РЕШЕТО - независимый литературный портал
/ Перевод

"Mūsiškiai" - Рута Ванагайте (Наши ) перевод продолжение

204 просмотра


    259
    РАЗГОВОР С ВРАГОМ. KАУНАС-ВИЛЬНЮС
    Эфраим: Мы еще не говорили о антисемитизме в Литве ...
    Рута: Хорошо, давай поговорим. Я не могу скрыть, что некоторые из моих друзей или знакомых значительно антисемиты. Только поколение моих детей - нет. Я понимаю тех людей, которых я знаю. Мы все приехали из деревень. Лишь несколько процентов литовцев до войны жили в Вильнюсе.
    А в других городах, кроме Каунаса, не больше. Наши дедушки и бабушки и дедушки и бабушки были не очень хорошо образованы, тогда
    они, естественно, приняли все законы, установленные Церковью и, вместе, суеверия. Когда наши родители отправились жить в города, евреи там исчезли.
    Я имею в виду литовских евреев литваков - образованных, высококультурных людей. Люди в книге. Мое поколение не знает литваков, может быть, даже не встречались с ними. Они были убиты или покинули Литву в советские времена за границу.
    Другие евреи - с территории СССР, русскоязычные, часто просоветские, и плохо образованные прибыли на место литваков после войны. Они получили квартиры, работу,
    Потому что официальный официальный язык был тогда русским, поэтому все двери были открыты для них. Конечно, мы не связывались с этими евреями. Мы не уважали их, я думаю, и они нас, потому что они не интересовались нашей культурой, не изучали наш язык.
    Эти советские евреи окончательно уничтожили наше желание интересоваться еврейской культурой и еще больше укрепили стереотип еврейского коммуниста в наших умах. Можно ли обвинить нас в том, что мы были антисемитами? Наш антисемитизм, унаследованный от наших дедушек и бабушек, усилил послевоенное советско-еврейское вторжение.
    Эфраим: Но вы учились в университетах, и вам приходилось встречаться с еврейскими учителями, которые открыли вам глаза на более широкий мир истории, философии ...
    Рута: Что вы говорите? В конце концов, мы окончили советские университеты, где большинство учителей нам открывали глаза в марксистско-ленинский мир. Только некоторые, которых не выловила советская госбезопасность, были другими. Возможно, среди них были евреи, но я этого не слышала. Я сама училась в Москве, и я встретила много чрезвычайно интересных евреев, потому что Москва была центром еврейских интеллектуалов, ученых и художников. Но в Литве этого не было. Мы, литовцы, не знаем нашу собственную еврейскую культуру. И чем меньше мы знаем, тем больше места суеверим, тем сильнее наш старый добрый антисемитизм.
    260
    Эфраим: Это очень интересный аргумент. Это объясняет многое, например, почему многие из ваших родственников или знакомых, с которыми говорили о книге, глядят на нее отрицательно. Эти люди, вероятно, умные и образованные, но все, что имеет отношение к еврейским темам, им неприемлемо. Как будто в их сознании была одна глухо закрытая дверь.
    Рута: Я не сломаю эту дверь, чтобы добраться до сознания этих людей. Никто не разобьет Дверь откроется, когда откроется, когда этому придет время. В этом смысле мы, вероятно, являемся потерянным поколением. И уже не изменимся.
    Эфраим: Вы, наверное, правы. Потерянное поколение. Люди, с которыми в Литве я говорил все эти 25 лет и были представителями этого поколения.
    Рут: Они смотрели на тебя и думали, что этот еврей, конечно, также просоветской, кроме того, он делает деньги на Холокосте. Это его бизнес.
    Эфраим: То, что я должен делать, чтобы ваше мнение обо мне изменилось?
    Рута: Дай нам деньги. Поделись.
    Ефрем: Нет. Вы слишком коррумпированы ... А что, по вашему мнению взгляд людей этого поколения на евреев говорит о нынешнем литовском обществе?
    Рута: Вы сами знаете, что говорите. Говорят, что мы должны винить Советы за много больше вещей, чем до сих пор думали. За свой антисемитизм тоже.
    Ефрем: Но литовцы были антисемитами до прихода Советов. Они только ухудшили ситуацию.
    Рут: Да. Советы ситуацию ухудшили. И теперь мы очень плохие.
    Каунас
    В конце XIX века в Каунасе проживало 25 548 евреев (35,9 процента от общей численности населения города).
    2015 ГОД
    Гараж «Летукис». Здесь в 1941 году 27 июня произошло одно из первых и самых страшных массовых убийств евреев в Литве. В присутствии любопытной толпы, металлическими стержнями забили насмерть 52-х евреев Каунаса.
    Убивали, как рассказывают отпущенные из тюрьмы заключенные ранее пытаемые НКВД
    Один из них позже сказал, что он делал это охваченый гневом, а потом очень сожалеет.Впервые нас сопровождают не литовцы, а еврей, известный старый знаток еврейского Каунаса Хаим Баргман. Его имени скрывать, слава богу, как и других людей, сопровождающих нас ... Он не боится.
    Эфраим: Мы стоим перед памятником жертвам убийств в "Лиетукисе". Надпись на памятнике свидетельствует об убийстве здесь нескольких десятков евреев.
    Но кто их убил?
    Вулкан, цунами, землетрясение?
    262
    Рута: Я читала показания одного из убийц. Это был унтер-офицер литовской армии, который был заключен в Каунас в тюрьму тяжелых работ. Он заговорил только через несколько десятилетий. Я цитирую: «Я один из тех, кто исполняли казни. Когда меня освободили из тюрьмы, я хотел мести, и когда эти евреи стали сопротивляться, мои нервы не вытерпели ». *
    Хаим: Я имею в виду рассказ видетеля Водзинского. На семинаре, организованном Университетом Витаутаса Великого, Водзинскас сказал,
    То, что он тогда был 16-летним мальчиком, катался на велосипеде по гаражу «Летукис» и увидел группу евреев, арестованных из «желтой тюрьмы». «Желтая» называлась каунасская тюрьма тяжелых работ, ее здание было покрашено в желтый цвет. Евреи сопровождали только 4-5 охранников в VII форт, где был создан концентрационный лагерь.
    Гаражный двор «Летукис» до прибытия немцев был конюшней с красноармейскими лошадьми. Нацисты приказали сторожу очистить гараж, потому что он был полон конского навоза. Но сторож увидел, что идет еврейская колонна, подбежал к
    охранникам и сказал, что евреи - друзья русских, и пусть они очищают этот навоз русских лошадей. Охранники привели евреев в гараж. Вот почему все это что случилось, произошло здесь.
    Водзинский поставил велосипед к дереву, залез на дерево и смотрел, как евреи чистят гараж. Они собирали навоз руками. Другие дети также залезли на деревья и смотрели на это. В то время грузовик с четырьмя немецкими солдатами въехал во двор
    Грузовик тоже был грязным, и евреям было приказано его очистить. Но руки евреев были испачканы навозом, поэтому кто-то вытащил шланг мойки и пустил воду, чтобы евреи могли мыть руки и чистить грузовик.
    Ephraim: Что здесь делала толпа людей?
    Хаим: Евреи были убиты очень жестоко. Люди на улицах слышали крики и приходили посмотреть, что происходит.
    * Henrikas Žemelis. Juodasis Lietuvos istorijos lapas. Iš: Lietuvos žydų žudynių byla ,
    p. 598-599.
    263
    Эфраим: Правда ли, что евреи были убиты двумя способами: один из них до смерти забиты металлическими прутьямиi, другие были убиты еще хуже: жертвы были вставлены в рот поливочные шланги наливали воду в кишечник, пока кишки не взрывались ...
    Хаим: Это совершенно неверно. Водяные шланги были принесены, чтобы позволить евреям вымыть руки от навоза. Один еврей, когда ему сказали
    голыми руками, чистить конский навоз, ударил литовского охранника и побежал на еврейское кладбище на другой стороне забора. Он был быстрым, но выстрел был еще быстрее.
    С того все и началось. Охранники начали бить евреев металлическими прутьями. Убивали всех по одному. Толпа собралась у гаражного забора, чтобы посмотреть ето до конца. Водзинскас тоже. Позже он сказал, что его убийства не потрясли вообще, потому что «евреи еще и не таких бед натворили».
    Рут: Эфраим, Но ты 30 лет всему миру говорит о том, что в гараже "Lietūkis" литовцы убивали евреев, закачивая воду в их внутренностях. Это неверно.
    Вы лгали 30 лет.
    Эфраим: Я читал показания немецкого армейского фотографа. Он рассказал, что видел. У этого человека не было причин лгать. Это свидетельство беспристрастного наблюдателя.
    Рут: Удивительные новости: охотник за нацистами верит в нацистское свидетельство больше, чем чему-либо! Хорошо, я пожалею вас. Я слышал один рассказ литовского врача: она была здесь, когда произошло убийство, и видела то, о том, что вы сказали, цитируемое нацистами. Вода, налитая в рот, и все остальное.
