РЕШЕТО - независимый литературный портал
Никита Николаенко / Проза

Поджог

2287 просмотров

Отважному пожарному расчету. Из сборника "Сгибая свою линию". Никита Николаенко

Где-то за неделю до Нового года, я возвращался домой, вечером, в темноте, с сумками из магазина, и увидел, как из-за нашего гаража, стоящего во дворе, в ряду старых ветеранских гаражей, поднимается густой черный столб дыма. Такой дым обычно бывает от горящего автомобильного колеса, а то и двух. Костер, что ли, жгут за гаражами? - мелькнуло у меня. Но дым поднимался как-то очень интенсивно, и совсем близко к гаражу. Не наш ли гараж горит? – с неохотой подумал я, ускоряя шаги, и направляясь к нему. Хотя я давно считал его нашим, на самом деле это был гараж ветерана, у которого я когда-то его снимал, и который давно без вести пропал, то есть, это был бесхозный гараж, занятый мной. Подойдя ближе, я понял, что мои опасения подтвердились. Задняя часть гаража сильно дымила черным дымом, из-под крыши пробивался сноп искр. Быстрыми шагами я обогнул весь ряд гаражей, всего их было десятка полтора – наш стоял почти посередине, и подошел к гаражу сзади. Вблизи стало понятно, что горело. Старые кирпичные гаражи стояли довольно близко друг к другу, расстояние между ними было метра полтора, не больше. Со стороны дороги, свободный промежуток между ними был заложен кирпичной кладкой, а свободное пространство с тыльной стороны, было закрыто дощатыми дверьми. Сверху все это покрывала крыша, протянувшаяся с нашего гаража, и переходящая на соседние. Старые доски дверей давно прогнили, и, если с левой стороны еще оставалось какое-то подобие двери, то справа, на гвоздях, висело только несколько досок, обозначая ее. Снаружи, к ним был заботливо прислонен большой фанерный щит, прикрывая место горения. Совершенно очевидно, что это был, поджог, а не случайное возгорание. Когда-то давно, это пространство использовалось для хранения велосипедов и прочего хлама, мы же совсем не использовали его. Раньше, проходя мимо тыльной стоны гаражей, за которыми, через проходящую по поверхности трубу, начинался борт большого стадиона, я обращал внимание, что за гаражами постоянно валялся какой-то хлам, иногда видел сидящих на трубе людей. Поскольку я сдавал гараж, то не очень беспокоился о нем. Мужчина, снявший у меня гараж последним, устроил там склад вещей – плитка, раковины, лежали прямо на асфальтовом полу.
Откинув фанерный щит, и отодвинув в сторону доски, я осмотрел место горения. Стало понятно, что между гаражами бомжи устроили себе лежбище. Старые матрасы лежали друг на друге, были одеяла, подушки, еще какое-то тряпье, и все это теперь хорошо горело. Замкнутое пространство, и сухая погода последних дней создавали условия для горения, и жар стоял уже довольно сильный – внизу огонь бушевал вовсю. От высокой температуры взялась крыша – деревянные доски были обиты рубероидом и политы битумом, и теперь, битум, оплавляясь, каплями стекал сверху, способствуя горению. Несмотря на декабрь, в этом году стояла сухая и теплая погода, и у меня мелькнула мысль, что, будь все засыпано снегом, никакого огня не было бы.
Отложив в стону сумки с продуктами, я схватил длинную деревянную палку, лежащую здесь же, с остатками металлических проводов на конце – когда-то это была антенна, и принялся ею выгребать горящие матрасы, цепляя их проволокой. Основной очаг горения мне удалось вытащить быстро, матрасы продолжали гореть на улице, но опасности для гаражей уже не представляли.
