Самое тревожное для меня состояние современного русского бытия, что за последние пятнадцать лет происходит стремительное обнуление литературы. Художественная книга в рамках одного последнего поколения будущих граждан России перестаёт быть ценностью. Я с тревогой, а порой и с ужасом смотрю на кипы изданий, выброшенных на свалки. И раньше, конечно, это случалось, но чтобы в мирное время и в таких объёмах! Целые библиотеки сегодня можно встретить у дверей мусоросборников современных высоток Братска. Здесь не только временная попса, но и классика. И всё это происходит на фоне развитого свободного текстописания и книгоиздания.
Сколько раз я спасал книги хороших поэтов Х1Х и ХХ веков, уже сбился со счета. Конечно, можно сказать, что таким варварским способом идет естественный отбор в литературе. Но когда в однодневном книжном хламе западных и отечественных детективов обнаруживаешь Белого, Хлебникова, Кузьмина, Розанова, Старшинова, Друнину, Маяковского, Вознесенского, а то и старинные церковные книги 17-18 веков, то невольно задумываешься, а какое общество мы строим, куда скатываемся?
Меня давно не покидает ощущение, что многие современные люди добиваются текущих успехов в зоне бездействия, развивая в себе вместо речи органы молчания. А чтобы стать предельно удачливым – нужно, прежде всего, заставить замолчать в себе литературу и присоединился к вечно жующим едокам хлеба молчания. Но это не то высокохудожественное молчание мудрецов, а немота равнодушных, которых нас призывали бояться больше всего.
Малограмотный, мало читающий молодой человек за последнее десятилетие русской столичной и провинциальной жизни становится черносотенно- скенхедствующей повседневностью. Книга утрачивает ценность и рассматривается телемассами информационной цивилизации всего лишь как устаревшая бытовая деталь домашнего интерьера. Я, конечно, не тоскую по советской командно-административной системе производства попсы социалистического реализма, но ощущаю как задушевность печатного слова растворяется среди бойких рекламных слоганов, научающих выставлять на продажу всё, что покупается, с помощью которых заменили нам наше всё русского языка, привив норму отсутствие отражения жизни.
Подозреваю, что у многих людей утрачен и напрочь отсутствует эмоциональный отклик на прочитанное в художественной книге. Литературу теперь воспринимают как телевизионно-газетный факт. Когда-то был у меня друг, который частенько удовлетворялся моими сжатыми пересказами о новинках литературы. Но был он в моём окружении такой один, а вот так сегодня живут уже многие. Читают бегло, вылущивают полезный дайджест и считают себя вполне начитанными людьми. Печально всё это. Но печально вдвойне, что параллельно на моих глазах выросло поколение даже без ощущения литературного слова. Пытаюсь понять - с какого момента это произошло, и не могу найти успокоительного ответа: неужели с того самого, когда литература превратилась только в красочно упакованный товар, который легко можно выбросить в мусоропровод, как только он покажется устаревшим?
А может любимая мысль Виссариона Белинского, который самоуверенно утверждал без малого два века тому назад, что в России ещё нет литературы, хотя при этом отстаивал наличие литературных шедевров, исполнилась с точностью до наоборот? Теперь в России с избытком есть современная литература, но, кажется, в созданной писателями и читателями литературной среде больше не способны рождаться шедевры?
В молодости, как известно, многие стремятся как можно быстрее раскрутить колесо истории. В зрелости те же люди охотно ставят палки в колеса истории. Оба действия не только справедливы, но и полезны для жизни. В молодости мне не встретилось колесо истории, которое я бы раскрутил, сейчас я не имею действенного рычага, чтобы вставить в спицы литературы, которая умудряется жить без шедевров, и потому охотно литературное слово вокруг и внутри себя обнуляется. Хотя присмотришься внимательно на современные книжные прилавки и с удивлением обнаруживаешь, что письменных предсказаний в мире больше, чем событий. И потому моё болезненное ощущение обнуления на самом деле может оказаться всего лишь затянувшаяся пауза, которая не вредит появлению в будущем шедевров литературы и их многочисленных читателей.
Комментарии
но...
я с Вами не совсем согласна.
О книгах на свалке - по-моему, просто психология изменилась... Когда практически всё можно найти в Сети(а потом этот, напечатанный на принтере, самиздат выкинуть), когда оформление важно не менее содержания - не особо удивляешься, находя "целые библиотеки" на свалке. Нынешнее поколение просто более прагматично к книге как к предмету относится, вот и всё...
А насчет шедевров - если язык жив, непременно находятся одарённые личности, которым интересно на этом языке писать. :) Да, они может быть не становятся властителями дум, но они всегда есть... И вообще-то, если общество меняется, то это процесс естественный, нельзя настолько категорично утверждать, что всё так уж плохо - всю картину целиком не способен увидеть никаккой самый умный человек :)
Есть, есть и литература и шедевры. Я как-то прочитал (у Гениса, что ли), что нормальное состояние искусства - кризис. Ни о каком обнулении не может быть и речи. Просто книг стало больше.
И я подобрал на свалке очень много книг. Теперь они являются украшением моей библиотеки.
А если серьезно, то я с Вами во многом согласен. Да, в России остался думающий читатель, есть талантливые авторы. Но люди стали меньше читать. Опасность того, что лавина желтой информационной дряни захлестнет общество есть (уже захлестнула). Новому таланту также трудно вырасти среди сорняков как читателям разобраться в современной литературе.
литература самое неудачное изобретение человека...