    Эфраим: Правда ли, что в конце массовых убийств толпа начала петь литовский гимн? Вот что сказал немецкий фотограф.
    Хаим: Ничего подобного. Когда все евреи были убиты и лежали на земле, с железнодорожной станции пришли два бездомных. У одного из них была гармоника.
    Кто-то из охранников спросил: «Сыграй их Слободка еврейский марш старые каунасцы очень хорошо знали этот марш, по крайней мере, в его мелодии..
    264
    Рут: Этот немецкий фотограф не знал, что за песня спросил людей, стоящих рядом с ними, и они пошутили.
    Хаим: Да, легенда известна на весь мир, что после резни толпа исполнила гимн Литвы. Евреи и распространяли легенду. Они не знали еврейского марша "Слободка" народа, это была песенка антисемитского простонародья в Каунасе.
    Рута: Эфраим, вы распространили эту ложь о литовцах 30 лет по всему миру об исполнении гимна Литвы после бойни в Лиетукисе. И это было доказано вам не мной, литовкой, а евреем, вашим ... Спасибо, Хаим, от всего литовского народа за рассеяную ложь.
    Каунас VII форт
    Каунасcкий Форт VII не пуст. Там сейчас детский летний дневной лагерь. Молодой человек,
    один из вожатых этого лагеря, приводят нас к месту резни в крепости на
    территории возле забора, за которым - жилые дома. Высокая трава
    заросшая яма. Торчит мемориальный столюик, которым отмечено место убийства.
    Когда, кто, сколько здесь были убиты?
    Мы спрашиваем молодого человека, что в настоящее время устроено в форте. Здесь работает музей холодной войны.
    Музей. Остальные комнаты - химическая лаборатория. Проходят занятия классов.
    Здесь, в каунасском VII Форте, в 1941 году. в июне временное правительство приняло решение создать первый концентрационный лагерь в Литве и выделило деньги батальону, охраняющему собранных здесь евреев Каунаса. Здесь, в каунасском VII Форте, 6 июля первая и третья роты батальона национальной защиты убивает людей. Убивает экономя время:
    Вечером расстреливает одну часть, на следующий день все остальных загоняют в яму, кладут их
    рядом друг с другом и расстреливают в течение полутора часов. Они стреляют до тех пор пока никто не двигается.
    Сколько людей были только ранены, страдали, пока, возможно, только через час с половиной
    какого то зубного техника Матукаса или другого солдата батальон выстрел
    их прикончит?
    стр 265
    В советское время форт был военным объектом, поэтому его не посещали и не расследовали, не почтили жертвы. Литва была независимой в течение 20 лет. За эти 20 лет
    не расследования, ни почтения жертв.В 2009. Каунасская VII Форт был приватизирован.
    Вот и все. Со всеми 5000 евреев, погребенных здесь, убитых батальоном национальной обороны.
    Владелец начал наводить порядок на 7 гектарах земли в 2012 году. Ему при этом произошла следующая неожиданность.
    . Вот что сказал нынешний владелец форта Владимир Орлов:
    На стороне улицы Гервеяй мы выгрузили больше одного грузовика самосвалами мусор. В яме, после мусора, мы нашли слой извести, из которого торчали вроде какие то палки - это были кости расстрелянных людей.
    Когда выкачали воду заливавшую яму, руками нащупали слой костей могущий достигать нескольких метров.
    О находках была информирована полиция, Департамент культурного наследия, Еврейская община. Никто не предпринял никаких действий, поэтому хозяева форта положили кости в три мешка для мусора и оставитесь стоять.
    Раскрыв этот факт в средствах массовой информации, муниципалитет Каунаса создал комиссию с мудреным названием «Для останков партизан и других лиц, убитых в период оккупационных режимов в Литве, перемещения их захоронения и увековечивания". Комиссию возглавил бывший устроитель каунассого джазового фестиваля
    Министр культуры Йонас Джучас. В течение двух лет комиссия собиралась дважды.
    Только в 2014 году кости вернулись в могилу - три мешка были помещены туда, где они были найдены.
    Веб-сайт Каунасского VII форта в настоящее время представлен как «Природный и исторический оазис." В оазисе организуются джаз, детские дни рождения и корпоративные вечеринки. Возмущенные шумными событиями жители Каунаса или гости города (евреи, не иначе) обратились к охране наследия Каунаса, эти, в свою очередь,
    обратился к владельцам форта, попросив их не делать праздников, игр и подобного.
    * Нериус Повилайтис. Консенсуса относительно того, как хоронить еврейские кости, нет. От: Lrytas.lU 2014
    3 октября
    266 стр.
    Владельцы ответили, что все здесь организованные мероприятия - образовательные.На данный момент сайт 7-го форта Каунаса приглашает детей на дни рождения С надувными шариками, к другим образовательным мероприятиям, среди которых есть мероприятие, названное «Поиск сокровища». Им занимаются на площадь 7 га.75 лет назад в одной большой яме, полной мертвых, тоже искали «сокровища» это убийца, любитель золотых вещей Пранас Матюкас, который после войны работал в стоматологическом зубным техником в Йонишкелисе. Сколько золота, выдранного из ртов мертвых он переделал и вставил в рты жителей Ионишкелиса? А, может быть, еще один-другой золотой зуб остались в Каунасе, в яме форта, и жаждущим сувениров стоит заплатить эти 3 евро за образовательную игру «Охота за сокровищами»?
    267 стр.
    Вильнюс / Вильно
    XIX век В конце его в Вильнюсе проживало 63 996 евреев (41,4% от общей численности населения города).Последний день путешествия. Остался Вильнюс Мой город
    И город их, евреев, называвшийся литовским Иерусалимом .Чеслав Митошас пишет:Сегодня я с удивлением удивляюсь об исчезнувшем еврейском Вильнюсе навсегда.Это был город с огромными концентрированными источниками энергии, там печатались книги на иврите и идише, столица, литературная и театральная. Благодаря этому тогда только Нью-Йорк мог конкурировать с Вильнюсом. *Начнем с районов Вильнюса, которые усеяны еврейскими могилами.Специальный отряд также работал здесь, а не только в Понарах ... В окрестностях Вильнюса, недалеко от Науосиос Вильниос (Новой Вильны), есть гора Пликас(Лысая), у которой спецотряд*....
    * Garažas: aukos , budeliai, stebėtojai , p. 112.
    268стр
    1941. 22 сентября расстреляли 1159 евреев. До расстрела евреи были несколько дней под стражей в колонии Вилючёнис - Vlliucionys.
    Где теперь этот Велючёнис? Где эта колония? Что такое Лысая гора? Я живу в Вильнюсе пять десятилетий, я ничего не слышала об этих местах.
    Мы очень долго плутали на дороге, и видим указатель в Велиучионис, а рядом с ним находится надпись «Еврейское кладбище - 2 км».
    Колония Вилияшионис - это старинная усадьба, не видевшая ремонт от царских времен. Мы спрашиваем одну женщину, которая встретили в деревне, другую, третью, где еврейское
    кладбище, или это просто место кладбища или смерти евреев. Все встреченные женщины, не понимают по литовски. Все они отвечают по русски:. «Мы не знаем, вы спросите у охраны колонии,"
    Колония была основана в 1900 году, теперь называется Центром социализации детей.
    В ней те дети, с которыми нельзя управиться в домах опеки(интернатах).
    В Царские времена здесь были 10-16-летние мальчики из Вильнюса, Каунаса, Гродно, Минской губернии, пишут на сайте Центра. После Первой мировой войны существовала колония сельскохозяйственных ремесел для еврейских мальчиков.
    Во время Второй мировой войны здесь был создан еврейский детский лагерь. «Куда они были увезены?
    старожилы деревни не знают ... »- так написано.
    А везли их недалеко. Точнее, в один прекрасный день все были расстреляны, потому что
    Специальный отряд и в больших количествах расстреливал всего за день.
    Пожилые сельчане не знают, но их родители, вероятно, слышали что еврейских мальчиков и еще тысячи других были расстреляны в километре или нескольких от них.
    Вы также не найдете места расстрела. Напрасно путешествовали по дорожкам, которые кончались в зарослях, пока наконец
    на усадьбе у железной дороги мы увидели человека.
    Мы его попросили, чтобы садился в машину и показал нам место смерти евреев, почему то называющееся Кладбищем. Этот человек являлся заядлым грибником, поэтому однажды он в лесу нашел это место и памятник. Потом не был там пожалуй, лет пять. По-видимому, это негрибное место.
    Дороги нет, тропинки тоже нет, лезем через крапиву, выше человека,
    Но дороге канава. Приходится вернуться и попытаться перейти с другой стороны. там...
    269стр
    также крапива, а также огромная куча мусора. Согласно европейской директиве
    В Литве такие полигоны уничтожались, и это было закрыто, но наш грибник говорит, что жителям наплевать, у них всегда были привычки носить мусор сюда. «Здесь это символический памятник мертвым евреям », - говорит Ефрем, указывая на вонючую мусорную гору ... ну, враг - он и есть враг.