Опоздай я хотя бы минут на пять, с огнем бы уже не справиться, крыша бы уже полыхала! – осознал я, орудуя антенной. Закончив с матрасами, и, зайдя вглубь, между гаражами, я принялся сбивать тлеющие угли с крыши. По куртке, и по надвинутой на лоб шапке стучали капли плавящегося битума. Все зависит от того, горит ли гараж внутри, или нет, если горит – мне с огнем не справиться! – думал я, судорожно работая антенной. Внутри гаража, за стенкой, была подсобка, куда мой отец натаскал много хлама, и, среди прочего, лежали два старых кресла. Если они занялись, то крыша то же загорится быстро, и в такую сухую погоду, весь ряд запылает, как свечка! - Вода, нужна вода! – подгонял я себя, стуча антенной по крыше. При каждом ударе вниз летел сноп маленьких горящих угольков.
Выскочив наружу, и, вдохнув свежий воздух, я остановился, собираясь с мыслями. Что делать дальше? – думал я, глубоко дыша, - вызывать пожарных, или нет? Документов – то на гараж никаких нет, а тут еще эти предписания! Неделю назад, на воротах наших гаражей появились предписания, с требованием, в недельный срок, предоставить разрешительную документацию в Управу. Но размышлять об этом было некогда, - срочно за водой! – я бросился к расположенному рядом двухэтажному зданию ЖЭКа. Рядом со зданием стояли огороженные мусорные контейнеры, в которых старательно копалась пара бомжей – мужчина и женщина. Женщина, оторвавшись от контейнера, посмотрела на меня, стремительно идущего к двери в подвал. На ходу, я то же разглядывал их - они были молодые, не старше тридцати лет, с опухшими, неприятными лицами. И почему у них лица все время опухшие? – совершенно некстати мелькнуло у меня. Они, наверное, и подожгли! – это было следующее, что я подумал. Наказать их, что-ли? Прямо по ходу, без объяснений, отработанными ударами – по мужчине, конечно. А если не они? – все это мелькнуло у меня за мгновение, пока я приближался к двери. Разбираться – они, или не они, сейчас у меня не было времени.
В подвал, где жили десятка два узбекских рабочих, вела крутая каменная лестница. На решетчатой двери, ведущей в подвал, висел большой замок, но я знал, что он для порядка, что дверь всегда была открыта. Куда направляться, знал хорошо, поскольку неоднократно обращался к этим парням, которые за малые деньги брались за любую работу. Кресла в гараж, я то же затащил с их помощью, они засунули их в подсобку, сам бы я ни за что не справился!
Войдя в подвал, я обратился к первому же встречному парню – позови старшего! Пока он пошел за ним в одну из комнат подвала, у меня было время взглянуть на свою одежду, и я осмотрел себя. На кого же я был похож, неудивительно, что бездомная женщина уставилась на меня! Черная куртка, черные брюки и ботинки были покрыты каким-то белым пеплом, я был весь обсыпан им. Наверное, пепел налетел на меня, когда я стучал палкой по крыше, сбивая тлеющие угли.
Через минуту вышел старший – мужчина моих лет. Срочно нужно два человека, да большой чан воды, залить горящий гараж, - без предисловий начал я. То, что узбеки уже знали, что гараж горит, я не сомневался, поскольку видел, когда направлялся за гаражи, как один из них стоял в стороне, и смотрел на поднимающийся черный дым. Ну…, это за деньги? – спросил после некоторого колебания старший. Дам двести рублей, - ответил я, - выделяй людей, если весь ряд запылает, все равно в стороне не останетесь! Старший что-то крикнул, и тут же появились две парня, уже одетых. Эти, - кивнул он. Ребята без разговоров взяли большую тележку, на которой стоял чан с водой, и потащили ее к выходу. Спеша за ними, я больно стукнулся головой о низкий потолок подвала, хорошо еще, что шапка смягчила удар.
