РЕШЕТО - независимый литературный портал
/ Проза

Интервью

378 просмотров

 



 

   «Беседа журналиста с известным писателем.


 

   Журналист:


 

   – Как вы понимаете величие замысла по Бродскому?


 

   Беллетрист, воздев глаза к небу, задумчиво:


 

   – Взять любой великий роман. Он почти всегда замешан на великом замысле. Правда, бывают исключения. Один очень большой писатель, к тому моменту нобелевский лауреат, прочитав Бродского, признался, что только после этого подумал о величии замысла. До этого он создавал свои шедевры, полагаясь на творческую интуицию. По-видимому, величие замысла присутствовало у него на подсознательном уровне и осуществлялось через реализацию своего «я» в страстной попытке постичь тайны и цели мироздания, то есть – в попытке постижения истины.


 

   Словом, когда речь идет о хаотическом движении на ощупь к недостижимому, надо руководствоваться идеей великого замысла, держа его на протяжении всего творческого процесса за пазухой, как прибор для измерения температуры.


 

   Журналист:


 

   – Найдет ли когда-нибудь человек ответ на вопрос – что такое истина?


 

   Беллетрист, еще более задумчиво:


 

   – В поисках истины человек может зайти очень далеко, непозволительно далеко... взять хотя бы учёных-материалистов, но всё же, на мой взгляд, человек способен подойти лишь к барьеру. За которым расстилается вечность, к которой после смерти мы, по моему глубочайшему убеждению, не будем иметь ни малейшего отношения и о которой мы можем судить лишь в пределах, определенных Создателем.


 

   Поэтому постичь конечную, абсолютную истину не дано никому.


 

   Человек тысячелетиями стоит перед непреодолимой стеной, разбивая себе в кровь голову в безнадежной попытке проломить в этой стене брешь.


 

   Человек никак не может понять, что все его попытки выйти на иной уровень сознания тщетны.


 

   Когда понимание этого достигнет наивысшей точки и станет всеобщим, наступит конец света.


 

   И человечество, постигнув это и разочаровавшись в своих попытках, в полном составе, вопя о несправедливости, непродуманности и несовершенстве мироздания, дружно провалится в космогоническую выгребную яму. Эх, дожить бы!


 

   Какое это будет великолепное зрелище, когда ветер из будущего космической метлой сметет с лица земли никчемное человечество, исправив ошибку Создателя, совершенную Им из-за неоправданной веры в способность человека построить гармоничный мир!


 

   В то же время, церковь твердит, что познать истину можно.


 

   И сделать это можно достаточно просто.


 

   Нет надобности изводить себя вредной для здоровья безостановочной мозговой работой, говорит церковь.


 

   Достаточно лишь иметь крепкий лоб и веру в Бога.


 

   И почаще наведываться в храм Божий, а также от корки до корки проштудировать оба Завета. Там есть ответы на любые вопросы, кои могут взбрести в голову маловеру, богоотступнику, еретику или болтающемуся без дела атеисту.


 

   Журналист:


 

   – Ваше отношение к творческим поискам?


 

   Писатель, очень, очень задумчиво:


 

   – Веками, тысячелетиями человеческая мысль дремлет.


 

   Смысл искусства в том, чтобы будить мысль.


 

   Если этого не делать, общественная мысль, как в пору потрясений, так и во времена затиший, будет спать непробудным сном.


 

   Это не раз случалось. Достаточно вспомнить отдельные периоды Средневековья, а также страшные события середины двадцатого столетия.


 

   Итак, сила и смысл искусства в том, чтобы будить мысль, которая беспрестанно норовит завалиться спать.


 

   Вопрос в том, каким образом это делается.


 

   И кто эту мысль будит.


 

   Если это делает предприимчивая жизнестойкая посредственность, то рождаются калифы на час – кумиры попсы или феномены бульварной литературы.


 

   Если это сильная одаренная личность, творчество которой спорно и рождает как приятие, так и протест, то общественной мысли будет не до сна.


 

   Дискуссионное, полемичное искусство кубистов, сюрреалистов и прочих бунтовщиков будило, будоражило мысль.


 

   Одного этого достаточно, чтобы оправдать все их заблуждения и скандалы.