    Грибник упорный. Упорны, и мы с врагом. Через час мы наконец найдем то, что искали. На склоне зарослей советский памятничек,
    Построен в 1951 году. 1159 мертвых.
    Один из убийц, от которых евреи погибли в этом укромном месте еврейские
    дети о своем ожидании смерти в тюрьме в 1978 году писал своим детям:
    Не ждите
    Отец не вернется
    Потому что желтый могилы песок
    Глаза мне засыпет.
    .
    Боялся человек смерти. Очень любил детей.
    Грибник за труды получает плату в размере 5 евро. Переживает что колония близко, все мучаются, потому что подростков охраняют
    пожилые женщины ,
    они убегают оттуда , ограбили магазин, а недавно на дороге убили одого своего друга.
    Мы находимся в 15 километрах от Вильнюса. Мы возвращаемся молча. Нам нужно купить мазь для обожженых крапивой рук. Возвращение от зарослей в цивилизованный мир, туда где мы еще не были, но мы обязательно должны туда добраться.
    На последок оставили мы дом погибшего тезки Зурова, Эфраима Зара
    на улице В. Шопена у железнодорожной станции. Номер дома 3, квартира №. 19.
    Ефрем Зарас возглавил ешиву в восточной Польше, когда в 1939 году, ее оккупировали Советы. Вильнюс тогда достался Литве. Евреи - раввины и
    студенты 23-х ешив поняли, что русские закроют все учебные заведения. Поэтому в большинстве потянулись в Вильнюс. В 1939. там было 2660 учеников и 171 раввин из восточной Польши. Ефрем Зарас был одним из них. Он был очень любим студентами
    270стр
    на его лекциях были полные аудитории как в Польше, так и в Литве.
    В 1939. Вильнюс стал лучшим городом в мире - городом ешив.
    В 1941. 13 или 14 июля рабби Эфраим Зарас покинул свою квартиру на улице В. Шопена и повернул к улице Пилимо. В тот день белоповязочники искали раввинов, узнавали их по бородам и задерживали.
    Они также арестовали и Ефраима. Увезли говорят, что в Лукишкес, но мы искали в книге заключенных Лукишкес за 1941 год, что хранится в Центральном государственном архиве, и мы не нашли его фамилии. Вероятно, Ефрем Зарас был взят непосредственно с улицы Пилимо в Панеряй, и был застрелен вместе с одним из первых осужденных евреев Вильнюса.
    Дневник Казимежа Саковича захватывает расстрелы в Понарах(Панеряй)
    с 11 июля. После Ефраима, через несколько дней или недель, в Панеряй,
    но, вероятно, в другую яму, пришла семья Эфраима: жена Бейла и два
    их два сына - Хирш и Элияху.
    2015 ГОД
    По адресу дома В. Шопено 3. во дворе мы находим пару людей во дворе. Дом ремонтируется, здесь работает молодой мужчина и женщина - оба с запашком. У женщины на руках - девочка нескольких месяцев. Они договорятся, чтобы мы добрались до лестницы. Кому-то звонят, организует. Наконец, через окно лестницы, высовывается голова мужчины
    Злой взгляд на Зурова. «Что вам нужно здесь?» Я говорю, из Израиля приехал человек, желая увидеть, где жил брат деда, который был убит в Панеряй.
    «Врет», - говорит мужчина. -Он не это ищет. Я знаю его по телевизору.
    Однако, через некоторое время подумав, пускает, мы входим на лестницу, где на четвертом этаже квартира №. 19. Человек стоит рядом с нами, сердито бормоча: «Пусть не говорит, этого не было
    Не было здесь ни его деда, ни брата. Что он здесь ищет?
    Когда мы выходим с лестницы, мы хотим поблагодарить женщину с девочкой . «Может быть, что нибудь купите вашей дочке? »« Я не знаю, что она ест », - говорит мама. - Мы только что взяли ее из детского дома, мы не знаем, что дать. Ее отняли у нас, когда наш дом сгорел , и теперь э дали только на выходные. Может быть, вы можете купить памперсы?
    271стр
    Последнее назначение -Понары / Paneriai. Здесь семью раввина Ефраима Зар ждали выстрелы в голову от Специального отряда и полная яма трупов.
    Музей Понары - Paneriai - только один домик, только одна большая комната и несколько десятков еврейских имен на стенах комнаты, как-то только дюжина из 70 000 здесь убитых. Есть несколько фотографий, на одних евреи, на других - поляки и многие другие,
    в другом месте - советские военнопленные, а здесь погибшие литовцы. Каким-то образом на экране показывают фильм.
    Это фильм о японском дипломате Сугихаре. Цена за вход в дом составляет 3 Евро.
    Не отмечен путь, которым привезли или привели осужденных.
    Спрашиваем людей в магазине, , может быть, они знают. Нет, никто не знает. Никто не говорит по литовски. Говорят, идите, есть мама Риаль, и спросите.
    Мама матери живет в Риале? Нет, не мама Риаль, а мемориал. A, мемориал ...
    Наконец, с мемориальным гидом и узнаем. Путь осужденных, оказывается
    это не тот, кто сейчас подходит к Понарам /Panerius. Он шел со стороны, с железной дороги. В каком месте была будка железнодорожника Янковского вместо этого? Где дом Саковича, из которого он видел все массовые убийства с своего чердака? Где находился двор Синичжуса, из которого страшная сука Маля бегала по вечерам
    к яме и грызла мертвые тела, а однажды утром вернулась с человеческими кишками в зубах?
    Здесь всего четыре дома. Пойдем от одного к другому. Некоторые заброшены нежилые, , другие уже отремонтированы. Нет людей нигде. Лают собаки Кстати бывшие «базовые» ворота находятся у сарая, которые почти рухнул. Мы видим, как из него выходит большая черная собака.
    Не лаетет Медленно идет к нам, цепь собаки тянется вслед, собака останавливается. Глядит на нас, глядит очень странно, словно не видя нас,
    Не видя Глаза голубые, без зрачков. Собака слепая. Черная собака панеряйского ада
    Мы вдвоем подумали одинаково.
    Наша поездка по Литве закончилась.
    Белорусия / Белорусь
    Могу ли я закончить книгу на разделе Понары? И да, и нет. Не дают покоя
    показанные в этой книге свидетельства двух солдат батальона А. Импулевичюса.
    Свидетельства тех, кто в 1941 году, были отправлены из Литвы в Беларусь. Командированные убивать, отбывая они , как и другие 475 человек батальона А. Импулевича, не знали, что до весны 1942 году на 15-м месте они убьют больше, чем 15 000 человек.
    Мы должны туда добраться. Враг, который никогда не был в Беларуси, путешествовал вместе.
    Мы следим за следами повествования Юозаса Алексина. В городе Дукорос.
    команду А. Импулевичюса, 6 октября, торжественно сопровождают в Каунасе («Везде и всегда оказываются достойными имени литовского солдата, потому что вы будете представлять Весь литовский народ ") 8 октября они уже были в маленьком городке Дукора 40
    километров за Минском. Здесь всего две улицы.
    Литовская полиция 2-го (12-го) батальона во главе с командиром роты лейтенантом Зеноном Кемзурой, прибыл на грузовике. Вместе на легковой машине ехали
    273 стр
    четыре или пять немецких офицеров.
    Четыре или пять немецких офицеров. Прибывая на место, воины батальона окружают городок Дукору, евреев гонят на рыночную площадь. Потом осужденных к смерти на площади строят
    в колонну, конвоируют по улице Рчная по мосту через речку Свислочь на луг за городком(местечком?). *
    Мы проходим через Дукору. Тротуарная плита к реке, столетней давности
    Итак, то же самое, по которому и 394 евреев городка, вели только что прибывшие с родины молодые литовцы. Этих люди ждали первых убийств в своем путешествии.
    . Это была первая рота батальона, которая уже имела опыт расстрела людей в VII форте Опытные убийцы, хотя в Дукоре они ждали этого нового: стрельба разрывными пулями. Как солдат батальона Юозас Алексинас сказал:
    «Были разрывные пули, очень быстро разрывали затылок человека».
    Первый раз был только для командира роты Зенонаса Кемзуры
    . Как рассказал Алексин, одежда мертвых и тела горели, другие люди шли на горящих, другие на них, пока яма не заполнялась.
    Мост через речку Свислочь тот же, очень старый. Та же луг очень большой.
    Он заканчивается в кустах. Когда разрывные пули разможжили затылки 394 человек, литовцы начали искать спрятавшихся в лесу, нашли семерых и их вместе с немцами тоже расстреляли. Не ушли не закончив " работу"
    2015. В октябре мы стоим на лугу возле кустарников, возле советского памятника.
    Убитые люди, вероятно, прятались в самих кустах - там подъем,
    Там, видимо, литовцами согнанные жители Дукор и похоронили своих соседей
    Соседей, с которыми вчера только здоровались на улице или покупали у них хлеб.