Быстрее ребята, быстрее, - подгонял я их. У гаражного ряда стояла группа мужчин – это из ближайших домов вышли хозяева гаражей. На ходу, поздоровавшись с ними, я поспешил за ребятами, за гаражи, и показал, - здесь, здесь заливайте! Они стали черпать воду из чана чайником, и поливать из него тлеющие доски крыши. Нет, так не справиться! – стало окончательно ясно мне. Из чайника лить воду на крышу снизу было неудобно, она попадала мимо основных очагов загорания, лилась по кирпичным стенам. Еще совсем немного, и все запылает факелом! – с тоской подумал я, - надо срочно открыть гараж, посмотреть, горит ли он внутри? Оставив ребят, я кинулся домой – с собой ключа у меня не было - свой я отдал мужчине, снявшему гараж, а запасной ключ был у отца. Старик – отец спал, я растолкал его, и, не объясняя ничего, сказал, - дай скорее свой ключ от гаража! Пока он просыпался, пока вставал, пока искал ключ, я ощущал, как бежит время, - ну, все, наверное, уже полыхает все ярким пламенем! – с тоской думал я, когда он наконец-то нашел ключ. Я даже не стал выходить на балкон, из-за боязни увидеть внизу, в темноте, столб пламени.
Быстро спустившись вниз, и направившись к ряду, я увидел стоящие у гаража две пожарные машины. Значит, вызвали пожарных и без меня, ну и правильно сделали! – мелькнуло у меня. У ворот гаража стоял боец расчета, с огромным металлическим крюком на плече, и сосед по гаражу, который, увидев меня издалека, крикнул пожарным, - подождите, вот идет хозяин! Не говоря, ни слова, я открыл замок, и, распахнув калитку на гаражных воротах, заглянул внутрь, ожидая увидеть там факел пламени. Огня там не было, зато стоял такой густой, такой плотный дым, что, как говорится, топор можно вешать! Ко мне подошел крепкий мужчина с погонами прапорщика – видимо, старший расчета, остальные пожарные все были в комбинезонах. Не заходя в гараж, он посветил фонарем вглубь, и осмотрел его. Горит? – спросил я. Похоже, что нет, открывай ворота полностью, - ответил мужчина. Я шагнул внутрь, и принялся отодвигать внутренний засов. Подожди! – остановил меня прапорщик, и, подойдя ближе, сказал - опускай голову ниже и старайся не дышать! Справившись с засовом, я распахнул гаражные ворота. Светя фонарем, прапорщик еще раз внимательно осмотрел гараж. Откуда столько дыма, если не горит? – спросил я. Сквозь щели набился, оставь ворота открытыми, пусть проветрится, - ответил тот.
Звонить мужчине, снявшему у меня гараж, или не надо, обойдется, может быть? – размышлял я, глядя на сложенные, на полу вещи. Оставив ворота открытыми, я обошел гаражи, и направился к очагу возгорания, посмотреть, что там происходит. Узбеков на месте уже не было, а были двое молодых пожарных, в комбинезонах, которые сматывали шланг. Еще вовсю валил дым, но уже не черный, как раньше, а белый – скорее, это был пар от раскаленных поверхностей, с крыши обильно стекала вода. Не загорится, все потушили? – спросил я у ребят, с сомнением.
Я все хорошо пролил - не загорится! – ответил один из парней. Уяснив, что здесь полный порядок, я вернулся к оставленным открытыми воротам. Рядом с прапорщиком теперь стоял еще более крупный пожарный, в комбинезоне, и то же заглядывал внутрь гаража.
У меня здесь кресла, в подсобке, - показал я ему на стену, на дверь в подсобку, - не загорятся? Если искра попала, то могут загореться, - ответил тот. Может, пролить их? – поинтересовался я, со знанием дела. Тебе не жалко кресел? – ответил пожарный, - нам пролить недолго, если хочешь, то, хоть водой, хоть пеной весь твой гараж зальем? Но, лучше, все-таки вынеси кресла, - добавил здоровяк.
Я одобрительно посмотрел на пожарных. Была видна слаженность, грамотность и организованность в их действиях, по которым я так соскучился за последние годы. Действовали они уверенно, четко выполнили свою задачу, и теперь, так же четко сворачивались – огонь потушен. Никаких документов они не спрашивали.
А если снова загорится? – спросил я старшего. Вызывай сразу, приедем, - ответил прапорщик, и добавил, - ворота пока не закрывай, побудь еще с полчаса, подежурь, на всякий случай.
