Знаете, в этот раз я решил сказать не о том, что я не люблю. А о том, что люблю, и от чего комок подкатывает к горлу.
На мой взгляд, ценность поэтического произведения (как и любых других!) не в зауми, не в изощренной "игре словами", не в использованиии неких терминов, цитат, имен (что на мой взгляд - лишь попытка показать свой "кулюторный уровень и ерундицию").
Ценность в том, что обычными, понятными большинству людей словами создать яркий образ, вызвать сильное сопереживание, дать читателю прожить текст вслед за автором. И при этом, не перейти границы интимности, не сбиться на истеричность, на показной пафос, эпатаж и искусственную экзальтированность. Чтобы читатель не воскликнул "на кой мне чёрт душа твоя?"
Короче, писать надо нефальшиво.
Конечно, меня тут же упрекнут - мол а сам-то? Я не поэт, я только рифмую стёб и шутки.
По профессии и образованию совсем не литератор, не филолог и не лингвист. Но ведь для того, чтобы услышать фальшивое пение, достоточно слуха без знания нот? Для того, увидеть колченогость танцоров или неестественность актёрской игры, специальное образование не требуется. Только вкус, получаемый опытом.
Своим частным опытом я и хочу поделиться.
Говорить о классиках не буду.
Вот только один из современных поэтов, которого я считаю таковым без оговорок.
Валерий Ременюк. г. Выборг.
Привожу здесь только два его стихотворения. А вообще, настоятельно рекомендую найти и почитать его стихи. Хотя бы еще "Сказку" (А коня зовут Конь...) и , например, "По звериному следу". Уверяю вас, не пожалеете.
Цепочка цапель
На фоне межени отлив. Ну, как помочь такому горю?
Я молчалив и сиротлив брожу по высохшему морю.
Какое поле для страстей! Вода ушла куда-то в бездны.
Бренчу обилием снастей, что бесполезны.
Такие скорбные дела! Куда махнуть? - одна забота.
Досада душу извела - пропала целая суббота.
Пора домой, пора к жене. Ох, я не пью, а то бы запил!
Лишь проплывает в вышине цепочка цапель.
Они как будто бы из снов, их лет спокоен и размерен.
Они не ангельских чинов (но стопроцентно не уверен).
Перекликаются, летя, зовут, зовут свою удачу,
А я, как малое дитя, гляжу и плачу.
И я хочу за ними вдаль, где солнце жжет и ветер свищет.
Немаловажная деталь: там лишь покой и много пищи!
И вся природа – мой собес, и не смолкают птичьи трели.
И там какой-нибудь балбес меня подстрелит.
И два заботливых стрижа меня схоронят у березы.
И до того себя мне жаль, что вот стою, глотаю слезы.
Печаль умножила мою и уплыла цепочка цапель…
Нет, хорошо, что я не пью!
А то бы запил.
Кулогоры
За окном темно и брыдко. В печке воет домовой. Со стены глядит открытка из-под пыли
вековой. Ночи асфальтоукладчик отутюжил палисад. На открытке этой мальчик - робок, мелок,
полосат. Полосатая футболка, кепка, мячик, табурет. Может, звать его Миколка, ну, а может,
Филарет. Старомодные гардины далеко не из дворца… Репродукция картины неизвестного
творца ржавым гвоздиком прибита на фанерке «под орех» - развалившегося быта бесполезный
оберег. И витает запах горя, и густеет в горле ком: где хозяева подворья и на свете на каком?
Шелестит поземка пыли по столешнице пустой… Нас сюда определили, разместили на постой.
Мы с дороги ног не чуем, был денек горяч и крут. Отдохнем, переночуем и по новой на маршрут.
Ветер ставенки тревожит, развлекается, злодей…Человек без дома может. Дом не может без
людей. Потому что, без сомненья, он тогда в один момент превращается в с т р о е н ь е и
ландшафта элемент. И когда дощечки накрест, и когда хозяев нет, не поможет даже адрес, даже
ящик для газет. Но всего острей и жальче видеть в горнице пустой, как печально смотрит
мальчик с репродукции простой.
… Вездеход уходит прытко по дороге столбовой. Тут останется открытка да бесхозный
домовой, да упавшие заборы обветшалого мирка. Деревенька Кулогоры. Север. Пинега река.
рис. мой.
Комментарии
Что касаемо меня, я по большому счету пишу так, для прикола, как говорил - на высокую поэзию не мечу) Да и выкрутасов нет, я понимаю что хотел сказать - и для меня это главное. Не факт, что читатель расшифрует мой образ также как и я. Для того и закручивают энти образы, чтобы было место для полета фантазии собсна.
Нет плохих рифм и слов, есть неправильное и бездарное их использование.
Таких стихов, как приведённые - тысячи в инете. Ни своего стиля, ни яркости образов, ничего не обнаружила. Обычные технически грамотные тексты. Серые.
я про искренность и мудрость.
может, таких стихов и "тысячи". Тем хуже для манерных графоманов, заменяющих содержание надуманными "образами" и реальную красоту языка вычурными вырутасами.
Только я, к сожадению, не видел этих "тысяч"...
Вообще, по-большому счёту, я приоткрыл часть своей дущи, как бы пафосно это ни звучало.
Не субъективен ли он? Одного трогает незамысловатая строгая фраза, без надрыва. Задушевная такая, тихая.
Другому подавай барабан, шторм и тысячу чертей...
Что хочет сказать автор статьи? Что темперамент части читателей в счет не идет? Что надо ориентироваться только на одну часть, игнорируя мнение другой? А зачем? Кому мешает разнообразие восприятия?
Стихи, показанные Вами, хорошие, на мой взгляд. Но не для меня... Прочитал с интересом и забыл. У каждого свой пароль на входе...:)
А абсолютизировать какое-то одно мироощущение - не стоит, наверно.
я что - не по-русски пишу? или тут читают на другом языке?
я сразу начинаю - "вот то, что Я - ЛЮБЛЮ", я не ленюсь вписывать "на мой взгляд".
Я д е л ю с ь своим опытом. Я р е к о м е н д у ю...
Никакого навязывания и абсолюитзирования.
Да что ж я настолько ограничен и туп по-вашему?
Эх! Элементарная невнимательность к тексту, элементарное неслышание интонации, элементарный эгоизм.
Жаль.
Вы показали свое видение оценки стиха. Но это не помешает Вам повторять в комментариях: фальшиво, пафосно, заумь! И не указывать после каждого слова: имхо, имхо, имхо.
Я тоже выразил тут свое отношение к проблеме. Разве нельзя?
в принципе, всё, что я говорю - это имхо.
а чтобы понять мои критерии - можно, к примеру, посмотреть мои оценки - за что поставил, за что нет. Не все читал, но тем не менее, тренд заметен. ИМХО.
Я думаю, что стихи от не-стихов только время отсеивает. А рассуждения разные - от лукавого. Сколько примеров, когда обруганные критиками произведения веками живут, а шедевры, воспетые современниками, исчезают.
А мнение одного человека - есть мнение только его. Которое ничего и никогда не меняет.