    . В наших вопросах об убийствах две старушки Дукора говорят, что когда-то
    земля поднималась здесь несколько дней, и никто не знает, кто такие их убивали.
    Наверное, немцы. Откуда людям знать?
    Из Дукора мы едем туда, где в 1941 году Ваш первый и единственный выстрел сделал солдат батальона А. Импулевичюса Леонас Стонкус в своем рассказе
    * Alfredas Rukšėnas. Kauno 2-asis pagalbinės policijos batalionas ir gyventojų žudynės
    Baltarusijoje 1941-1943 m. Iš: Genocidas ir rezistencija , 2007, Nr. 2 (22), p. 30.
    274
    ".
    -
    . Руденск, город недалеко от железной дороги. Здесь литовцы
    2-й роты, возглавляемый командующим лейтенантом Юозасом Крикштапонисом
    В 1941 году прибыли в грузовых вагонах. 10 октября через несколько
    дней после первой резни в Дукоре. Для роты это был первый расстрел,
    до этого солдаты батальона в Каунасе охраняли здания, аэродром.До этого момента командир роты Крикштапонис никогда до прибытия в Руденск не отдавал приказ стрелять в людей: «Приготовьсь, прицелиться, огонь!»
    Часть литовских солдат, по приказу офицеров, окружила город
    и его охраняла
    . Другие вместе с немецкими жандармами отправились в еврейские дома
    там они хватали мужчин, женщин и детей и гнали на площадь рядом с
    почтовым отделением. Оттуда осужденные были доставлены на место убийства, возле железной дороги,в гравийные или песчаные карьеры (здесь были уже выкопаны ямы). Солдаты 2-й роты под руководством офицеров, осужденных евреев расстреляли
    Около 15 человек из 2-й роты отказались стрелять, им командир роты летенант Юозас Крикштапонис заказал
    Выйдите в сторону. *
    * То же, с. 32.
    275
    Леонас Стонкус, по-видимому, был одним из тех пятнадцати отказавшихся. Он тогда выстрелил и ранилил мужчину, и «он этого не видел, он клонился, клонился и клонился. Старшина который стоял рядом с ним высрелил, и тот внезапно упал.
    После этого выстрела Леонас удалился в сторону. Это ему разрешил командир роты Крикштапонис, который после убийств в Руденске возглавил большинство операций в местечках Беларуси
    Юозас Крикштапонис - племянник Антанаса Сметоны, позже партизан в Литве. Итак, теперь он уже литовский герой, которому в Укмерге
    мы поставили памятник и назвали площадь в центре его именем.
    2015 ГОД
    Мы были в Руденске, у почты, где когда-то собирались евреи города.
    Стоящий у магазина местный любитель выпить, садится вместе с нами в машину и показывает карьер на железной дороги, находящийся в самом городе.
    Идеальное место: плоский тупик и глубокая яма. На пустыре есть забор, за ним - сад местного жителя.
    . Литовцы, наши, Леон и другие стояли на этом тупике. В яме стояли, а затем падали на зелю руденские евреи.
    Памятник - на нем венок из искусственных цветов, на котором написано: «Великий ...
    276
    Героям Великой Отечественной войны - от Коллектива Руденского совхоза ». Кто убили евреев Руденска? Любитель стаканчика что никто в городе не знает. Получив платеж, 13 000 рублей - часть евро, он пытается ответить, что показал нам место резни не за деньги, а потому, что никто не посещает это место.
    Пойдем дальше. Места резни батальона А. Импулевичуса - Свиловичи, 14 октября Потому что Свиловичах убивали посреди города, в яме неподалеку от Центральные улицы, солдаты 3-й роты, согласно показаниям «расстреливали неохотно, поэтому они были сняты с расстрела»*.
    Третья рота до того еще никогда не убивала. Ее командир, Юозас Усялис, тоже. Хотя все они были новички в этой работе, хотя и неохотно расстреливали, от их рук в Свиловичах, в самом центре города, в 1941 году. 14 октября в ямау упали 1000-1600 местных жителей.
    Одно место очень важно для нас. Сегодня 28 октября, годовщина резни в Слуцке. В Слуцке уже был целый батальон А. Импулевичюса в - там было много "работы". Как раз о резне в Слуцке написал своим командирам зверствами литовцев удивленный немецкий гебитскомисар Х. Карл: «Я молю, чтобы удовлетворили одину мою собственную просьбу - в будущем я прошу, чтобы этот батальон держался как можно дальше от меня ».
    Место убийств в Слуцке, как и другие массовые захоронения в Беларуси, не возможно найдти - нет указателей на дорогах. Темнеет. На местном рынке уговорили, чтобы пенсионерка продавец-яблок сядетт с нами в машину и поедет искать это место в 12 километрах от города, в деревне Селище у березняка. Мы едем. Пенсионерка Женя 40 лет назад работала в Селищенской библиотеке и каждый год в День Победы должны были организовать пионеров, чтобы пойти у памятнику с венками. Она не была здесь с 1965 года. Но место убийства и памятник Женя находит. За 50 лет мало что изменилось. На единственном пластиковом венке надпись
    «Героям - освободителям в Великой Отечественной войне». ". 1941. 27-28 октября Здесь был убиты 8712 будущих «героев освободителей». По меньшей мере 2250 из них, согласно истории * То же, с. 33. 277
    Альфреда Рукшенаса, «организовали» солдаты батальона А. Импулевичюса за два дня. Однако часть евреев была похоронена заживо, как писал Гебитскомиссар Карл, могли выбраться из закопанных могил. Кажется, не выползли.
    3000 тел евреев были сожжены в соседней силосной яме. На следующий день, после расправы с Слуцком, убийцы отправились в Клецк, где они ждали еще больше - около 5000 евреев. На якобы митинг собрали евреев Клецка. Затем загнали в яму, где, согласно последующим свидетельствам убийц Импулявичуса, они ложились в яму
    ничком, один за другим, на тела уже убитых. Мы едем в Клецк, где Ольга - сотрудник Музея краеведения
    соглашается показать нам яму. Она сожалеет, что в музее ничего нет ни о евреях Клецуа, ни о их смерти. Клецкая яма - посередине города. Кто убил, наверное, фашисты, говорит Ольга.
    На холме, за забором - большие ухоженные православное и католическое кладбища. А на этой стороне от забора - просто глубокая яма, где 5000 останков мертвых. По словам историков, 2000 из них, 30 октября, были убиты из Минска приехавшими литовцами.
    Наши. Согласно показаниям, расстреливали добровольцы , но не найдя для стрельбы достаточно добровольцев, подбирали солдат. Я думаю, что я первый человек из Литвы, который находится недалеко от Руденска, Свиловичей и Слуцка и этих ям Клецка пришла, действительно зная, и почему? Я последняя? В конце концов, насколько я знаю, даже литовские историки когда, писали о Холокосте, они не ездили по этим дорогам. У нас в государстве нет для этого денег.
    .В Минске мы ждем торжественного открытия Александром Лукашенко Мемориала Малого Тростянеца . Здесь убиты 206 000 евреев - почти втрое больше, чем в Понарах. Мемориальная территория огромна. Много надписей, но нигде не упомянуто, кто погиб. Просто - погибли люди . Школьники, двенадцатилетние, идет отряд. Не вытерпев, спросила:"Что было здесь, что они знают."
    Один из других мальчиков говорит: «Здесь фашисты убили партизан и подпольщиков» - спрашиваю «Есть ли евреи?» - - «Нет, наши, белорусы». «Почему их убили?» - «Были битвы, Затем их взяли в плен и здесь держали».« Разве убивали только мужчин? »-« Нет, держали и детей. Они кормили их свеклой и брали кровь. Учительница рассказывала 278 стр
    - «А зачем эта кровь?» - «Для экспериментов» - уверенно отвечают дети, Потом один интересуется, откуда мы, и даже он слышал, что мы прибыли из Литвы. «Там у вас действительно ужасно хорошо?» («Круто там у вас?») В Минском национальном архиве мы пытаемся найти больше материала о
    убийствах батальона А. Импулявичуса. К сожалению ... архивы КГБ с протоколами допросов в Беларуси недоступны. В других государственных и региональных архивах есть только общие знания о фашистских палачах и их пособниках, которые убивали невинных советских граждан. Это официальная, старый и неоспоримая версия ... Ни дети, ни взрослые в этой стране не знают, что
    не просто мирные граждане, а не воины, но сотни тысяч простых евреев погибли на своей земле. 15 452 из них были убиты обычными молодыми литовцами.
    Запутаные, обманутые, погубленные. Чтение протоколов допроса этих мужчин самое ужасное, что большинство из них даже не знали города, в которых они убивали, Только на допросе вспомнили, что там был своего рода «холм» или «железная дорога». Города Беларуси, в которых литовцы были привезены на несколько часов, евреи жили на протяжении десятилетий а умерли за несколько секунд. Последнее слово, которое они слышали до его смерти, было священное литовское слово:„Ugnis!“ «Огонь!»