Кивнув в ответ, и поблагодарив пожарных, я подошел к группе мужчин, вышедших на пожар, которые стояли неподалеку. Подсобку подожгли с той стороны, - сказал я. Да, там, раньше, мотоцикл стоял, ответил старший из мужчин. Что с этими предписаниями будем делать? – я показал на листок на воротах соседнего гаража – свой я сорвал в тот же день, как его вывесили. Документов, как я знал, почти ни у кого, в нашем ряду не было, большинство ветеранов давно уже ушли в мир иной, и мужчины вокруг – это были или наследники, или, такие как я, жильцы, самовольно захватившие гаражи.
Я узнавал в Управе, - ответил тот мужчина, что постарше, - купила этот участок фирма какая-то, и теперь, на месте стадиона, и наших гаражей, элитный, малоэтажный дом строить будут. Элитный, малоэтажный! – усмехнулся я, и подумал, - а не они ли устроили, поджег, бомжам-то, зачем свое лежбище поджигать? Методы работы некоторых фирм я знал хорошо, сталкивался с ними в своей практике. Устройство поджогов, липовые протоколы собраний жильцов, почти полное отсутствие разрешительной документации, за исключением размашистой подписи купленного чиновника, - разрешаю! – эти, и другие примеры были обычными приемами их работы. И что, мы дадим каким-то прохиндеям ломать наш стадион и гаражи? – спросил я, и продолжил. – Я знаю примеры, когда жильцы, протестуя против строительства у них под окнами, просто сносили заборы и не давали развернуть стройплощадку. А с предоставлением документации – торопиться не будем, проигнорируем, а то, сотовый телефон нам какой-то указывают! – предложил я, показывая на номер телефона в конце предписания. Мужчины промолчали, документов, как я уже упоминал, почти ни у кого и не было.
Свернувшись, пожарные расчеты уехали. Поговорив, еще немного, с жильцами, я, оставив ворота открытыми, отправился за гаражи, посмотреть, не разгораются ли тлеющие угли. Было очевидно, что огонь потушен полностью, пролили доски ребята хорошо, вода все еще продолжала капать с крыши. Вокруг валялось столько тлеющего тряпья! Бомжи давно облюбовали этот закуток, и обустроили его основательно. Помимо матрасов, старых подушек от диванов, одеял, были еще какие-то куртки, брюки, и прочий хлам, притащенный от расположенной недалеко помойки. Все это сейчас было обильно покрыто белым пеплом, в котором был испачкан и я. Внимательно осмотревшись вокруг, я обнаружил с другой стороны гаража, не тронутой огнем, целый склад старых вещей – благодатную пищу для нового пожара. Старые джинсы, рубашки, пиджаки, были сложены, именно сложены, а не навалены, за дощатой калиткой. Здесь, за гаражами, как я уже упоминал, иногда было видно сидящих на трубах бомжей, и мужчин, и женщин, да кто же на них обращал внимание! Не будешь же высматривать – чем они там занимаются! Надо убирать тряпки, в таком виде гараж оставлять нельзя! – решил я, снова направляясь в подвал, за подмогой.
Пока пошли за старшим, я снял свою шапку, вытер пот со лба, и посмотрел на нее. Верх шапки, а так же ее козырек, был залит крупными каплями оплавившегося битума, плечи и рукава моей куртки – тоже. Если бы не козырек шапки, раскаленный капли могли бы попасть мне на лицо, - сберег бог на этот раз! Подошел старший. Где твои ребята, почему ушли? – обратился я к нему. Да, потушили же все, - ответил тот. Потушили! – усмехнулся я, - там осталось много мусора, надо убрать, - и, передавая двести рублей, добавил, - сейчас пришли ребят, все равно, вас же и заставят убираться. Договорившись со старшим, я направился к оставленным мною открытыми воротам. Дыма было значительно меньше, но сильно пахло гарью. Сосед, слева от меня, так же, распахнув ворота, проветривал свой гараж.
