной?
... у нас, что больше - НИЧЕГО НЕТ, о чем писать?! Есть конечно! Есть и стихи не хуже чем у классиков! ... только завалены под дерьмом взаимовосхваления инета и левым баблом для издания в реале ... а, так - бывают, появляются - разгрести и оттереть токмо надыть ...