РЕШЕТО - независимый литературный портал
Долгалев Виктор / Акростих

В защиту теории взрыва вселенной

132 просмотра

Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово «взрыв», если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает «начало» помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово «выбух». Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики «бис», подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв — победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая властями, - она уверена в грядущем взрыве.

Я пояндексил антоним к слову «взрыв», и получилось, что «спад». Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - «вбух»? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность — точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль — это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет — обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).

 

Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:

Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -

Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,

Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,

Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,

В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.

(Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)

 

Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах — взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб — кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.

Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви — расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого «вбух», с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).

Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.

 

Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи;
то, что было потоком, становится тихим устьем,
расползается вширь,
лениво дробится на ручейки.

Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!).
Отражать облака. Быть самому отражённым
в этих непроницаемых облаках.

"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."

Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
во что-то большое, солёное, древнее...
Видимо, в океан.

(Геннадий Акимов, Океан)

 

 

А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры — это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или «черная» дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях…

Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля — животворящая Гера, воздух — Гадес, вода — слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы — вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй — порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).

Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады — Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при «вбухе», когда первоэлементы соединяются, и при «выбухе», когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором — единство. Но я бы убрал слово «смерть» из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.

Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла «О природе». Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.

 

1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!

2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,

Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.

Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,

Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,

5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило

В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:

Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,

Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,

Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.

3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..

4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,

Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!

Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,

Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,

5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.

[663]

 

Нет, не заставит меня обольщение чести и славы

В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы

Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.

Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,

10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,

Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;

Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,

Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.

 

5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.

Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,

В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.

 

6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:

Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,

Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,

7. ... Непроизводные...

8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном

Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:

Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,

Что и зовут неразумно рождением темные люди.

 

9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,

Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные люди

То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части

Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,

Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.

10. ... Мстительную смерть ...

11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,

Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,

Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.

[664]

 

12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,

Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в мысли

Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.

13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.

14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?

15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.

Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен

Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,

Были все люди – ничто, и в ничто они вновь разрешатся.

 

16. Ибо как были они искони, так и будут – две вместе:

Думаю, их несказанное время вовек не лишится.

 

17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах

Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.

Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:

Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,

То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.

Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:

То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,

То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.

<Так, поскольку единство рождается без перерыва>

В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –

Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.

Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.

Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.

Выслушай слово мое: возращает учение разум.

[665]

 

15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,

Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах

Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,

Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,

Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,

20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.

К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.

Смертные членам своим врожденной ее почитают,

В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.

Радостью и Афродитой богиней ее величая.

25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает

Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.

Все они равны и все одинаково древнего рода,

Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой

Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.

30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:

Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.

Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?

Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?

Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,

35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.

 

18. ... Любовь...

 

19. ... Единящею Любовью ...

 

20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:

То, Любовью влекомые, сходятся все воедино

Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;

То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь

5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.

Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,

Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.

[666]

 

21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,

Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.

Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,

Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,

5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,

Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.

Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,

Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.

Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:

10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,

Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,

Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.

Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,

В видах различных являются: столько их смесь изменяет

 

22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, –

Все стремятся равно к единению всеми частями,

Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи

Так равно и все те, что более склонны к смешенью,

5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.

Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят

Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:

Купно сойтись неспособны они, и властвует ими

Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.

 

23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,

Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,

Краски различные в руки берут и потом, соразмерно

Смешивать их начиная – одних и других понемногу,

5 Образы схожие всяких предметов из них производят:

То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,

Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы

Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;

Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,

10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,

Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.

[667]

 

24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить

до конца одной стези повествования ...

 

25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ...

 

26. Властвуют поочередно они во вращении круга,

Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.

Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,

Образ людей и животных различных пород принимают.

5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,

То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,

Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.

Так, поскольку единство рождается без перерыва

В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –

10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.

Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, –

Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.

 

27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно,

Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:

Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился

Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.

 

27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах.

 

28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов,

Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.

 

29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,

Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных:

Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.

 

30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов,

К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,

Клятвой великою им предреченное порознь обоим…

[668]

 

31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.

 

32. ... Сочленение связывает два...

 

33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ...

 

34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...

 

35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,

Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.