    Прощание с врагом. Дорога в аэропорт.
    Рута: В Беларуси я была очень удивлена, что советская легенда все еще жива: евреи, убитые в Холокосте, по-прежнему остаются «мирными» или «Героями Великой Отечественной войны» и даже «освободителями». Это означает, что смерть сотен тысяч по-прежнему используется для пропаганды. В Литве мы называем это «танцами на могиле», danse macabre.
    Эфраим: Вся Беларусь, особенно поездка в Малый Трасцянец, была для меня очень болезненным опытом. Огромный мемориал и ни слова об евреях. Встретить детей и слышать, что 200 000 советских партизан были расстреляны здесь, как если бы оказаться в Диснейленде, ужасном Диснейленде, Холокоста, где создана искусственная реальность. Теперь я действительно узнал, что история Холокоста искажается двумя разными способами. Националистическим в Литве и коммунистическим, я бы сказал, был Сталинским в Республике Беларусь. Ни литовцы, ни белорусы не отрицают, что сотни тысяч людей были убиты. В Литве признано, что убитыми были евреи, но личность убийц была скрыта, в в Беларуси скрыта личность убийц и жертв. Есть только жертвы и фашисты.
    280
    Рута: Значит, вы согласны с тем, что ситуация в Беларуси намного хуже, чем в Литве?
    Эфраим: Знаете что? Это не международный конкурс, кто более или менее искажает историю.
    И все же: эта книга о Литве. Тот факт, что нас интересует, это то, что литовцы ехали убивать евреев, которые не имеют к ним никакого отношения, которые жили в другой стране. Вы можете утверждать, что литовцы убивали евреев в своей собственной стране, потому что считали, что они служат Литве. Казалось бы, это понятно, хотя это будет неприятная теории. Однако миссия в Беларусь не имела никакого отношения к независимости Литвы. Единственным мотивом такой поездки мог быть тот факт, что литовцы хотели помочь нацистам выполнить свою «священную» миссию: смести евреев с поверхности Земли.
    Рута: Но есть одна важная вещь, о которой говорят наши историки. Солдаты батальона А. Импулявичуса ехали в Беларусь, чтобы не убивать евреев, а помогать немцам сражаться с советскими партизанами. Это было сказано им перед отъездом. А потом, через несколько дней после их прибытия, их отвезли в Дукору, Руденск или Свилович, чтобы арестовывать евреев у себя дома и стрелять в мужчин, женщин, стариков и детей. Для многих солдат это было совершенно неожиданно для всех трех рот. Вот почему так много солдат в Свиловичях не стреляли, а в Руденске пятнадцать человек вообще отказались стрелять.
    Эфраим: Я согласен с тем, что вы только что сказали, что ситуация намного сложнее. Но они «неохотно», они все же стреляли. Литовские солдаты расстреляли невинных белорусских евреев.
    Рута: Я просто хотела подчеркнуть, что все было не только белым или черным.
    Эфраим: Все было не белое и черное до последнего момента. Перед массовым убийством. Белое и черное - такой был конечный результат.
    Рута: Вы не совсем правы. Конечный результат был черный и черный. И он все еще такой.
    Эфраим: Все это путешествие «Шоамобилем» было черным в 30 или 40 районах массового убийства.
    281
    Рута: Путешествуя по Литве и Белоруссии, мы нашли одного общего врага - безразличие. Безразличие к произошедшей трагедии и к воспоминанию убитых людей.
    Эфраим: Два общих врага. Безразличие и невежество. Книга будет в первую очередь нацелена на борьбу со вторым противником. Я мало что знал о себе, во время этой поездки я обнаружил много нового. Я понял, насколько мала ваша страна. вы
    Вы просто не можете делать то, что я требую от вас с самого начала. В конце концов, Франция признала свою вину за прогитлеровское правительство Виши
    Деятельность только через пятьдесят лет после войны. И Франция - очень сильное государство. Литва - небольшая, слабая и сильно травмированная страна. У нее нет большой традиции прав человека и справедливости. Это занимает много времени для этого
    Традиция формируется. Я даже не говорю о Беларуси.
    Рута: Вы приехали в Литву в 1991 году, надеясь, что наша страна стала сильной и демократической ночью?
    Эфраим: Да, и эта надежда была необоснованной. Было наивно ожидать, что вы будете готовы оставаться в курсе своего прошлого. Но, даже признав это, я не мог требовать, чтобы в Литве судили кого-либо, некоторых из преступников, которых Америка депортировала, и вы получили их на серебряном блюде. Преступники, такие как Лилейкис, Дайлиде, Гимжаускас суд в Литве, был бы очень примерным делом. Проведя суд над одним или несколькими военными преступниками , ваша страна продвинулась бы на пути демократии как минимум на 20-30 лет вперед. Но вы не приговорили ни одного из тех пятнадцати убийц.
    Рута: Слишком поздно сожалеть о том, что мы этого не сделали. Все наши военные преступники мертвы. Может быть, поэтому людей так легко забыть: убийцы мертвы, а те, кого убил Холокост, к 2015 году, умерли бы. Поэтому пусть покойные остаюся в мире. Пусть они отправятся в суд Бога. Может, Бог все таки есть?
    Ефрем: Я думаю о своей миссии в Литве. Однажды мы провели час с вами в Национальной библиотеке Мартинаса Маживидаса. Для меня это
    282
    Это был очень неприятный опыт. Наконец я понял, что ни один иностранный гражданин не может убедить Литву на очную ставку с ее прошлым. Я был удивлен, сколько много исследуя Холокост в Литве сделали историки, о которых я даже не знал. Я почувствовал, как если бы я обманывался
    Я не знаю, сколько Литва сделала в раскрытии истины. Я должен был убедиться, что то, что было написано в Литве, будет переведено, и я мог бы читать исследования историков и полагаться на них в своей работе. Это должно быть сделано.
    Рута: Я не согласен, потому что вы сначала сражались с позицией официальной Литвы. Независимо от того, что пишет историки, независимо от того, чему вы придерживаетесь в своих исследованиях, это не приведет к радикальному изменению чего-либо. Не изменит позицию правительства, не изменит общественное мнение. Только время изменит. И если вы вмешаетесь, историки, может быть замолчаны, а белое пятно, которое мы назвали черным, сделалось бы его чернее ...
    Эфраим: Да, вы сказали мне, что почти все написано в Холокосте в Литве, и почти ничего не читалось. Вот почему эта книга так важна.
    Истина, открытая историками, сделает ее понятной для многих людей, потому что это будет книга для простых людей. О обычных люди. Захватывающая книга.
    Рут: Потому что это было захватывающее путешествие. Поначалу моя поездка - это месяцы, потраченные на чтение дел об убийствах в архивах. Затем - поездка с врагом через Литву, в 15 городов, более 30 объектов массового убийства.
    Через Беларусь и места бойни . И до этой поездки, и даже после нее, я все еще не могу поместить число жертв в моей голове: 10 000 в Укмерге?
    70, 000 Паняряй? 206 000 Минск? Я помню, как один еврей, кажется, писатель, сказал, что в Холокосте не убито мистические шесть миллионов евреев. Нет.
    Было шесть миллионов убийств, и каждый конкретный человек погибал каждый раз. Все, что я могу себе представить, - это один погибающий человек.
    Это люди. Я вижу, как он стоит спиной к убийцам, глядя на яму, в которую скоро упадет его тело. Упадет и останется навсегда на других мертвых телах, наложенных на других. Я могу видеть, как простой молодой, может выпивший литовский этот парень пускает пулю в затылок еврея. Входное отверстие будет 0,8 см, выходное - 8 см. В десять раз больше. Пуля просто разрывает человеческий мозг изнутри. Мозг еврея, который с раннего возраста учился ,
    283
    изучал Тору много читал. Затем я подумал о другом человеке об еврее из Руденска, о котором сказал воин Имулевичюса Леонас Стонкус. Когда Леонас застрелил единственную жертву, еврея среднего возраста, он «клонился, клонился,клонился », а затем рядом стоящий унтер-офицер прикончил его. Для Леонаса это был первый выстрел, после которого он больше не мог стрелять. Я его понимаю. Он наш человек. Вы никогда не поймете этого моего чувства.
    Эфраим:: Нет, действительно никогда не пойму.
    Рута: Прежде чем мы простимся, может мы снова послушаем псалом, гимн нашего путешествия?
    Эфраим: Хорошо
    Мы приближаемся к аэропорту. Враг повернулся к окну. Я услышала, как он плачет, больше, чем он плакал у Шедувы в прошлый раз.
    Рута: Ты в порядке?
    Эфраим: ...
    Рута: Не хотите говорить?
    Эфраим: Да. Хотя, может быть и так. Меня внезапно охватило ужасное чувство вины, что я предаю жертв из Литвы. Думаю, как я могу оставить их в земле в ямах, которые так далеки от глаз людей, из памяти и восприятия людей ...