Подошли два узбека со своей тачкой, и я отправился с ними за гаражи, посмотреть на уборку. Работали они быстро и профессионально. Ребята все накладывали вещи на тачку, гора вещей росла, а я все ждал, когда же они остановятся, а они все подкладывали и подкладывали, пока гора не выросла с человеческий рост. Один из них поднял связку каких-то ключей, и передал мне, после чего, нашел маленькую новогоднюю гирлянду, на батарейке, включил ее, и огоньки весело замелькали в темноте. Парень улыбнулся, немного подержал игрушку в руке, и, посмотрев на меня, положил ее в карман. Затем, пустился за своим товарищем, помогать увозить тряпье. Таких ходок, с полностью загруженной тачкой, они сделали пять или шесть – бомжи давно и прочно обжили задворки наших гаражей. Через некоторое время, на земле остался только белый пепел, напоминая о пожаре. Я закрыл ворота, и направился домой, чистить свою одежду, и с мыслью – скорее залезть в горячую ванну.
После этого, еще несколько раз, на воротах наших гаражей вывешивали грозные предписания о необходимости срочно предоставить документы, в противном случае, обещали снести их силами подрядной организации, как бесхозные. Вскоре ворота гаражей были обклеены предписаниями, и напоминали доски объявлений - почему-то, никто, кроме меня, и соседа, их не срывал. В предписаниях, все так же, был указан номер сотового телефона представителя Управы.
Проходя недавно мимо гаражей, я увидел открытые ворота соседского гаража, соседа, копающегося в машине, и двух мужчин, стоящих рядом с ним, и подошел. На воротах висели очередные объявления. Опять вывесили? – спросил я, поздоровавшись, - что пишут на этот раз? Он, с охотой, подошел со мною к листку на воротах, и, показав на него, сказал, - теперь пишут, спортивный комплекс здесь будет! Очередное предписание гласило, что, согласно постановлениям – приводились номера – на месте ваших гаражей будет производиться строительство спортивного комплекса, и предлагалось срочно представить документацию на гаражи. На этот раз, приводились номера городских телефонов. Серьезно взялись, серьезно! - кивнул я, и спросил, - ты пойдешь? А с чем идти-то? – ответил сосед. Идти было не с чем, и в Управе, конечно, прекрасно об этом знали.
Спортивный комплекс, значит? – я с сомнением посмотрел на свежеокрашенные борта стадиона, и новую сетку, установленную над ними. Как всегда, правая рука не знала, что творит левая, но, скорее, дело было не в этом. Да врут они, - сказал я, - дом здесь построят, на продажу, или, офисное здание, под сдачу в аренду, барыг посадят у нас под окнами. Какой может быть комплекс, когда такой большой стадион стоит! Вокруг столько пустырей да промзон, так нет, им надо между домов, на готовую инфраструктуру залезть!
Двое мужчин, привлеченные разговором, приблизились к нам. В разговор вступил один из них, - да какой спортивный комплекс – клуб сделают для толстосумов, честному человеку, и не подступиться! Да, сейчас ворье, жирует, - согласился я, и добавил, - мы – то долго это терпеть будем? Знаешь, что, - продолжил я, обращаясь к соседу, - поговори с ребятами, - я показал рукой на гаражный ряд, - забросим, пока, протестные письма во все инстанции. Ничего, это, конечно, не даст, но время потянем. Он согласно кивнул головой, - обязательно забросим, просто так ломать не дадим! Заканчивая разговор, я сказал, - а время покажет, что дальше делать будем!
Время и показало. Поднявшаяся среди москвичей волна протеста против застройки у себя под окнами быстро заставила пересмотреть власть предержащих свои планы, и наши гаражи надолго оставили в покое. Только закопченные гаражные стены долго еще напоминали о поджоге.

18 марта 2007 г.

05 November 2009

Немного об авторе:

Об авторе Никита Николаенко Николаенко Никита Альфредович родился в 1960 году. Окончил МИСИ, аспирантуру МИСИ, кандидат технических наук. Переводчик с венгерского языка. Публиковался в журналах “Южная звезда”, “Сибирские огни”. Член МГО СП России. Живет в Москве. e-mail NANikola@mail.ru тел. Моб. 8-905-731-52-26 Авторская страничка на ... Подробнее

 Комментарии

Комментариев нет