 

   В то же время сейчас появилось течение, в частности на театре и в кинорежиссуре, которое, нигилистски сметая всё на своём пути, проповедует некий, так называемый авторский, подход к великому наследию прошлого.


 

   Этот ложный, псевдоноваторский процесс, на самом деле, есть не что иное, как попытка серости, оригинальничающей ради успеха у нетребовательной публики, реализовать свои амбиции посредством дешёвых трюков. В результате мы видим варево в виде изуродованных до неузнаваемости великих произведений далекого и не совсем далекого прошлого.


 

   Оправдывая свой пещерный вандализм, серость высокоумно называет это авторским прочтением «устаревшей» классики.


 

   Считается, что всё это беззаконие можно творить безнаказанно. И кромсается текст оригинала так, что от него остаются только рожки да ножки.


 

   Особенно страдает при этом отечественное искусство.


 

   Перекраивают, подлаживают, «улучшают» всех – от Гоголя до Ильфа и Петрова.


 

   Складывается впечатление, что к родной классике наши квазиноваторы испытывают почтения куда меньше, чем к иностранным авторам.


 

   И что мы имеем в итоге? Шедевры прошлого «опускаются» до уровня клинописи в вокзальных сортирах.


 

   А что еще может родить серость? Только серость.


 

   Надругаться над плотью искусства способен только негодяй. Ведь искусство – это часть всеобщей, всечеловеческой религии, имеющей одного Бога. Надеюсь, понятно, – какого. Истинное искусство священно, искусство гениев неприкосновенно. Гении на то и гении, что их искусство совершенно, это искусство на все времена. Оно всегда современно. Меняя что-то в совершенном произведении, мы не сделаем его совершенней. Меняя что-то в прекрасном, совершенном творении, мы неизбежно превращаем прекрасное в его противоположность – в безобразное.


 

   Журналист:


 

   – Вы верите в Бога?


 

   Писатель:


 

   – Существует немало косвенных свидетельств того, что Господь существует. Только это надо уметь разглядеть.


 

   Например. Нет ничего страшнее мыслей о смерти. Особенно если смерть близка. Нередко перед смертью человек тяжело болеет и страдает от страшных болей.


 

   И говорит: скорее бы...


 

   То есть, боль заслоняет страх смерти.


 

   Уверен, что это высокое милосердие: высокое и жестокое милосердие Господа.


 

   Заслуживает внимания мысль о твоей личности, о твоем внутреннем «я».


 

   Не будь высшей силы, где бы пребывало это твое таинственное «я»? Да ты бы и не родился...


 

   Если ты всеми своими печенками, селезенками и предсердиями осознаешь, что твое рождение чудо из чудес, - это и будет твой прорыв к Богу.


 

   Вдумайтесь в это, хорошенько вдумайтесь.


 

   Да, Господь создал человека. По образу и подобию Своему. Создал и пустил гулять по свету, предоставив человека самому себе.


 

   Таким образом, только от тебя зависит, кем ты станешь: обычным ли человеком, каких большинство, или неким странным, недюжинным субъектом, вырывающимся из общего ряда и баламутящим болотную воду, в которой большинство людей чувствует себя вполне комфортно и безопасно.


 

   Журналист:


 

   – Ваши творческие планы?


 

   Писатель, вздыхая:


 

   – Какие уж тут творческие планы, батенька, когда позади восемь десятков лет?! Утром встаешь и не знаешь, дотянешь ли до обеда, - писатель устало вздыхает и смотрит на часы.


 

   Журналист тоже смотрит на часы, и брови его ползут вверх:


 

   - Господи, уже три часа! Думаю, ваши слова, - говорит он, чувствуя голодное урчание в животе, – думаю, ваши слова - прекрасная развязка нашей не в меру затянувшейся беседы…


 

   Журналист решительно захлопывает редакционный блокнот и, не попрощавшись, вылетает из комнаты.


 

   (Фрагмент романа «Дважды войти в одну реку»)



 

 
Теги: Ирония
 53
28 December 2011

Немного об авторе:

... Подробнее

Ещё произведения этого автора:

Мои миллионы
Подарок Ленина
Диалог с самим собой

 Комментарии

Комментариев нет