    Рута: Ты много сделал для них. Помни это. И помни, что я остаюсь.
    Эфраим: Ты права. Я их не предал. Но кто-то, кто живет в Литве, должен помнить о них. По крайней мере, кто-то ... Единственный способ для Литвы встать на очную ставку со своим прошлым - если литовцы понесут знание дальше. Понесут другим литовцам.
    И знаете что? В этом случае это будет очень интересно. Убитые
    284
    мои люди станут вашими. Но ваши никогда не станут моими. Никогда.
    Рута: Я тебя понимаю.
    P. S. После окончания поездки и после начала учебного года в Литве я, наконец, получила слова псалма от учительницы школы Саулетекио
    на иврите и отправила их в Иерусалим, попросив Эфраима перевести.
    Зуров писал:
    Одна вещь, которая меня озадачивала, когда я слушал песню, заключалась в том, что я не понял ее слов. Дети пели как на иврите, но я мог расшифровать только два слова: «Ерушалайм» (Иерусалим) и «Хашем» (Бог). Но песня все еще была очень захватывающей.
    Когда вы посылаете мне слова песни, я остолбенел. Особенно я был шокирован второй строкой:
    «Ерушалаим, харим сукив ла; Ve-hashhem saviv le-amo. "
    («Иерусалим окружен (защищает) горы, а Хашем (Бог) окутывает (защищает) свой народ».)
    Эти слова ужасно контрастируют с тем, что произошло в Литве, и тем, что мы видели в поездке. В этих случаях я отправился в 30 мест резни, я говорил в молитве: Кадиша,.EI Malei Рахамим, иногда добавляя тексты из наших Псалмов, я спросил себя: где был Бог Израиля?
    Почему эти жестокие преступления в Литве произошли во время Холокоста, а также в других частях света?
    Жертвы были беспомощны, поэтому было необходимо, чтобы Хашем (Бог) был вместе. Но он не был.
    Разговор с Томасом Шернасом
    Томас Шернас единственный живой свидетель убийств в Медининкай, свяшенник евангеликов реформатов.
    Евреи жили в Литве со времён ВКЛ - значит, им здесь было хорошо.
    В 1941 эта благость закончилась и в Литве за короткое время были истреблены почти все местные евреи. Тем не менее, не следует всё упрощать: евреи говорят, что литовцы были их убийцами, наши деды, возможно, утверждали, будто евреи были предателями Литвы и «пили христианскую кровь».
    Действительность бывает намного сложнее. Почему того, что произошло в Литве, не было в Дании? Литва с конца XVII в. подвергалась постоянным потрясениям: крепостное право, запрет письменности, два неудачных
    восстания, уничтоживших литовскую и польскую элиту, несколько войн, несколько оккупаций – всё это не осталось без последствий. Если бы Данию
    первой захватили не немцы, а Советы, и целый год там распоряжались бы так же, как это происходило в Литве, может быть, и там сложилась бы такая ситуация.
    286
    Так что случилось?
    Не забывайте, что с началом войны Литва была занята практически за сутки. Люди только что пережили депортацию, и некоторые на самом деле
    хотели отомстить. Следует также помнить, что Литва была очень молодая страна, и тогда она только пыталась понять свою идентичность.
    Самый простой способ увидеть себя, отделяясь. Мы не поляки и не русские, мы порядочные литовцы. Интеллигенты стали поговаривать,
    что мы, возможно, арийцы. На радио и в печатных изданиях началась пропаганда, направленная против евреев, их называли слугами большевиков,клещами и.т.п.
    Обычные люди получили продукт - мощную антисемитскую пропаганду. Сформировалась во всех отношениях очень неблагоприятная к евреям
    ситуация. Меня заинтересовало и опечалило положение человека: он оказался загнанным в угол, ему грустно, ему страшно, его близкие депортированы, он находится в замешательстве. И вот этот человек получает высокую дозу пропаганды, объясняющей, кто виноват в его
    бедах и что делать. И человек берёт в руки оружие. Это сделала небольшая часть Литвы, но сделала.Что случилось?
    Не забывайте, что когда началась война, Литва была занята практически через день. Люди просто переживали депортации, а некоторые действительно хотели мести Мы все еще должны помнить, что Литва была очень молодой страной, затем
    Она только пыталась понять ее личность. И самопонимание - это самая легкая вещь, чтобы держаться в стороне
    Вы первый из моих знакомых, кто признался в том, что и среди его
    родни были причастные к Холокосту. Кто это был?
    В моей родне никто об этом чётко не говорил. Были другие времена.
    Но из старых рассказов я знаю, что брат моего деда Йокубаса
    Шярнаса Йонас, вроде бы участвовал. Когда евреи в Биржай были
    согнаны в церковь, он, вроде бы, очень испугался и ушёл оттуда,
    отправился в Вильнюс к моему деду. Может быть, он конвоировал
    евреев, возможно, расстреливал - я не знаю, но в семье были убеждены,
    что он по своему характеру не мог убивать. Позже его по ошибке вместо
    моего дедушки гестапо отправило в концлагерь Штуттгоф. Его описал
    Балис Сруога в книге «Лес богов».
    Он спас от смерти Балиса Сруогу и некоторые его произведения спас.
    Позже родственники удивлялись, отчего, оказавшись в США, Йонас
    стал маниакально подозрительным. Эти перемены в нём родственники
    связывали лагерными переживаниями. Сегодня я думаю, что причин
    могло быть больше.
    Почему нам, литовцам, так трудно смотреть на прошлое и своих
    родных, и страны?
    287
    Может быть, в этом, отчасти, повинна слабая урбанизация нашей страны? Я немного шучу, но правда в этом, я думаю, имеется. Там, где люди издавна жили в городах и местечках, они привыкли больше доверять социуму, ставить открытые вопросы, говорить правду.
    Литва была и остаётся крестьянской страной, где каждый сам за себя, родня - за себя, а другим не доверяют. А в том, что не говорят об этих болячках - ничего удивительного. Литва до сих пор не научилась
    мусор сортировать, так где уж там говорить о своих прегрешений. Но всё равно это однажды придётся начать. Не ради других, но только для самих себя. Понять себя, своё прошлое и не говорить, что того, что было, не было. Люди боятся очной ставки с самими собой. Ведь самое трудное - отдаться истине. Но не следует бояться, что Литве придёт
    конец, если мы эту истину выскажем.
    Что бы вы ответили тем, кто утверждает: это, дескать, старые дела, что было, то было, давайте оставим мёртвых в покое...
    Видите ли, не может быть так: минувшее прошло, и не вернётся. Сегодня это – нынешнее, а завтра будет будущее. Это будущее зависит от того, насколько мы осознаём настоящее, а настоящее зависит от того, насколько мы понимаем прошлое. Еврейская теологическая мудрость
    говорит, что мы можем изменить прошлое, если изменим настоящее. Ведь если сами не вспомним, не назовём то, что было, всегда найдутся те,
    кто напомнят. Путин, Зуров или кто-то ещё. И тогда мы или наши дети не будут знать, что сказать. Так лучше пусть они знают, и пусть это будет
    правда, нежели какие-то выдумки.
    Почему Бог допустил все эти ужасы? Этим же вопросом задаются и сами убийцы.
    Я не думаю, что эти убийцы были людьми религиозными. Формально - да.
    Но сердцем - нет. Может быть, они уверовали, будто «евреи распяли Иисуса» или во что-нибудь подобное. Другие вообще не думали. Не было времени думать. Все были в смятении. Не осознавали. Когда у нас отобрали государство, начали депортировать близких, часть людей просто парализовало. Они созидали Литву, верили, и вдруг – одна оккупация, другая... И хорошие люди сжались. А те, кто хуже и глупее, подумали: сколько можно страдать и терпеть? И взялись за винтовки.
    Эти люди могут быть частично поняты. Это не только возможно, но и необходимо. Однако они не могут быть оправданы. В конце концов, человек не является скотом. Кто-то сказал, что человек - существо бесконечного горизонта. Это означает, что человек может быть бесконечно глупым и чрезвычайно хорошим и бесконечно страшным.
    288
    Вы помните историю, когда Витаутас Шустаускас сказал: «Если бы не
    немцы, мы сейчас евреям обувь чистили бы»? Вы ответили ему так:
    «Я сам согласился бы всю оставшуюся жизнь чистить обувь Шустаускасу,
    и ненавистным мне нацистам, если бы так мог спасти хотя бы одного
    еврейского ребёнка».
    - Да, я тогда увидел по телевидению то интервью Шустаускаса.
    Долгое время раздумывал, потом написал, что думаю. Я получил
    в том году титул Человека толерантности, хотя написал под влиянием
    обиды, гнева, и никакой толерантности с моей стороны не было.
    Это был, скорее, агрессивный ответ.
    Только разве это хорошо? Сколько из нас ранят другого человека
    своим гневом, плохим словом, насмешками или равнодушием?