После того как Раздор в глубочайшие недра пучины

Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,

5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу

С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят

Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.

Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими,

Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.

10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам

Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.

Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько

Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.

Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,

15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.

Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий

В образах многоразличных и дивных на вид происходят.

 

36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.

 

37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает

 

38. Скажем о первых и равных по древности мира основах,

________________________

* Стихии.

** Стихий.

[669]

 

В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:

Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,

Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье.

 

39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики,

Как то гласят празднословные многих людей утвержденья,

Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ...

 

40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ...

 

41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо.

 

42. .......... лучи у него затмевает,

Прямо под ним протекая и тень полагая на землю

Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.

 

43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной...

 

44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает.

 

45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю.

 

46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая...

 

47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею...

 

48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою.

 

49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...

 

50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер.

 

51. ... Быстро вверх ...

 

52. ... Под землею горит много огней...

[670]

 

53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . .

 

54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает.

 

55. ... Море – пот земли …

 

56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела

 

57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,

Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко

Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.

 

58 . . Блуждали одночленные органы ...

 

59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,

Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,

Множество также других прирождался к ним беспрерывно.

 

60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями...

 

61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,

Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,

Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:

Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.

 

62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету

Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных

Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна.

Цельноприродные чада земли выникали сначала,

5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой.

Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным,

Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,

Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.

 

63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины..

[671]

 

64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ...

 

65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,

В образе жен выникает ...

 

66. ... Расколотые нивы Афродиты ...

 

67. В более теплых частях самец зарождается в чреве.

Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше

И волосатее жен …

 

68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый.

 

69. ... Двоякорождающие..

 

70. . Кровяная чаша . . .

 

71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,

Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца

Образы все и цвета преходящих возникли созданий, –

Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты...

 

72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...

 

73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем

Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым.

 

74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...

 

75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части:

Свойство такое они получили из дланей Киприды,

 

76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, –

У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь:

Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.

[672]

 

77. ... Вечнозеленый ...

 

78. ......... сообразно

С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем.

 

79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает

 

80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом

 

81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага

 

82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах

Плотный покров чешуи – из одной происходят основы

 

83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.

 

84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу,

В ярко горящем огне очага зажигает светильник,

Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:

Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,

5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами

Яркими путь от порога вперед освещать начиная: –

Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах и тканях

Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок,

Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал скрываться,

10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги,

Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше

 

85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось

 

86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита

 

87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита.

 

88. ...Из обоих происходит одно зрение.

[673]

 

89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.

 

90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,

Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.

 

91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.

 

92. ... Медь, смешанная с оловом ...

 

93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука...

 

94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом

Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени.

 

95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды.

 

96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах

Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды,

Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости,

Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись.

 

97. ...Хребет...

 

98. После того как земля в совершенную гавань Киприды

Якорь забросила, – равными там сочеталась частями

С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей,

Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая.

Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти.

 

99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...

 

100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти

Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят,

В устьях которых наружные кожи покровы сквозными

Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови

5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья:

[674]

 

Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,

Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем;

Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает.

Так водяными часами из меди блестящей играет

10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши

Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой

Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем

Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых.

Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет,

15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает.

Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою

Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, –

Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу

Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.

20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится:

Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает

Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам,

Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье эфира

Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает;

25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно.

 

101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,

Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи...

 

102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье.

 

103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.

 

104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ...

 

105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце;

В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем:

Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.

 

106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.

[675]

 

107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок,

Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.

 

108. За день поскольку свою изменяют все люди природу,

Ночью постольку различные грезы их ум посещают.

 

109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,

Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,

Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.

 

110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь

Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем,

То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,

Множество также других обретешь из них ценных стяжаний;

5 Ибо они вытекают одно из другого согласно

С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,

В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, –

Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,

К милому лону природы родной возвратиться желая.

10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.

 

111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;

Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.

Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,

Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;

5 Если ж захочешь, – обратное вновь их воздвигнешь

дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,

В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень:

Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.

Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.

 

 


 

 Комментарии

Комментариев нет