    Ведь это не прямое убийство, это как бы намёк. Декларация, что
    «я тебя не люблю». Поэтому у меня нет сомнений, что это историческое
    зло когда-нибудь снова повторится – в той или иной форме, так как человек
    склонен убивать. И так много способов внушить ему ту или иную мысль.
    - Так имеет ли смысл говорить о массовых убийствах, которые имели
    место, если подобное неизбежно повторится?
    - Чем больше правды мы говорим, тем меньше шансов манипулировать.
    Зло неизбежно существует всё время. Всегда будут люди, которые
    захотят эксплуатировать других. Наше оружие – это правда и мужество.
    Если мы будем бояться самих себя, своих людей, с такой психологией
    мы далеко не уйдём.
    - Так где же был Бог?
    - Существует Божье обещание Аврааму, Исааку и его сыну Израилю.
    И оно исполнено. Народ Израиля не уничтожен, мало того, он вернулся
    на Землю обетованную, и это чудо. Евреи живут на своей родине,
    крепнут, и это тоже чудо. И ещё. Папа Иоанн Павел II высказал эту
    идею. Советский режим виноват в гибели миллионов людей, но Бог
    позволил ему продержаться более 70 лет. Сколько продержался
    нацистский режим после прихода Гитлера к власти в 1933 году?
    До 1945 года. Как только серьёзно затронули богоизбранный народ,
    нацистам настал конец.
    289
    Отвечал ли я вам, где был Бог? Нет? Но кто сказал, что Бог подобен Бэтмену или Капитану Америка, который прыгает с небоскреба, чтобы немедленно прекратить глупость или зло? Нигде в Писании это
    Не написано Бог гораздо страшнее, ближе и сложнее, чем мы хотим видеть. Бог - это бесконечный дух, и в самое страшное время Он был с осужденными, сделал свои невидимые решения, чтобы худшее было сделать это как можно лучше. Он принимает эти решения. И вопрос о том, где был Бог, когда беспомощные люди уничтожаются, - это вопрос батрака. Тора и христианская Библия спрашивают то же самое: что такое свобода и ответственность человека?
    Вы знаете заповеди Бога, поэтому вы обязаны принимать собственные решения.
    Но батрак всегда кажется невиновной, всегда жертвой. Батрак не сомневается, что все остальные несут ответственность за все: господин, власти, даже Бог. Только не он.
    Пора идти долго, пока мы не избавимся от мышления батрака и не изменимся. Я сам спокоен: время идет, и мы неизбежно приближаемся к правде.
    Разговор со священником Ричардом Довейкой
    Тема Холокоста, разговор о людях, которые подняли руки против другого человека, - это кровоточащая рана. Эта книга также кровоточит. Струп может быть на ране, но шрам, похожий на то, что произошло, всегда останется. Таким образом, так получилось.
    В этом событии приняли участие люди нашего народа, члены нашего общества: наши прозелиты, дедушки, соседи, дяди. Это правда. Имея мужество, чтобы взглянуть на эту истину в глазах, это очень сильный шаг в исцелении, примирении, надежде на будущее. Эта книга должна вдохновлять нас на то, чтобы проанализировать прошлое, сказав факты, чтобы идти вперед. Мы, поколения наследников, должны говорить, расколоться, расстаться
    Сказал и иди вперед. Холокост - не что иное, как следствие злоупотребления свободой воли.
    Неправомерное использование Божьей свободы воли для нас является причиной всех язв, которые мы испытали: разногласий, войн, цивилизаций, а также великого Холокоста. Те люди, которых послали стрелять в других людей - так как в основном они это делали не по своей воле, их подталкивали в эту ситуацию и они просто выполняли приказы.
    291
    Источником появления зла является воля злоупотребляющего свободой человека. Он стремится достичь своих целей, беря на себя роль Бога, манипулируя другими людьми, превращая их в свои собственные жертвы. Я хочу еще раз напомнить вам, что Бог не лишил человека свободы. Каждый раз, когда человек отвергает Бога, когда он выбирает: я сам буду иметь дело с Богом - Бог дает ему время, чтобы обойтись без его руководства.
    Поверив, что в своих руках имеют силу решать, поставив свои игры, палачи в них втянули абсолютно невинных людей. Они нашли жертв и превратили их в палачей, чтобы уничтожить другого, невинного человека, даже ребенка. Люди ставились против простого факта: мировоззрения, идеологии, в которых они подчинюятся, заканчивается щелчком курка. Тот, кто должен нажать на курок, сам не понимает, как он сюда попал.
    Один стоит в яме без оружия, другой стоит с оружием на краю ямы. И за тем с оружием стоят еще несколько с оружием. И тогда остается один вопрос: или я тебя, или тот кто стоит за мной - нас обоих.
    Но можно было отказаться стрелять, покинуть службу. Тяжело, но возможно. Или, может быть, тот факт, что стрелки были верующими, было легче для них нажать на спусковой крючок: как они сказали себе, если Бог допускает такие ужасы, что я могу сделать?
    У каждого из нас есть естественное знание: не делайте ничего другого, что вы не хотите чтобы делали с вами. Нет большей любви, чем жизнь за другого отдать.
    Великий моральный вопрос: сколько у меня мужества, чтобы пожертвовать собой, чтобы жить другим? И это был экзамен, который каждый человек держал. Некоторые прошли этот экзамен, другие подумали, что я всего лишь винтик и буду ли я это делать, или я ничего не буду делать, ничего не изменится.
    Не выстрелю я, выстрелит кто-то другой, стоящий рядом со мной. Третий отдал все в руки Божьи. Но мы забываем: Бог не виноват в том, что человек сделал что-то не так. Тем не менее, люди тогда были помещены в такую структуру, в такие обстоятельства, что решали не люди, но инстинкт жизнесохранения.
    Были те, кто в подвалах прятал евреев в опасности для себя и своих семей. Скрывали от страха перед соседом, который мог на них донести, чтобы решить любые свои дела, угодить властям или получить от них что-то. Они поняли, что
    292
    не сможет жить с бременем вины и скорее рискнул спасти других людей, чтобы дети и внуки когда-нибудь посетили его могилу и сказали: «Вот могила праведника». Те, кто выбрал выживание, убив другого, затем прожили кошмарную жизнь. Их ждали угрызения совести, отсутствие смысла жизни, самоубийство, болезнь, преждевременные смерти, а также годы тюрьмы или смертная казнь.
    Считаете ли вы, что Бог наказал этих палачей?
    Я думаю, что Бог сильно страдал за этих парней, потому что и жертва, и палач его дети. Они оба являются жертвами зла. Что чувствовало сердце Бога, когда один из его детей стрелял в другого? Как чувствует себя папа или мама, когда они видят одного из ваших детей поднявшего руку против другого, брат против брата?
    Где был Бог в Холокост?
    Знаете, где был Бог? У меня есть ответ. Жертвы Холокоста действительно знали его. Бог был рядом с ними. Он был в теле этих людей. Бог страдал так же, как и они.
    Это очень неожиданный ответ. В конце концов, вы, вероятно, не знали, что свидетели убийства и сами убийцы задавались вопросом, почему евреи ведомые , чтобы расстрелять, не сопротивлялись, молчали, как будто парализованые, были спокойны как овцы. Послушно лезли в ямы, обнимали своих детей и ложились на другие трупы.
    От гетто Каунаса до IX Форта 400-500 евреев несколько километров вели восемь литовских солдат. Они могли атаковать этих стражников, бежать, спасаться ... Ни одна из 10 000 жертв этого не сделала. Что это было - предсмертное послушание божьих овечек?
    Мы не можем говорить о еврее как о человеке без религиозного аспекта. Давайте еще помним, что было время - религия была очень важной частью повседневной жизни этих людей. Мы не будем знать, что человек чуствует, ложась в яму, чтобы ждать выстрела, когда он знает, что он прав и невиновен. Я убежден, что примирение евреев, их спокойствие, на самом деле, очень ясны в реальности предков
    свидетельствование. Это было экзистенциальное, прямое переживание божественной близости.
    293
    Мы, христиане, знаем: Божье обещание восстановить нанесенный урон. Он также устранит ущерб, нанесенный Холокостом, убедившись, что выжившие в Холокост будет освобождены от болезненных воспоминаний.
    Могли бы вы стать капелланом в батальоне убийц? 450 молодых людей батальона А.Пуплевичюса каждый день убивали белорусских евреев, а в воскресенье отправлялись на молитву и исповедь, получали отпущение грехов ...
    Я бы не смог, если бы мой мозг не был промыт, и я бы служил определенной идеологии. Если я не стану жертвой этой идеологии и меня
    Пришлось бы нанимать других жертв. Да, и в Католической церкви были священники, которые были очарованы этой идеологией, но было много людей, которые в приходе скрывали евреев и рисковали жизнью.
    Все это относится не только к Холокосту: и теперь также имются убиваюшие идеологии . Здесь мы возмущаемся тем, что кто-то бросил в окно щенка или котенка, но если начатая жизнь прерывается, это не жестокость, а наше право на наше тело. И снова мы становимся жертвами убийственной идеологии. И что происходит сейчас, когда в исламских государствах ружья носят боевики пятнадцати лет?
    Разве идеология в настоящее время не использует амбиции молодого человека, желание стать чем-то, иметь кого-то, превращая его в жертву? Нам нужно жить, спрашивая, почему это произошло? Почему люди в нашего народа это сделали? Если у меня хватит смелости посмотреть правде в глаза, как я буду жить дальше? Я, вероятно, буду жить по-другому. Я никого не смогу осудить, потому что, возможно, в моей семье были люди, которые участвовали в Холокосте. Мне не нужен этот очень хороший вариант, чтобы обернуться плащом жертвы.
    Плащ исчезнет и растворится. И эти плащи очень приятные! И ещё мне по носу хорошо ударят дверями.
    И все же я хочу поинтересоваться о своей родне , возможно, были люди, которые скрывали людей или осуждали их на смерть ... Я хотел бы знать, потому что правда - освободит меня.
    Мы все должны сказать себе: это прошлое нашей нации.
    Глядя на правду, мы достигнем зрелости в глазах и будеи строить будущее дальше. Речь идет не только о Холокосте, но и о нашем советском прошлом. Я стоя в школе у доски
    294
    учителем был опозорен публично тем
    , что я хожу в церковь. Этот учитель или учительница, который тогда унизил меня в классе после того, как Литва обрела независимость, и я стал священником, потерял отца или мать. Он позвонил мне и попросил услуги на похоронах. Как мне нужно было действовать? Напомните мне тогда
    испытанное униженные и сказать: «Твою отца или мать пусть хоронит кто нибудь другой?»
    Как бы вы поступили?
    Я спросил, в какой час отпевание и когда похороны.Это был мой ответ. Этот учитель был жертвой той идеологии. Будь то для работы, будь то для дохода или для спокойствия, он сделал это.
    Как вы думаете, что произошло 75 лет назад в Литве, может ли это повториться?
    В настоящее время в Литве действуют также националистические движения. Они уже готовятся к «встрече» эмигрантов, приезжающих в Литву. Если в Литве будет построена мечеть для прибывших мусульман, возможно, ее окна будут разбиты ...
    Я спрашиваю себя, есть ли у нас гражданское общество или национальное государство ? Разве мы так погрязли, что отказываемся быть национальным государством и говорим о гражданском обществе, в стране, где многие века, жило много народов, культур и рас?
    Что случилось, когда мы стали жертвами новой националистической идеологии? Мы должны быть осторожны в том, чтобы хвалить себя и осуждать других, в том числе и русский народ, в том, что они не могут отделить Русских людей от идеологии Кремля.
    Когда вы говорили о дверном ударе, я подумала: я уже испытала это. Мои родственники и некоторые из моих друзей узнали, о чем будет эта книгоа, сказали: «Ты предатель своей родни, своего народа». Что бы вы им ответили?
    Считаете ли вы, что осуждение семьи более важно или вечное чувство людей вечности, что кто-то осмелился защитить их, сказав правду: они также были жертвами. Мы должны сказать, что наши расстреляли евреев, а затем в лесах стреляли друг в друга, писали доносы друг на друга и тащили одни других в Сибирь ... Что в 21 веке делаем: пересмотрим свою совесть или нет? Наконец, выучим этот урок
    295
    или ждем снова, чтобы круг истории развернулся и повторились подобные события? Чтобы наш нос ткнулся в то же болото? И пересмотр моей совести позволит ли мне сделать шаг вперед к пониманию, к примирению, подав руку человеку, чьи близкие могли осудить кого-либо из моей родни на смерть?,
    Но сегодня я протягиваю его ребенку руку и говорю: «Мне больно и тебе больно , мне грустно и тебе грустно, я не понимаю, и ты не понимаешь». Может быть, мы можем, наконец, избавиться от всех этих идеологий и сознательно взять на себя ответственность? В конце концов, это зависит от меня - придет идеология убийц или нет.
    От меня - сегодня.
    Являюсь ли я обычным человеком или политиком, образованным или нет - не имеет значения. Палачу нужны все жертвы. Чем глупее жертва, тем агрессивнее она атакует. Глупый человек всегда просто винтик. Сколько систем - тех, кому нравятся эти винтики! Могу ли я спокойно спать, если увижу, что эти винтики начинают формироваться в моей среде и находится человек, который собирает их в одно место?
    Так какой самый важный урок нам нужно изучить?
    Мы наследники, и мы должны принять наследство. Наши деды, другие родственники или их соседи участвовали в Холокосте. Кто-то сделал списки
    Кто-то выстрелил, кто-то спасал, кто-то присвоил вещи убитых.
    Мы гордимся тем, что унаследовали знаменитую фамилию, землю или титулы от наших дедушек и бабушек.
    Мы принимаем это наследие. Но если в моей семье был кто-то, кто осудил жизнь другого на страдания - я являюсь наследником этой истины. Я могу отвергнуть эту истину спрятать, чтобы избежать очной ставки с ней, но от того эта истина не изменится. Однако, насколько хорошо, что истина не контролируется нами и не зависит от нашей воли. Мы либо принимаем это, либо нет.
    Кто выигрывает больше: кто принимает истину и делает выводы, совершает покаяние, смотрит на совесть и пытается снова восстановить мосты дружбы и отношений? Разве он тот, кто отвергает истину и впадает в такую трясину самообмана, что становится все глубже каждый день, а затем громоздятся для многих будущих поколений? Скорее всего, он обвинит того, кто принял правду: для кого вы копаетесь, посмотрите, как мы веселимся с этой иллюзией, поэтому мы будем и впредь становиться жертвами и не выцарапывать правду..
    296
    Да, наши люди подвергались пыткам со стороны других. Запрещение языка, веры, не позволяли путешествовать по миру.
    Но если в нашей стране были палачи, почему мы должны бояться этой истины? Разве это разрушает наши судьбы?Может быть, нам будет больно, когда мы поговорим о наших предках, о которых мы узнали немного, не будут так рады смотреть на унаследованные антиквариат, что они не знали, как они пришли в дома.Сделайте это Но давайте знать, что это раздражение - это наши извинения и покаяние. Мы будем знать, что те, кто будет жить после нас, не пострадают за нашу жизнь и наши решения.Мы не поднимем ни одного из могилы, мы не свяжем палача с жертвой, но, возможно, мы узнаем, что случившееся не повторится.
    Содержание:
    часть первая
    Поездка в тьму
    я. «Опять евреи?» 9
    Как все начиналось 9
    Моя семья - жертвы или нет? 13
    «Быть ​​евреем» - это игра с последствиями 16
    Евреи - кто они? 21
    Противостояние с врагом 28
    А мы отвечаем за свою собственную историю? 33
    II. Наши. Дети, которые видели 36
    Лаимонас Норейка 36
    Джулиус Смулкстис 39
    Антанас Кмеляускас 41
    Мартинайтис 43
    III. Наши. Политики 45
    Литовские активисты 48
    Литовские временные 58
    Советники и консультанты 68
    4. Наши. Расстрельщики евреев. 74
    Национальная охрана труда 74
    • Зубной техник и Co 77
    • Летающие убийцы 85
    Особенные мужчины 89
    • Паняряй: Портреты свидетелей 90
    • Студенческий портрет 95
    • Портрет почтальона. 97
    • Через тридцать лет: Сны убийцы 104
    • Портреты убитых 107
    • Не сгорели в аду: свидетельство сжигателя 113
    • Судьбы участников пециального отряда. 116
    Командированные убивать / 119
    Убийцы с человеческим лицом / 132
    V. Литва разбогатела. 138
    Vi. Наши люди. Спасатели 143
    Vii. Сегодняшний взгляд. Интервью с историком 147
    Первая часть
    Постскриптум первой части 154
    ВТОРАЯ
    ЧАСТЬ
    ПОЕЗДКА
    С ВРАГОМ
    Эфраим Зуровас. Литва в моей жизни / 161
    Миссия возможна? Разговор перед поездкой / 167
    Путешествия / 175
    Линкменис / Лингмян / 175
    Швенчёнис / Свенцян / 184
    Каварскас / Коварск / 193
    Укмерге / Вилкомир / 203
    Шедува / Shadeve / 214
    Тельшяй / Telz / 224
    Плунге / Плунгян / 229
    Плателяй / Платель / 234
    Таураге / Тавриге / 240
    Бутримонис / Бутриманты / 245
    Паневежис / Понивеж / 251
    Каунас / Ковно / 262
    Вильнюс / Вильнюс / 268
    Беларусь / Бебрус / 273
    Прощание с врагом / 280
    Эпилог. Где был Бог? /286
    Разговор с Томом Шернасом / 286
    Интервью с Ричардом Довейкой / 291
    Ресурсы и литература / 29

Теги:

 Комментарии

Комментариев нет